kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Методы оценки образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методы оценки образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методы оценки образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ"»

Методы оценки образовательной деятельности учащихся

в курсе ОРКСЭ

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

1.Педагогическое наблюдение.

Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.

Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.


2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.


Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:


Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления




Определял цели, ставил задачи




Ждал помощи от участников группы




Принимал участие в совместной работе




Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения




Помогал группе в выборе правильных решений




Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы




Находил и исправлял ошибки




Оказывал помощь, откликался на работу других




Преодолевал трудности, добивался достижения результата




Осознавал ответственность за общее дело




Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Методы оценки образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ"

Автор: Чурнусова Лада Александровна

Дата: 12.06.2018

Номер свидетельства: 473088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства