Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок информатика + православная культура по теме "Масленица"»
Интегрированный урок информатика + православная культура 5 класс.
Шпачук Диана Геннадьевна
учитель информатики и ИКТ и православной культуры
МОУ «СОШ №40» г.Старый Оскол
Тема урока: "Масленица - начало великого поста".
Цель урока:
1. Познакомить с календарем Великого Поста;
2. Разграничить сложившееся ранее языческое представление о празднике Масленицы и его православного понимания;
3. Развивать интерес к традициям празднования православных праздников;
4. Повторить и обобщить навыки работы с текстовым редактором, основные функции и возможности текстового редактора, тему «Работа с информацией».
Оборудование:
Интерактивная доска,
проектор,
компьютерный мобильный класс,
беспроводная локальная сеть,
флеш-карты.
Программное обеспечение: приложение MS Word, PowerPоint, NetOp School
Информационные ресурсы: сеть Интернет, Папка с заданиями для учащихся на каждом рабочем столе мобильного класса.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель Православной культуры:
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из любимых праздников Масленица, узнаем о нем много нового, рассмотрим различные взгляды на происхождение и празднование этого старинного русского праздника, приобщимся к традициям русской кухни,
Учитель информатики:
- Со стороны информатики мы сегодня с вами повторим основные функции и возможности тестового редактора, вспомним как правильно набирать и форматировать текст, редактировать ошибки, вставлять информацию в текстовый документ.
2. Объяснение нового материла
Учитель информатики
Рисует на интерактивной доске шкалу, состоящую из 7 отрезков.
- Ребята, мы с вами сейчас находимся на первом отрезке нашей временной шкалы. Этот отрезок времени длится целую неделю и носит название…Масленица. За этим отрезком следуют еще 6, отмеченных синим цветом, которые означают 6 недель Великого поста, и седьмой черный отрезок, знаменующий собой самую печальную –Страстную седмицу, которая завершается самым главным православным праздником – Воскресением Христовым, и как еще его называют – Пасхой. Она будет в 2011 году 24 апреля. Великий пост - семинедельный период, разделяющий в православном календаре масленицу (Сыропустную неделю) и Пасху. Это время испытаний, ограничений и труда, положенное человеку для очищения тела и души от скверны и грехов и приготовления себя к должной встрече Воскресения Господня
Скажите – каков способ представления информации здесь применялся?
Ответ : Самый наглядный – графический в виде схемы.
- Правильно
А теперь я предложу вашему вниманию еще один способ представления той же самой информации.
Открывается документ, содержащий Календарь Великого поста, где текстовая и числовая информация представлена в виде таблицы
- Скажите в каком виде представлена здесь информация?
Ответ: В табличном.
Учитель Православной культуры:
Ребята, посмотрите внимательно на этот календарь. Здесь указаны начало и конец всех 7 недель Великого поста, время Светлой праздничной седмицы, которая следует сразу за праздником Пасхи и мы видим, что начало всему – масленичная неделя. Это последняя неделя перед Великим постом, когда уже не вкушают мяса, но в течение всей недели, не исключая среды и пятницы, употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты. Откуда же истоки этого праздника?
Чаще всего мы слышим что начало свое этот праздник берет в языческом далеком прошлом нашей Руси. Но так ли это? Обратимся к одному достоверному источнику.
Учитель информатики:
Используем возможности сети Интернет.
Вызывает ученика к интерактивной доске. Ребенок овладевает навыками работы с Интернет посредством сенсорного экрана доски.
- Зайди пожалуйста на наш школьный сайт. По адресу http://sh40.oskoluno.ru
Выбери вкладку нашего школьного духовно-простветительского центра «Возрождение» и перейди на страничку «Вопрос священнику». Вы ребята знаете, что духовный наставник нашей школы всегда с готовностью отвечает на наши вопросы. Мы видим, что ему был задан вопрос об истоках происхождения праздника Масленица. Давайте посмотрим его ответ.
Учитель Православной культуры:
Я зачитаю вам место, где говорится об истории:
«Что касается истоков масленицы, которая в богослужебном уставе называется сырной седмицей, то мнение о ее языческом происхождении не соответствует действительности. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. И тогда Церковь вводит это в свой устав.»
Мы видим, что здесь совпали по времени дни, когда язычники провожали зиму и встречали весну с днями Великого поста – традицией зарождавшегося тогда на Руси православия. Праздник не противоречил церковному уставу и призван как раз соединять людей в совершении добрых дел, взаимной радости.
О том, как масленицу праздновали на Руси на рубеже 19-20 веков рассказывается в одной чудесной книге Ивана Сергеевича Шмелева.
Иван Сергеевич Шмелёв принадлежит к числу талантливых русских писателей, который очень любил свою родину.
Именно ей, России, он посвящает свои рассказы, повести. Темы их разнообразны. Но главное в них – внимание к человеку, страстная любовь к родной земле и её истории. Главная его книга – «Лето Господне»
Повествование ведётся от лица рассказчика, шестилетнего мальчика Вани, прототипом которого был сам писатель – мальчик Ваня Шмелёв. Основа повести – впечатления детства. Главный образ – образ Красоты. Красоту мира писатель видит в обычных явлениях. По мнению Шмелёва, мир полон чудес, и эти чудеса рядом.
Один из рассказов этой главы посвящён празднику Масленицы.
Учитель информатики:
Для тех из вас кто заинтересовался этим рассказом, я покажу как найти его в Интернете.
В строке поиска нужно набрать: И.С. Шмелев Масленица.
Слова сопровождаются набором текста в строке поиска с помощью интерактивной клавиатуры.
Из предоставленных вам страничек выберите ту, что вам понравится больше. Сейчас я покажу как скопировать текст в документWORD. Мы знаем что при работе в текстовом процессоре прежде чем работать с текстом, фрагментом, словом их необходимо сначала выделить.
Учитель показывает на интерактивной доске, комментируя свои действия.
Чтобы выделить большой фрагмент текста нужно щелкнуть левой кнопкой мыши в начале фрагмента, затем переместиться в конец нужного текста, нажать специальную клавишу Shift и щелкнуть левой кнопкой мыши. Текст будет выделен. Затем можно скопировать этот текст, используя левую кнопку мыши, перетащив его в открытый документ приложения MS WORD. Те, кто не имеет дома Интернета этот файл вы можете скопировать в конце урока на свои флеш-карты. Я перешлю его вам по локальной сети, которой связаны все компьютеры нашего мобильного класса. Шмелев И.С. «Лето Господне» глава «Масленица»
Учитель Православной культуры:
У каждой недели поста и масленичной недели существуют свои особенности и даже названия. В представленном вам календаре вы видели название «Первая неделя Великого поста», а дальше недели не названы. Нам нужно восполнить этот пробел – дать названия неделям великого поста.
Учитель информатики:
По локальной сети я перешлю вам файл «Календарь».
Учитель запускает программу связи с мобильным классом NetOpSchool и пересылает нужный файл.
Откройте документ. Нам сейчас нужно заполнить недостающие названия недель. Название одной недели у нас есть. Скажите какая операция нам здесь необходима?
Ответ: копирование, вставка, замена.
Правильно. А какая функция текстового процессора здесь нам понадобится?
Ответ: редактирование.
Что такое редактирование?
Ответ: редактирование это внесение изменения в содержание текста.
Для того чтобы выделить текст что нужно сделать?
Ответ: зажать левую кнопку мышки и протянуть.
Правильно. Но есть еще один хороший способ: дважды щелкнуть по нужному слову. Попробуйте. Но здесь нам нужно целое предложение. Чтобы выделить предложение нужно щелкнуть по нему трижды. Получилось? Теперь щелкнув правой кнопкой мыши выберите команду «Копировать» и, переместившись на нужную строку выберите команду «Вставить». Замените цифру 1 на цифру 2. Что получилось?
Ответ: 2 неделя Великого поста.
- Заполните аналогично все последующие недели. Применяйте для выделения только что изученные действия.
Учитель Православной культуры:
Ребята, посмотрите на свечки, которые поставлены в дни 2,3,4 суббот Великого поста. Она означают что это дни особенного поминовения усопших. Они называются «Родительские субботы». В эти дни по православным традициям все спешат в храмы чтобы поставить свечи и помянуть «О упокоении» своих близких, родных, т.к. они сами за себя помолиться не могут.
Ребята, вы справились с этим заданием. А как же нам узнать названия дней недели сыропустной?
Учитель информатики:
В папке «Задания» на каждом рабочем столе у вас есть файл Названия дней Масленичной недели. Задание простое: заполнить таблицу, где нужно сопоставить день недели, его название и традиции его проведения. Сложность в том, что предложенные дни перепутаны. Вам нужно распределить текстовую информацию, сделав ее табличной. Какую операцию будем мы выполнять?
Ответ: Перемещение.
Как этого добиться?
Ответ: не отпуская левой кнопки мыши перетащит выделенный объект на нужное место.
Это редактирование или форматирование?
Ответ: редактирование.
А что такое форматирование?
Ответ: форматирование - это работа с текстом не изменяя его содержание, а лишь форму. Например размер и цвет текста.
Выполняют задание 3 минуты.
Учитель Православной культуры:
Ребята, вы, работая с текстом, прочитали как проводил дни мясопустной недели. А вы обратили внимание на название воскресенья? Знаете почему он так называется? Заканчивалась Масленица Прощеным воскресеньем. Пост должен начаться прощением людям их прегрешений. Отсюда произошел обычай православных христиан испрашивать прощения друг у друга и ходить на могилы умерших с той же целью.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения. В монастырях он совершается после прощального трапезования. Со смирением сердечным православные христиане кладут друг перед другом земные поклоны, испрашивая прощение за нанесенные обиды. «Прости меня, Христа ради», — просит один. «Бог простит и я прощаю. И ты меня прости», — отвечает другой.
Учитель информатики:
В файле, с которым вы работали только что вы видите незаконченные предложения, содержащие эти трогательные замечательные слова. Чтобы лучше их запомнить давайте внесем изменения в документа набрав текст со словами прощения друг друга. Какую операцию мы выполняли?
Ответ: редактирование.
А теперь окрасьте слова просьбы о прощении синим цветом, выделив их и щелкнув по кнопке «цвет шрифта» на панели инструментов Форматирование, а слова ответ – красным.
Какую операцию мы выполняли?
Ответ: форматирование.
Учитель Православной культуры:
Ребята, а вы знаете поговорки и загадки на тему Масленица? Узнать их больше нам поможет наш друг компьютер.
Учитель информатики:
В папке «Задания» откройте документ Вставь пропущенные слова переместите слова, которые считаете подходящими для каждого из предложений.
Учитель Православной культуры:
У вас все получилось верно. А скажите: без чего не бывает масленицы?
Ответ:Без блинов.
А умеете ли вы их готовить? Давайте обратимся к заветной папке «Задание»
Учитель информатики:
В этой папке есть еще неизвестный вам документ с названием « Масленица ». Это презентация в прикладной среде PowerPоint. Создавать такие документы мы научимся позднее, а вот выбрать нужную нам информацию из готовой презентации и вставить в привычный для нас Word мы научимся сейчас. Двойным щелчком откройте презентацию. Перемещаясь с помощью клавиш управления курсором, мы переходим с одной странички на другую.
Учитель Православной культуры:
Рассмотрите презентацию. Вы видите компоненты, из которых готовят блины. Вы видите представленные в красочной форме пропорции ингредиентов и алгоритм выполнения работы.
Учитель информатики:
В виде чего представлена информация?
Ответ: в виде рисунков и текста.
Домашнее задание:
-Ваша задача заполнить таблицу текстовой и числовой информацией, в которой бы описывалось чего и сколько брать для приготовления блинов. Это будет вашим домашним заданием. Скопируйте на свои Флеш-карты всю папку Заготовки, где весь материал урока и задания: Презентация и файл «Загадки», которые вы должны отгадать и впечатать в документ.
Итог урока:
Учитель Православной культуры:
Мы с вами сегодня подробно познакомились с таким замечательным временем – праздником Масленица, узнали что он является началом времени, особо важным в жизни православной церкви – Великим постом, имеем возможность поближе познакомиться с прекрасным произведением Шмелева «Лето Господне» «главой «Масленица». И, я надеюсь, что вы вспомните все моменты своей жизни, за которые вам захотелось бы испросить прощения у ваших близких, и сделаете это в такой великий покаянный день Прощенного воскресенья.
Учитель информатики:
Мы закрепили навыки работы с текстом, приобрели новые знания, которые вы отработаете дома во время выполнения домашнего задания. Спасибо всем за урок! Вы были сегодня особенно любознательны и активны.