kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнительная таблица вероучительных, организационных и обрядовых различий православия и католичества

Нажмите, чтобы узнать подробности

В учебно-методическом материале рассматриваются организационные и обрядовые различия православия и католичества.В методической разработке исследуются различия в вопросе организации церкви. В учебно-методическом материале рассматриваются кардинальные расхождения в вопросах основы вероисповедания. в учебно-методическом материале исследуются различия в догматах православия и католичества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительная таблица вероучительных, организационных и обрядовых различий православия и католичества»

8


Сравнительная таблица вероучительных, организационных и обрядовых различий православия и католичества





Православие



Католицизм


1. Организация церкви


Отношение к другим христианским конфессиям

Считает себя единственной истинной, святой и апостольской Церковью (ортодоксальной и православной).

Идеолог: Константинопольский патриарх Михаил Керуларий (1043–1058)

Считает себя единственной истинной Церковью (католической, вселенской).

Однако после II Ватиканского собора (1962–1965) принято говорить о Православных Церквах как о Церквах-сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях.

Идеолог: Римский папа Лев IX (1049-1054)








Внутренняя организация Церкви

С X в. существует разделение на поместные церкви, отличающиеся по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря).

В настоящее время православие в организационном отношении разделено на ряд самостоятельных (автокефальных) церквей. Их каноническое достоинство отражено в официальном перечне – «диптихе чести». Согласно этому списку, церкви располагаются следующим образом: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Православная Церковь Чешских земель и Словакии, Православная Церковь в Америке. Поместные православные церкви объединены общностью вероучения, культа, канонических правил, но отличаются друг от друга своими социальными концепциями и политическими ориентациями духовенства.

Организационное единство, скрепляемоеавторитетом папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы.


Отношение к браку духовенства


Белое духовенство (т.е. все духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.

Духовенство дает обет безбрачия (целибат): в практике – с V в. Лев X, окончательно закрепляется Латеранским собором 1059 г.

Исключение составляют священники Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью.



Монашество

Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством о особножитийные, в которых нет правил киновии.

Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Бенедикт Нурсийский. С XI–XII вв. стало оформляться в орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордены: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.)



Отношения со светскими властями


В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви находились то в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении.

Вплоть до начала Нового времени по своему влиянию церковные власти соперничали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях (прежде всего в Папской области с 754 г.; ныне – государство Ватикан: 44 га, офиц. язык – латинский).


2. Основы вероисповедания


Основу вероисповедания составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание




Высший авторитет в делах веры

Высшие авторитеты – Священное писание и Священное предание, включающее в себя труды отцов и учителей Церкви; Символы веры древнейших поместных Церквей; вероисповедания и правила Вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан VI Вселенским собором; древняя практика церкви.

Высшим авторитетом является папа Римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признается авторитет Священного Писания и Священного Предания. Католики считают соборы своей Церкви Вселенскими.

Соотношение Священного Писания и Священного Предания


Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания.


Священное Писание уравнено со Священным Преданием.


3. Догматы


Важнейшими постулатами православной веры являются догматы: тринитарные (догмат единосущия, догмат личного бытия ипостасей Святой Троицы); христологические, касающиеся личности Иисуса Христа; мариологические, определяющие статус Божьей Матери; хамартиологические, содержащие учение о грехе; сотериологические и эсхатологические, содержащие учение о спасении, Страшном Суде конце света; экклесиологические, раскрывающие учение о церкви и пр. Часть этих догматов кратко сформулирована в тексте Никео-Константинопольского Символа Веры (325–381).


Догмат об исхождении Святого Духа

Отсутствует тринитарный догмат о филиокве. Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Считается, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (догмат о филиокве; лат. Filioque–«и от Сына»). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.



Учение о Деве Марии

Признаются только два мариологических догмата – о приснодеве Марии и о том, что Мария есть Богородица. Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Иисус Христос – Бог-Сын, Он предвечно рожден от Отца, не сотворен, единосущен отцу, ради спасения людей сошел на землю, воплотился «от Духа Свята и Марии Девы» и вочеловечился.

Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Признается догмат о воскресении и телесном вознесении Богоматери после успения (кончины).


Отношение к чистилищу и учению о «мытарствах»

Существует учение о «мытарствах» – испытаниях души умершего после смерти. Отрицается существование чистилища и сокровищницы сверхдолжных заслуг.

Существует вера в суд над умершими (предваряющий последний Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов. Признается наличие сокровищницы сверхдолжных заслуг.



Учение о грехе

Учит об изначальной гармонии духовного и телесного в человеке, нарушенной грехопадением, приведшим к искажению человеческой природы, восстановить которую и был призван Богочеловек Иисус Христос.

Исходит из посылки о дуализме души и тела, уча о том, что после грехопадения Адам и Ева вернулись в свое натуральное состояние, лишившись особенной благодати Божией, предотвращавшей противоборство телесного и духовного начал у перволюдей в период их райского блаженства.


Учение о душе (анималогия)

Стоит на позиции креацианимизма (от лат. creatio – творение и anima – душа), признавая, что каждая душа индивидуально творится Богом, и не допускает идеи «отпочковывания» души ребенка от родительских.

Допускает идею «отпочковывания» души ребенка от родительских.


4. Церковная практика (таинства)

Таинство (лат. sacramentum) – изначально: всякая сокровенная мысль, вещь или действие; в дальнейшем: богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. В отличие от обрядов (освящение воды, погребение, других треб), которые имеют церковное происхождение, таинства в православии являются установленными самим Иисусом Христом и признаны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека. Мыслится, что каждое таинство сообщает человеку особый дар благодати: прощение грехов, возрождение к жизни во Христе, исцеление недугов.

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние, евхаристия (причащение), брак, священство, елеосвящение (соборование).



Крещение

Крещение для большинства верующих означает начало христианской жизни, акт вступления в церковь и рождения в духовную жизнь. Совершается крещение детей преимущественно путем полного погружения в купель с водой (желательно в три погружения); лишь в крайних случаях допускается обливание или окропление.


Совершается крещение детей через окропление и обливание.



Миропомазание и первое причащение

Миропомазание и первое причащение совершаются сразу же после крещения. Считается, что именно в момент миропомазания на новокрещенного нисходит благодать Духа Святого. Миром, особым благовонным составом, православный священник крестообразно помазывает лоб, грудь, глаза, уши, уста, руки и ноги неофита в знак освящения всех его чувств и поступков. Миропомазание повторяется над теми, кто после собственного крещения отрекся от православной веры, но затем пожелал вернуться в церковь.

Миропомазание и первое причащение совершаются, как правило, сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребенок обязан знать основы веры.

Особенности причащения

Причащение (евхаристия – благодарение) означает приобщение верующих к Иисусу Христу и друг к другу через вкушение искупительной жертвы – «Тела и Крови Христовой». Первая евхаристия была совершена, согласно евангельскому преданию, самим Иисусом Христом в четверг вечером накануне его крестных страданий. Это – Тайная вечеря. Таинство евхаристии является кульминацией литургии – главного христианского богослужения, когда церковь приносит благодарственную жертву Богу за грехи всего человечества.

Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом и Кровью Христовым (хлебом и вином).

Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства – Телом и Кровью Христовым (хлебом и вином), для мирян – только Телом Христовым (хлебом).


Таинство покаяния и отношение к исповеди

Таинство покаянии сопровождается говением (постом) и представляет собой исповедание грехов. Исповедь в присутствии священника перед крестом и евангелием считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом. Православные верят, что в момент исповеди им прощаются все высказанные грехи, умышленно утаенные не прощаются.

Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом.

Таинство священства

Символизирует получение благодати на духовное воспитание людей молитвой, обучением, совершением таинств. Совершается над поставляемым за литургией путем рукоположения – хиротонии. Право рукополагать имеют только представители высшей из трех степеней церковной иерархии – архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). В момент хиротонии поставляемый в сан становится на колени перед алтарем, а двое или более епископов (архиереев) одновременно кладут ему свои руки на голову, призывая благодать Святого Духа, после чего совершается облачение клирика в соответствующие новому сану ризы.

Таинство брака

Означает получение благодати, освящающей супружество, рождение и воспитание детей.

В православии священник венчает брак.

В католичестве священник выступает в качестве свидетеля при венчании.

Елеосвящение или соборование

Призывание на болящего благодати для исцеления телесной или духовной немощи. Обычно совершается над тяжело больным православным христианином. Считается. Что в таинстве соборования прощаются все неумышленно забытые грехи и неблагочестивые поступки, которые сам «болящий» таковыми не считал. Слово «соборование» происходит от слова «собор», имеется в виду собрание семи пресвитеров, которые должны были каждый по очереди помазать больного маслом (елеем), смешанным с вином, в память о действиях милосердного самаритянина из притчи Христовой. Обряд завершается возложением Евангелия на голову больного.

Богослужение

Главным богослужением является литургия по восточному обряду. В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.

Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обряду. Богослужение на латинском и национальных языках.


5. Благочестие



Почитание икон и креста

Развито почитание креста. Апостол Павел в своей христологии сделал крест символом спасения человечества через жертвенную смерть Иисуса и тем самым – символом окончательной победы христианства. Крест как символ Христа получил распространение только в V или в VIвв. Изображения распятого на кресте Иисуса начали делаться только с VIII–IX вв.

Развито почитание икон Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Традиционно выделяют семь основных типов икон Спасителя: Спас Нерукотворный, Спас Младенец (Эммануил), Спас Ветхий Денми (Саваоф), Великий Архиерей, Ангел Великого Совета (София на троне), Вседержитель (Пантократор), Спас Всемилостевый (Сотер); и шесть типов икон Божией Матери: Оранта, Влахернитисса (Знамение), Елеуса (Умиление), Одигитрия

(Путеводительница), Агиосоритисса (Деисисная), Ассунта (Вознесенная).

В русском православии получили широкое распространение только пять из шести типов богородичных икон, а в качестве чудотворных списков почитаются более трехсот. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства необязательного для спасения.

Допускается молитва иконе.

Допускается лишь молитва перед иконой , но не молитва иконе.

Отношение к культу Девы Марии

Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.

Приняты молитвы Деве Мари как пресвятой Деве, Матери Божией, Заступнице.

Почитание святых. Молитвы об умерших


Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кильдеев Дамир Равильевич

Дата: 30.12.2021

Номер свидетельства: 596592

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства