Просмотр содержимого документа
«ОРКиСЭ Программа по ОСЭ 4 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« »
Рассмотрена на заседании МО Согласована: Утверждена:
Протокол № от 2019 г. Зам. Директор по УВР Директор__________/ ./
________/ ./ Приказ № от 2019 г.
Рабочая программа
(начальный уровень обучения)
по Основам религиозных культур и светской этики 4А, 4Б, 4В классы
количество недель 34, количество часов в неделю 1 час, количество часов в год -34 часа,
учителя:
2019-2020 учебный год
Составлена в соответствии с программой А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений, 2011г.)
Учебники: 1.Кураев А.В.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2012.
2.Основы мировых религиозных культур. 4 (4-5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Шапошниковой Т.Д. – М. «Дрофа», 2013
3.Основы исламской культуры. 4 (4-5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Шапошниковой Т.Д. – М. «Дрофа», 2012
4.Основы светской этики. 4 (4-5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Шапошниковой Т.Д. – М. «Дрофа», 2012
г. Нефтеюганск
2019
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю, 34 час в год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики», 2011.
Учебно-методический комплекс:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2011.
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Основы мировых религиозных культур. 4 (4-5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Шапошниковой Т.Д. – М. «Дрофа», 2013
Основы исламской культуры. 4 (4-5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Шапошниковой Т.Д. – М. «Дрофа», 2012
Основы светской этики. 4 (4-5 классы): учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Шапошниковой Т.Д. – М. «Дрофа», 2012
Организация учебно-воспитательного процесса
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учётом традиций российской педагогики.
Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является:
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 №МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012 № МД - 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011 № МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250; «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
Преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классах общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Для реализации содержания регионального компонента курса ОРКСЭ будут проводиться:
экскурсии в городские музеи: историко-художественного комплекса «Музей реки Оби», культурно-выставочного комплекса «Усть-Балык»;
посещение МБУК «Городская библиотека», выставок.
Цель и задачи комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Принципы построения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». При построении учебного предмета «Основы религиозных культур и светскойэтики» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Содержание учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественногосогласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса
получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Осознание ценности человеческой жизни.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).
При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.
Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.
При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.
Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:
Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).
Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.
Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.
При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.
Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы PowerPoint.
«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.
Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.
На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.
При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.
Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Рекомендации к домашним заданиям
Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.
Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?
Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Внеурочная работа в рамках изучения курса
Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие педагоги и школьники, родители.
Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.
Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.
Возможные формы проведения заочной экскурсии:
Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;
Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.
Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.
Диагностическая часть.
В течение года планируется провести три диагностических работы.
Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.
Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний (урок 16-17).
Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.
Учебно-тематический план
комплексного учебного курса ОРКСЭ,
модуля «Основы светской этики»
2019-2020 учебный год.
№ уроков
Наименование раздела
Кол-во часов на изучение
Из них
Основные ЗУН по теме
Вид контроля (указать)
Теория
Практика
1-2
I. Знакомство с новым предметом
2
2
-
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.
тест
3-4
II. Знакомство с основами этики
3
-
2
Этика как часть философии. Значение слова «философия». Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели – лучшие качества человека.
тест
5-8
III. Этические учения о добродетелях
4
4
-
Определение добродетели по Аристотелю. Добродетель в понимании древних философов. Нравственные качества и добродетели. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.
тест
9-14
IV. Этика о нравственном выборе
6
5
1
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Трудности в отношениях между людьми. Совесть и ее роль в жизни человека. Ответственность. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.
тест
15-17
V. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
3
3
-
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Его законы человеческого общения. Конфуций. Его учения о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Государство. Россия – государство, в котором мы живем.
тест
18-21
VI. Нравственный закон человеческой жизни
4
4
-
Нравственный закон. Десять заповедей. Иудаизм. Тора – священная книга иудаизма. Христианство. Библия – священная книга христианства. Любовь в жизни человека. Различные проявления любви. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.
тест
22-26
VII. Этика об отношении людей друг к другу
5
5
-
Дружба в системе этических ценностей. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Милосердие в жизни человеческого общества. Взаимоотношения людей в современном мире.
тест
27-30
VIII. Как сегодня жить по нравственным законам
4
3
1
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Жизнь по нравственным законам. Л. Н. Толстой – выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
тест
31-34
Итоговая презентация
3
4
-
Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Презентации учащихся.
Итого
34
30
4
Тематическое планирование
Основы светской этики.
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
Календарно-тематическое планирование комплексного учебного курса ОРКСЭ,
модуля «Основы светской этики»
2019-2020 учебный год.
№
Тема урока
Кол-во часов
Сроки
Примечание
План.
Факт.
План.
Факт.
1-2
Знакомство с новым предметом
2
1
Россия - наша Родина
1
2
Духовные ценности человечества. Культура. Религии.
1
тест
3-5
Знакомство с основами этики
3
3
Философия и этика
1
4
Философия и этика
5
Мораль и нравственность
1
тест
6-9
Этические учения о добродетелях
4
6
Добродетель
1
7
Учение Аристотеля о добродетелях
1
8
Нравственные качества
1
9
Терпение и терпимость
1
тест
10-15
Этика о нравственном выборе
6
10
Убеждения
1
11
Убеждения
1
12
Нравственный выбор
1
13
Совесть. Долг
1
14
Ответственность
1
15
Этика о воспитании.
1
тест
16-18
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
3
16
Справедливость
1
17
Государство, основанное на справедливости
1
18
Государство. Светская этика
1
тест
19-22
Нравственный закон человеческой жизни
4
19
Нравственный закон. Десять заповедей
1
20
Заповеди любви
1
21
Основа жизни. Любовь к Родине.
1
22
Прощение
1
тест
23-27
Этика об отношении людей
друг к другу
5
23
Древнегреческие мыслители о дружбе
1
24
Этика об отношениях.
1
25
Мысли и поступки. Слова и речь
1
26
Милосердие
1
27
«Золотое правило нравственности»
1
тест
28-31
Как сегодня жить по нравственным законам
4
28
Нравственные законы в современном мире
1
29
Альберт Швейцер
1
30
Этическое учение Л. Н. Толстого
1
31
Высказывание «Идти дорогою добра»
1
тест
32-34
Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
3
32
Обобщение по теме «Этика о нравственном выборе»
1
33
Обобщение по теме «Нравственный закон человеческой жизни».
1
34
Обобщение по теме «Этика об отношении людей друг к другу».
1
Приложение №1
№
п/п
Тема
урока
Оборудование урока
Домашнее задание,
Привлечение родителей
1
Россия – наша Родина
«Моя земля Югория»
Выставка книг о России. Флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.
Задание на дом (по выбору учащихся):
1) Расскажи членам семьи об известных тебе людях России. Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать?
2) Придумай вопросы для интервью с известным человеком на одну из тем: «Любовь к Родине», «Духовные ценности», «Что такое патриотизм».
2
Духовные ценности человечества. Культура. Религии.
Фотографии и изображения священных религиозных сооружений, православных храмов, и священных книг.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1.Что такое культура?
2.Что такое религия?
3.Какие слова благодарности вы знаете?
3
Философия и этика
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1.Почему Бога называют Творцом?
2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»
4
Философия и этика
Учебное пособие. Презентация.
Расскажи членам семьи и друзьям, в чем разница между Священным Писанием и Священным Преданием. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
5
Мораль и нравственность
Учебное пособие. Презентация.
Расскажи членам семьи и друзьям, во что верят православные христиане.
6
Добродетель
Учебное пособие. Презентация.
Подготовь рассказ на тему «Что говорит о Боге и мире православная культура».
7
Учение Аристотеля о добродетелях
Учебное пособие. Презентация.
Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура».
8
Нравственные качества
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1.Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
9
Терпение и терпимость
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
10
Убеждения
Учебное пособие. Презентация.
Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе»».
11
Убеждения
Учебное пособие. Презентация.
Написать мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки».
12
Нравственный выбор
Картины по теме урока. Презентация.
Проведение интервью с членами семьи.
13
Совесть. Долг
Картины по теме урока. Презентация.
Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?
Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.
14
Ответственность
Картины по теме урока. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы:
Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?
Может ли православный христианин молиться без иконы?
15
Этика о воспитании.
Картины по теме урока. Презентация.
Подберите, вместе с членами семьи. пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются?
16
Справедливость
Учебное пособие. Презентация.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
17
Государство, основанное на справедливости
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.
18
Государство. Светская этика
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.
19
Нравственный закон. Десять заповедей
Учебное пособие. Презентация.
Написать эссе.
20
Заповеди любви
Учебное пособие. Презентация.
Вместе с родными обсудить одну из заповедей.
21
Основа жизни. Любовь к Родине.
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.
22
Прощение
Учебное пособие. Презентация.
Проведение интервью с членами семьи.
23
Древнегреческие мыслители о дружбе
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.
24
Этика об отношениях.
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.
25
Мысли и поступки. Слова и речь
Учебное пособие, Презентация.
Написать эссе.
26
Милосердие
Учебное пособие, Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.
27
«Золотое правило нравственности»
Учебное пособие. Презентация.
Рассказать членам семьи о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
28
Нравственные законы в современном мире
Учебное пособие. Презентация.
Написать эссе.
29
Альберт Швейцер
Учебное пособие. Презентация.
Прочитать статью из учебника, ответить на вопросы.
30
Этическое учение Л. Н. Толстого
Учебное пособие. Презентация.
Вместе с членами семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
31
Высказывание «Идти дорогою добра»
Учебное пособие. Презентация.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
32
Обобщение по теме «Этика о нравственном выборе»
Учебное пособие. Презентация.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
33
Обобщение по теме «Нравственный закон человеческой жизни».
Учебное пособие. Презентация.
34
Обобщение по теме «Этика об отношении людей друг к другу».