Роль факультативного курса "Основы православной культуры" в духовно-нравственном воспитании школьника
Роль факультативного курса "Основы православной культуры" в духовно-нравственном воспитании школьника
Все школы нашей России должны быть школами русской культуры. Это не школа для русских, это школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России. Все школы нашей России должны быть школами русской культуры. Это не школа для русских, это школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль факультативного курса "Основы православной культуры" в духовно-нравственном воспитании школьника»
Выступление на педсовете 26 03 2019г.
«Роль факультатива ОПК в формировании духовно-нравственной культуры школьников»
По мнению игумена Георгия (Шестуна), система образования должна быть едина для всех. «Все школы нашей России должны быть школами русской культуры. Это не школа для русских, это школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России. Наш Закон «Об образовании» вводит в учебный стандарт национально-региональный компонент и школьный компонент. Они позволяют изучать и родные языки и родные культуры в местах компактного проживания разных национальностей».
И.В. Метлик выделяет следующие содержательные направления включения ценностей православной культуры в содержание духовно-нравственного воспитания школьников:
- приобщение к культурным ценностям мировой цивилизации;
- нравственное воспитание в системе христианских ценностных ориентаций и моральных стереотипов;
- формирование исторического сознания;
- гражданское воспитание;
- формирование национального самосознания.
При этом формы приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской школе определяются структурой ее деятельности как образовательного учреждения и социального института воспитания:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям в процессе основного (базового) образования – в содержании федерального компонента гуманитарного образования (в курсах истории, обществознания, словесности) и регионального компонента (краеведение, родиноведение, история и культура «малой родины» и др.);
- в вариативных моделях общего среднего образования (гуманитарного, национального, гимназического, лицейского и др.);
- дополнительное образование и внеурочная работа (специализированные курсы религиоведческой, мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированные на те или иные виды деятельности учащихся: углубление основного образования, нравственное образование, эстетическое образование, краеведение и туризм, музейная работа, архивистика, художественная культура и др.);
- внешкольная воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной культуры (включение школьников в социально ценные виды деятельности за пределами школы: микрорайон, моя деревня, мой город и др.).
При изучении предмета «Основы православной культуры» больше внимания уделяю элементам содержания данного учебного предмета:
- православная христианская картина мира (православное мировоззрение);
- история православной религии и культуры;
- православная культура и религии мира;
-письменная культура Православия (Православная словесность);
- нравственно-этическая культура Православия;
- художественная культура Православия;
- православный образ жизни;
- Православие – традиционная религия русского народа.
Народ всегда формулировал задачи образования очень просто: научить ребенка жить так, как жили его предки много сотен лет. «Иными словами, задача народного образования – ввести ребенка в жизнь традиции: духовной, научной, культурной, социальной. Научить его жить в соответствии с этой традицией. В этом ключе становится понятна роль предметов «Основы православной культуры» или Закона Божия в целом, в образовательном пространстве, - отмечает игумен Георгий (Шестун).
Программа курса , охватывающая широкий возрастной диапазон обучающихся построена по концентрическому принципу, предполагающему постепенное расширение объема понятий в изучении аналогичных тем: от внешних описательных сюжетов - к их содержательному осмыслению. И если в младшем школьном возрасте рекомендуется положить в основу изучения отечественной духовной культуры традиционный праздничный круг и рассмотрение вопросов Православия, то в старших классах основной акцент сделан на сферу личностного осмысления мира и человека. Учитель представляет старшеклассникам общую картину традиционной культуры по-новому (в другом ракурсе, совмещающем научный, религиозный, этический, эстетический, духовный и материальным компоненты), помогая обучающимся подняться до более высокой степени ее осмысления.
При организации урочной деятельности рекомендуется использование традиционно применяемых в школьном образовании основных методов, а именно: небольшие иллюстрированные рассказы с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; беседы с закреплением материала в творческих работах; комментированное чтение фрагментов учебного пособия и Библии с последующим обсуждением и пр., что приводит к усвоению учебного материала на уроке под контролем учителя.
Кроме того, предлагается дополнять теоретические занятия посещением храмов, музеев, организацией паломнических поездок для закрепления полученных знаний на практике. Таким образом, выдерживается принцип ориентации на широкое культурологическое содержание, обращения к тем проблемам и темам, которые недостаточно отражены в учебных планах, что соответствует требованиям, предъявляемым материалам по дополнительному образованию.
Заложенные в программу курса «Основы православной культуры» содержательные линии «Православное мировоззрение», «Православный образ жизни» и «Нравственная культура православия» нашли отражение в написанном в соавторстве (авторы священник Алексей Мороз и Т.А. Берснева) учебном пособии «Уроки добротолюбия» для среднего школьного возраста (гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации»).
Возрастные особенности школьников предполагают многообразие форм, методов и средств обучения.
Среди форм обучения, наряду с уроками в классе, предусматриваются внеклассные занятия: экскурсии по историческим местам города и края; посещение церквей, музеев и библиотек, тематических выставок и лекций.
Например: заочное путешествие по Коренной пустыни, посещение храма Михаила Архангела в с. Верхнекасиново, выставка рисунков.
Важно продуктивно использовать активные методы обучения, включать обучающихся в процесс изучения отечественной духовной культуры с помощью различных видов детского творчества. Например при участии в районном конкурсе «Рождественская открытка» обучающиеся нашей школы заняли призовые места в разных номинациях. Это Плутахина Наталья, Хмелевская Виктория, Берлизева Анастасия, Иванова Екатерина.
Методика преподавания курса предполагает, кроме теоретических занятий, широкое применение различных аспектов социальной практики: помощь младшим, больным и престарелым; участие в делах благотворительности, в восстановлении историко-культурных объектов и святынь русского народа; бесплатный общественно полезный труд и т. д.
Многообразие средств изучения курса предусматривает обращение к лучшим образцам духовной и светской отечественной литературы, которые вводят в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеалов, знакомят с историей, обычаями народов, населявших древние культурные центры. Большое значение для эстетического развития обучающихся имеет знакомство с сокровищами отечественного искусства, а знание православных праздников (и возможное участие в них) приобщает детей к духовной и социальной жизни русского народа.
Особое значение следует придавать личному психологическому фактору, позиции самого обучающегося, который должен осознать себя и найти свое место в общей картине мира, в окружающей духовно-нравственной социокультурной среде. Важно пробудить чувство личной сопричастности к событиям прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества.
Таким образом, данная программа является одновременно и учебной, и программой деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Ее можно использовать в качестве тематики внеклассных мероприятий, классных часов, лекториев для родителей и обучающихся с целью духовно-нравственного просвещения и воспитания.