kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема духовно-нравственного воспитания детей во все времена остается актуальной для системы образования. С введением федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных в первую очередь на достижение личностных результатов образования, данная проблема зазвучала еще острее. Точнее, более актуальным стал вопрос психолого-педагогической и методической поддержки современного учителя, деятельность которого направлена на гарантированное достижение результатов, отраженных в «портрете выпускника».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры»»


Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры» как морального ориентира духовного развития детей (методический и дидактический аспекты)


Проблема духовно-нравственного воспитания детей во все времена остается актуальной для системы образования. С введением федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных в первую очередь на достижение личностных результатов образования, данная проблема зазвучала еще острее. Точнее, более актуальным стал вопрос психолого-педагогической и методической поддержки современного учителя, деятельность которого направлена на гарантированное достижение результатов, отраженных в «портрете выпускника».

На всех предметах начальной и основной школы учитель стремиться побуждать учеников анализировать литературные персонажи, исторические события и личности, оценивать собственные поступки и соотносить с общепринятыми нравственными нормами. При этом ученики осваивают не только общекультурный опыт человечества, но и обогащают, а при необходимости – корректируют, свой жизненный познавательный опыт.

В данном случае сформированный и богатый опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающей действительности становится движущей силой его духовного развития.


Всегда возникает вопрос, где ученики могут познакомиться с «эталоном нравственности», с помощью которого они смогут ОБЪЕКТИВНО оценить изучаемый материал, сформировать СОБСТВЕННОЕ отношение к этому материалу.

Ключевую роль в этом процессе, несомненно, играют семейные ценности, «ценности ближайшего окружения».

Вместе с тем, предметный модуль «Основы православной культуры» позволяет целостно и системно знакомить учеников с нравственными ценностями, которые лежат в основе православной культуры. Изучив данный модуль, ученикам будет легче формировать свое отношение к изучаемым событиям и явлениям, оценивать свои поступки в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; а учителю – легче создавать на уроках проблемные ситуации, организовывать работу учеников по самостоятельному поиску ответов на многие нравственные вопросы. При этом, полагаю, внутренняя мотивация у школьников будет достаточно высокой (особенно, при изучении таких предметов, как обществознание и история, литература, биология и экология, культура и искусство, музыка и др.).

Всё это побудило меня начать разрабатывать методическую тему, позволяющую рассматривать предмет «Основы православной культуры» в качестве «призмы», через которую происходит усвоение нравственного содержания большинства школьных предметов. В связи с тем, что данная проблема выходит за рамки одного учебного предмета, а мои методические разработки используются учителями других предметов, полагаю, что данная проблема является также и дидактической.

Методическая тема: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры» как морального ориентира духовного развития детей (методический и дидактический аспекты)».

Актуальность данной темы продиктовано самим ФГОС НОО, который одним из результатов обучения по данному предмету выделяет умение учащихся «… соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали».

Приведу ряд примеров из моей педагогической практики и практики моих коллег, иллюстрирующие опыт духовного-нравственного развития детей на различных уроках в начальной и средней школе.


«Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца» - начало статьи учебника А. Кураева по теме «Отношение христианина к природе».

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению…


Эта же мысль доносится учителем до сердца учеников и на уроках окружающего мира. Особенно на тех занятиях, на которых ведется диалог о взаимоотношениях человека и природы, об экологии.

При изучении многих тем на уроках окружающего мира («Земля – планета жизни», «Как узнать человека», «Посмотри в свое «зеркало», «Кто во что верит», «Что человечество ценит больше всего») учителям начальной школы целесообразно использовать следующий материал курса «Основы православной культуры», дающий представление о нормах христианской морали: стихи из сборника Татьяны Дашкевич «Голос ангела», притчи, библейские тексты, а также гравюры и картины с христианскими мотивами, и, несомненно, – жизнеописания святых.


На уроках литературного чтения необходимо также включать духовно-нравственный материал. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитать старших, постигают основы праведной жизни. Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.


Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Интересны в этом смысле сказки А.С. Пушкина. В них дух нашей Родины, Древней Руси православной, с золотыми куполами, с колокольным звоном. Они учат любви и справедливости, смелости в противостоянии злу.

Обратимся к «Сказке о мертвой царевне», в которой поэт раскрывает одну из главных истин жизни – смерть от греха злой зависти («… тут ее тоска взяла, и царица умерла») и воскресения силой настоящей любви. А истинная любовь спасительна, именно такую любовь воспел А.С. Пушкин в сказках, запечатлев в них Божьи заповеди.

Но разглядеть эти особенности сказок могут только дети подготовленные, дети, осмысленно изучающие курс «Основы православной культуры». Им легко будет «считать» христианские мотивы в других произведения А.П. Пушкина, изучаемых в уже средней школе (роман «Дубровский», повесть «Капитанская дочка» и т.д.), и сформировать свое, особенное, отношение к героям и их поступкам.


«О России петь – что стремиться в храм – по лесным горам, полевым коврам», - писал И. Северянин. Среди вечных тем искусства есть одна, самая важная, связанная с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. Вера в людях не умирала никогда. Вера учила создавать великие шедевры. Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу. «Сам Бог говорил над моим ухом», - утверждал Л.В. Бетховен, признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека. Более четырехсот лет назад появились произведения, написанные на религиозные тексты и сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие произведения называют духовными.

Трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений. Их содержание – истина и красота, наполняющие человеческие сердца. Духовная музыка оказала огромное влияние на творчество русских композиторов – М.П. Мусоргского, Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова, А.П. Бородина.


Живопись, как одно из направлений искусства, также неразрывно связана с религией. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты. Эти сюжеты получили визуальную форму в тысячах скульптур, фресок, картин, рисунков и гравюр.

Культура нашей страны глубоко укоренилась в Православии. Для того, чтобы хорошо понимать культуру, человек должен хорошо понимать основы Православия.


Значительным потенциалом в достижении личностных результатов при изучении школьных предметов, в том числе и основ православной культуры, обладает внеурочная деятельность. Важно, чтобы эта деятельность была организованна в формах, отличных от урочной системы. Например, такихкак: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; экскурсии (очные и заочные), работа школьного музея. Ученики нашей школы регулярно посещают храмы города, ежегодно участвуют в акции «Рождественский перезвон», в районном мероприятии «Рождественский фестиваль», в конкурсах творческих работ «Красота Божьего мира», «Мама – мой ангел». Все эти мероприятия привносят свою лепту в дело духовного развития детей.

Несомненно, для правильной педагогической организации всех вышеперечисленных направлений духовного развития учеников необходимо единство подходов семьи, школы, государства и церкви. С психолого-педагогической и методической точки зрения именно модуль «Основы православной культуры» становится одним из связующих звеньев, позволяющих максимально честно и откровенно рассказать современному ребенку о Высших Человеческих Ценностях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 22.05.2018

Номер свидетельства: 470699


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства