| Православие | Католицизм |
1. Организация церкви |
Отношение к другим христианским конфессиям | Считает себя единственной истинной, святой и апостольской Церковью (ортодоксальной и православной). Идеолог: Константинопольский патриарх Михаил Керуларий (1043–1058) | Считает себя единственной истинной Церковью (католической, вселенской). Однако после II Ватиканского собора (1962–1965) принято говорить о Православных Церквах как о Церквах-сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях. Идеолог: Римский папа Лев IX (1049-1054) |
Внутренняя организация Церкви | С X в. существует разделение на поместные церкви, отличающиеся по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В настоящее время православие в организационном отношении разделено на ряд самостоятельных (автокефальных) церквей. Их каноническое достоинство отражено в официальном перечне – «диптихе чести». Согласно этому списку, церкви располагаются следующим образом: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке. Поместные православные церкви объединены общностью вероучения, культа, канонических правил, но отличаются друг от друга своими социальными концепциями и политическими ориентациями духовенства. | Организационное единство, скрепляемоеавторитетом папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы. |
Отношение к браку духовенства | Белое духовенство (т.е. все духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. | Духовенство дает обет безбрачия (целибат): в практике – с V в. Лев X, окончательно закрепляется Латеранским собором 1059 г. Исключение составляют священники Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью. |
Монашество | Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством о особножитийные, в которых нет правил киновии. | Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Бенедикт Нурсийский. С XI–XII вв. стало оформляться в орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордены: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.) |
Отношения со светскими властями | В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви находились то в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении. | Вплоть до начала Нового времени по своему влиянию церковные власти соперничали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях (прежде всего в Папской области с 754 г.; ныне – государство Ватикан: 44 га, офиц. язык – латинский). |
2. Основы вероисповедания Основу вероисповедания составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание |
Высший авторитет в делах веры | Высшие авторитеты – Священное писание и Священное предание, включающее в себя труды отцов и учителей Церкви; Символы веры древнейших поместных Церквей; вероисповедания и правила Вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан VI Вселенским собором; древняя практика церкви. | Высшим авторитетом является папа Римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признается авторитет Священного Писания и Священного Предания. Католики считают соборы своей Церкви Вселенскими. |
Соотношение Священного Писания и Священного Предания | Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. | Священное Писание уравнено со Священным Преданием. |
3. Догматы |
Важнейшими постулатами православной веры являются догматы: тринитарные (догмат единосущия, догмат личного бытия ипостасей Святой Троицы); христологические, касающиеся личности Иисуса Христа; мариологические, определяющие статус Божьей Матери; хамартиологические, содержащие учение о грехе; сотериологические и эсхатологические, содержащие учение о спасении, Страшном Суде конце света; экклесиологические, раскрывающие учение о церкви и пр. Часть этих догматов кратко сформулирована в тексте Никео-Константинопольского Символа Веры (325–381). |
Догмат об исхождении Святого Духа | Отсутствует тринитарный догмат о филиокве. Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. | Считается, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (догмат о филиокве; лат. Filioque–«и от Сына»). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу. |
Учение о Деве Марии | Признаются только два мариологических догмата – о приснодеве Марии и о том, что Мария есть Богородица. Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Иисус Христос – Бог-Сын, Он предвечно рожден от Отца, не сотворен, единосущен отцу, ради спасения людей сошел на землю, воплотился «от Духа Свята и Марии Девы» и вочеловечился. | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Признается догмат о воскресении и телесном вознесении Богоматери после успения (кончины). |
Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах» | Существует учение о «мытарствах» – испытаниях души умершего после смерти. Отрицается существование чистилища и сокровищницы сверхдолжных заслуг. | Существует вера в суд над умершими (предваряющий последний Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов. Признается наличие сокровищницы сверхдолжных заслуг. |
Учение о грехе | Учит об изначальной гармонии духовного и телесного в человеке, нарушенной грехопадением, приведшим к искажению человеческой природы, восстановить которую и был призван Богочеловек Иисус Христос. | Исходит из посылки о дуализме души и тела, уча о том, что после грехопадения Адам и Ева вернулись в свое натуральное состояние, лишившись особенной благодати Божией, предотвращавшей противоборство телесного и духовного начал у перволюдей в период их райского блаженства. |
Учение о душе (анималогия) | Стоит на позиции креацианимизма (от лат. creatio – творение и anima – душа), признавая, что каждая душа индивидуально творится Богом, и не допускает идеи «отпочковывания» души ребенка от родительских. | Допускает идею «отпочковывания» души ребенка от родительских. |
4. Церковная практика (таинства) |
Таинство (лат. sacramentum) – изначально: всякая сокровенная мысль, вещь или действие; в дальнейшем: богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. В отличие от обрядов (освящение воды, погребение, других треб), которые имеют церковное происхождение, таинства в православии являются установленными самим Иисусом Христом и признаны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека. Мыслится, что каждое таинство сообщает человеку особый дар благодати: прощение грехов, возрождение к жизни во Христе, исцеление недугов. Приняты семь таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние, евхаристия (причащение), брак, священство, елеосвящение (соборование). |
Крещение | Крещение для большинства верующих означает начало христианской жизни, акт вступления в церковь и рождения в духовную жизнь. Совершается крещение детей преимущественно путем полного погружения в купель с водой (желательно в три погружения); лишь в крайних случаях допускается обливание или окропление. | Совершается крещение детей через окропление и обливание. |
Миропомазание и первое причащение | Миропомазание и первое причащение совершаются сразу же после крещения. Считается, что именно в момент миропомазания на новокрещенного нисходит благодать Духа Святого. Миром, особым благовонным составом, православный священник крестообразно помазывает лоб, грудь, глаза, уши, уста, руки и ноги неофита в знак освящения всех его чувств и поступков. Миропомазание повторяется над теми, кто после собственного крещения отрекся от православной веры, но затем пожелал вернуться в церковь. | Миропомазание и первое причащение совершаются, как правило, сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребенок обязан знать основы веры. |
Особенности причащения | Причащение (евхаристия – благодарение) означает приобщение верующих к Иисусу Христу и друг к другу через вкушение искупительной жертвы – «Тела и Крови Христовой». Первая евхаристия была совершена, согласно евангельскому преданию, самим Иисусом Христом в четверг вечером накануне его крестных страданий. Это – Тайная вечеря. Таинство евхаристии является кульминацией литургии – главного христианского богослужения, когда церковь приносит благодарственную жертву Богу за грехи всего человечества. |
Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом и Кровью Христовым (хлебом и вином). | Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства – Телом и Кровью Христовым (хлебом и вином), для мирян – только Телом Христовым (хлебом). |
Таинство покаяния и отношение к исповеди | Таинство покаянии сопровождается говением (постом) и представляет собой исповедание грехов. Исповедь в присутствии священника перед крестом и евангелием считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом. Православные верят, что в момент исповеди им прощаются все высказанные грехи, умышленно утаенные не прощаются. | Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом. |
Таинство священства | Символизирует получение благодати на духовное воспитание людей молитвой, обучением, совершением таинств. Совершается над поставляемым за литургией путем рукоположения – хиротонии. Право рукополагать имеют только представители высшей из трех степеней церковной иерархии – архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). В момент хиротонии поставляемый в сан становится на колени перед алтарем, а двое или более епископов (архиереев) одновременно кладут ему свои руки на голову, призывая благодать Святого Духа, после чего совершается облачение клирика в соответствующие новому сану ризы. |
Таинство брака | Означает получение благодати, освящающей супружество, рождение и воспитание детей. В православии священник венчает брак. В католичестве священник выступает в качестве свидетеля при венчании. |
Елеосвящение или соборование | Призывание на болящего благодати для исцеления телесной или духовной немощи. Обычно совершается над тяжело больным православным христианином. Считается. Что в таинстве соборования прощаются все неумышленно забытые грехи и неблагочестивые поступки, которые сам «болящий» таковыми не считал. Слово «соборование» происходит от слова «собор», имеется в виду собрание семи пресвитеров, которые должны были каждый по очереди помазать больного маслом (елеем), смешанным с вином, в память о действиях милосердного самаритянина из притчи Христовой. Обряд завершается возложением Евангелия на голову больного. |
Богослужение | Главным богослужением является литургия по восточному обряду. В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском. | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обряду. Богослужение на латинском и национальных языках. |
5. Благочестие |
Почитание икон и креста | Развито почитание креста. Апостол Павел в своей христологии сделал крест символом спасения человечества через жертвенную смерть Иисуса и тем самым – символом окончательной победы христианства. Крест как символ Христа получил распространение только в V или в VIвв. Изображения распятого на кресте Иисуса начали делаться только с VIII–IX вв. |
Развито почитание икон Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Традиционно выделяют семь основных типов икон Спасителя: Спас Нерукотворный, Спас Младенец (Эммануил), Спас Ветхий Денми (Саваоф), Великий Архиерей, Ангел Великого Совета (София на троне), Вседержитель (Пантократор), Спас Всемилостевый (Сотер); и шесть типов икон Божией Матери: Оранта, Влахернитисса (Знамение), Елеуса (Умиление), Одигитрия (Путеводительница), Агиосоритисса (Деисисная), Ассунта (Вознесенная). |
В русском православии получили широкое распространение только пять из шести типов богородичных икон, а в качестве чудотворных списков почитаются более трехсот. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства необязательного для спасения. Допускается молитва иконе. | Допускается лишь молитва перед иконой , но не молитва иконе. |
Отношение к культу Девы Марии | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. | Приняты молитвы Деве Мари как пресвятой Деве, Матери Божией, Заступнице. |
Почитание святых. Молитвы об умерших | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. |