kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Добро и зло: связь времен в православной культуре»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над проектом, учащиеся провели литературоведческое и психологическое исследования. В ходе данных исследований дети хотели выявить степень понимания, использования в жизни понятий "добро" и "зло".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Добро и зло: связь времен в православной культуре»»



4 класс

Исследовательская работа

«Добро и зло: связь времен в православной культуре»


Оглавление


Введение


Глава 1. Сущность понятий «добро» и «зло» в лингвистике

    1. Лексическое значение слов

1.2.Устойчивые сочетания слов

Выводы по главе 1


Глава 2. Тема «добра» и «зла» в литературе

    1. Устное народное творчество

    2. Литературные сказки


Выводы по главе 2.


Глава 3. Психологические исследования

Выводы по главе 3


Заключение


Список литературы и интернет-ресурсов





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и выбор темы исследования «Добро и зло: связь времен в православной культуре» обусловлен следующими факторами:

- окружающая современная действительность;

- увеличение числа негативных проявлений в поведении среди детей младшего школьного возраста;

- изучение произведений по литературному чтению;

- изучение в 4 классе курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»).

Проблема: часто ли дети задумываются над своими поступками.

Задачи:

  1. Выяснить сущность понятия слов «добро» и «зло» с точки зрения лингвистики.

  2. Провести литературоведческое исследование по обращению к понятиям «добро» и «зло».

  3. Провести психологическое исследование, чтобы методом опроса, анкетирования и сравнительного анализа выявить степень понимания, использования в жизни понятий «добро» и «зло».

Гипотеза исследования: исследования приведут к тому, что дети начнут задумываться над тем, что делать для того, чтобы жизнь наша стала лучше.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы и источников Интернета по теме исследования;

-методы психолого-социологического исследования: опрос-интервью, анализ, анкетирование, методы статистической обработки результатов исследования.




Глава 1. Сущность понятий «добро» и «зло» в лингвистике


1.1. Лексическое значение слов

В «Толковом словаре» С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даются следующие объяснения слов «добро» и «зло».

Добро - это многозначное слово. Может обозначать: 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи.

Слово «зло» (многозначное слово). Оно обозначает: 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру и второе значение - беда, несчастье, неприятность. Получается слова «добро» и «зло» - антонимы.

    1. Устойчивые сочетания слов

В «Школьном фразеологическом словаре русского языка» нашли следующие устойчивые выражения:

«от добра добро не ищут» - не надо много просить, довольствуйся тем, что хорошее у тебя есть;

«добрый молодец» - хороший, трудолюбивый юноша,

«помнить добро» - не забывай что-то хорошее .



Глава 2. Тема «добра» и «зла» в литературе


2.1 Устное народное творчество

В книге «Пословицы и поговорки. Золотая коллекция умных мыслей» мы увидели, как много пословиц и поговорок сложено о добре и зле у разных народов. Мы определили круг поиска — народы, исповедующие православие. Вот только несколько пословиц.

Русские

Жизнь дана на добрые дела.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

Мир не без добрых людей.

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

Худо тому, кто добра не творит никому.



Украинские

Доброе долго помнится, а злое – еще дольше.

Добрые люди умирают, а дела их живут.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Грузинские

Злой и тот, кто добр только для себя.

Злой человек и в воскресенье злым останется.

Доброе слово железные ворота открывает.

Армянские

Добрая слава дороже богатства.

Доброе век не забудется.

Зло приносит зло.

На добро отвечать добром – дело каждого, на зло добром – дело отважного.

Вывод: в далекие времена люди ценили «добро» и боролись со злом, что и нашло отражение в пословицах, поговорках и фразеологизмах, созданных православным народом.

Исследуя устное народное творчество, мы не могли обойти и народные сказки. Рассмотрим несколько русских народных сказок и посмотрим, как в них раскрывается тема «добра и зла».

В сказке «Гуси-лебеди» - сестра ищет своего брата. Ее гордыня не позволяет ей помочь речке, яблоне и печке. Но в конце сказки сестрица меняется — становится добрее, и герои сказки помогают ей убежать от преследовавших ее гусей-лебедей.

В сказке «Морозко» - добрая падчерица любила работать и получила за свой труд вознаграждение, а ленивая дочка ничего не получила.



2.2 Литературные сказки

А как писатели пишут в своих произведениях о добре и зле?

В сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» младшая дочь пожалела отца и поехала вместо него к чудищу, чем спасла своего отца от смерти. И во второй раз доброта главной героини помогла ей победить злые чары .

В сказке П.П Бажова «Серебряное копытце» после тяжелой жизни у чужих людей девочку-сиротку забирает к себе добрый Кокованя. Всем главным героям очень хорошо живется вместе. Дарёнка — добрая послушная девочка увидела Серебряное копытце, которого могут видеть только избранные люди.


Вывод: тема «добра и зла» актуальна во все времена и поэтому к ней постоянно обращаются поэты и писатели.


Глава 3. Психологические исследования

Рассматривая тему добра и зла на разных уроках, нам очень захотелось узнать, а что думают об этом дети, которые учатся во 2,3 и 4 классах в нашей школе.

Нами был составлены вопросы, которые мы задавали детям и ответы записывали.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА:

1. Что такое «добрые поступки»?

2. Как ты думаешь, что такое «злые поступки»?

3. Ты знаешь, что такое «грех»?

4. Как ты думаешь, просить прощение и каяться – это одно и то же?

Вывод: дети понимают о том, что добрые поступки – это когда делают что-то хорошее.

После этого мы захотели узнать, как часто младшие ребята совершают хорошие поступки и наоборот, делали ли когда-нибудь что-то плохое.

Мы составили анкету и провели в трех классах (2, 3,4) анонимное анкетирование.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТЫ:

  1. 1. Как часто вы совершаете добрые поступки?

  2. Совершали ли вы плохие поступки?

  3. Что вы чувствовали после того, как совершили плохой поступок?

  4. Как вы думаете, важно ли уметь признаваться в совершенных плохих поступках?

  5. Просили ли прощение у кого-нибудь?

  6. «Что надо делать для того, чтобы жизнь наша была лучше, светлее, добрее».

Последний вопрос в анкете был такой: «Что надо делать для того, чтобы жизнь наша была лучше, светлее, добрее».


Дети написали вот такие ответы:


  • Делать всё правильно

  • Никого не обижать

  • Заботиться о близких

  • Помогать в трудной ситуации

  • Не совершать плохих поступков

Вывод: ученики 4 класса (по результатам анкетирования) больше стараются не совершать плохих поступков, чем это делают дети 2 и 3 классов.





Заключение

Не везде сейчас мир и тишина. К сожалению, есть еще на Земле места, где взрываются снаряды и умирают люди. Во время опроса мы узнали, что у нас в классах есть дети, которые приехали из Донецка и Луганска, где до сих пор еще от взрывов гибнут люди. Но эти дети не стали жестокими. Они умеют дружить, сочувствовать, помогать в трудную минуту другим. В Православных храмах молятся за то, чтобы пришел мир на украинскую землю.


Что же показало наше исследование?


Наше исследование показало, что во все времена православные люди хотят жить в мире. Нам нужно, чтобы рядом было только добро и не было зла.


После нашего исследования поменялось и наше поведение.


Мы не можем спокойно смотреть, если кого-то обижают, обзывают, если кому-то плохо. Мы еще больше подружились. Ребята, которые были в моей команде стали мне как-то ближе и роднее.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?


Понять и исполнить

желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

Литература

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 1994

  2. Т.В. Скиба Пословицы и поговорки. Золотая коллекция умных мыслей, Ульяновск, 2011

  3. В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М.: Просвещение, 1989.


  1. Русская народная сказка в обработке М. Булатова. Морозко. - М.: Издательство «Малыш», 1986

  2. С.Аксаков. Аленький цветочек. М.: «Детская литература», 1988


Используемые интернет-ресурсы

http://bookmix.ru/book.phtml?id=420477

http://go.mail.ru/search_images?gp=820020&q=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fr=web#urlhash=1917474763601928535

http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&gp=820020&bahroma=l&q=%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8#urlhash=3456057040465806776

http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&gp=820020&bahroma=l&q=%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8#urlhash=6118318984179758580

http://audioskazki.net/archives/301

http://go.mail.ru/search_images?gp=820020&q=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0&fr=web#urlhash=7441641998253634212

http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&gp=820020&bahroma=l&q=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5+%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8#urlhash=3496766189168009076

http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&gp=820020&bahroma=l&q=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5+%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8#urlhash=1836794335212183037

http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&gp=820020&bahroma=l&q=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5+%D0%B8+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F%D1%85+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8#urlhash=57420007802270085

http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&gp=820020&bahroma=l&q=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D1%86%D0%B5+%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%81+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8#urlhash=2991852541136091640


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа «Добро и зло: связь времен в православной культуре»

Автор: Клочкова Татьяна Анатольевна

Дата: 13.05.2019

Номер свидетельства: 510097

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства