Исследовательская работа «Добро и зло: связь времен в православной культуре»
Исследовательская работа «Добро и зло: связь времен в православной культуре»
Работая над проектом, учащиеся провели литературоведческое и психологическое исследования. В ходе данных исследований дети хотели выявить степень понимания, использования в жизни понятий "добро" и "зло".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Добро и зло: связь времен в православной культуре»»
4 класс
Исследовательская работа
«Добро и зло: связь времен в православной культуре»
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность понятий «добро» и «зло» в лингвистике
Лексическое значение слов
1.2.Устойчивые сочетания слов
Выводы по главе 1
Глава 2. Тема «добра» и «зла» в литературе
Устное народное творчество
Литературные сказки
Выводы по главе 2.
Глава 3. Психологические исследования
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы и интернет-ресурсов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и выбор темы исследования «Добро и зло: связь времен в православной культуре» обусловлен следующими факторами:
- окружающая современная действительность;
- увеличение числа негативных проявлений в поведении среди детей младшего школьного возраста;
- изучение произведений по литературному чтению;
- изучение в 4 классе курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»).
Проблема: часто ли дети задумываются над своими поступками.
Задачи:
Выяснить сущность понятия слов «добро» и «зло» с точки зрения лингвистики.
Провести литературоведческое исследование по обращению к понятиям «добро» и «зло».
Провести психологическое исследование, чтобы методом опроса, анкетирования и сравнительного анализа выявить степень понимания, использования в жизни понятий «добро» и «зло».
Гипотеза исследования: исследования приведут к тому, что дети начнут задумываться над тем, что делать для того, чтобы жизнь наша стала лучше.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы и источников Интернета по теме исследования;
-методы психолого-социологического исследования: опрос-интервью, анализ, анкетирование, методы статистической обработки результатов исследования.
Глава 1. Сущность понятий «добро» и «зло» в лингвистике
1.1. Лексическое значение слов
В «Толковом словаре» С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даются следующие объяснения слов «добро» и «зло».
Добро - это многозначное слово. Может обозначать: 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи.
Слово «зло» (многозначное слово). Оно обозначает: 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру и второе значение - беда, несчастье, неприятность. Получается слова «добро» и «зло» - антонимы.
Устойчивые сочетания слов
В «Школьном фразеологическом словаре русского языка» нашли следующие устойчивые выражения:
«от добра добро не ищут» - не надо много просить, довольствуйся тем, что хорошее у тебя есть;
«добрый молодец» - хороший, трудолюбивый юноша,
«помнить добро» - не забывай что-то хорошее .
Глава 2. Тема «добра» и «зла» в литературе
2.1 Устное народное творчество
В книге «Пословицы и поговорки. Золотая коллекция умных мыслей» мы увидели, как много пословиц и поговорок сложено о добре и зле у разных народов. Мы определили круг поиска — народы, исповедующие православие. Вот только несколько пословиц.
Русские
Жизнь дана на добрые дела.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
Мир не без добрых людей.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Украинские
Доброе долго помнится, а злое – еще дольше.
Добрые люди умирают, а дела их живут.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Грузинские
Злой и тот, кто добр только для себя.
Злой человек и в воскресенье злым останется.
Доброе слово железные ворота открывает.
Армянские
Добрая слава дороже богатства.
Доброе век не забудется.
Зло приносит зло.
На добро отвечать добром – дело каждого, на зло добром – дело отважного.
Вывод: в далекие времена люди ценили «добро» и боролись со злом, что и нашло отражение в пословицах, поговорках и фразеологизмах, созданных православным народом.
Исследуя устное народное творчество, мы не могли обойти и народные сказки. Рассмотрим несколько русских народных сказок и посмотрим, как в них раскрывается тема «добра и зла».
В сказке «Гуси-лебеди» - сестра ищет своего брата. Ее гордыня не позволяет ей помочь речке, яблоне и печке. Но в конце сказки сестрица меняется — становится добрее, и герои сказки помогают ей убежать от преследовавших ее гусей-лебедей.
В сказке «Морозко» - добрая падчерица любила работать и получила за свой труд вознаграждение, а ленивая дочка ничего не получила.
2.2 Литературные сказки
А как писатели пишут в своих произведениях о добре и зле?
В сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» младшая дочь пожалела отца и поехала вместо него к чудищу, чем спасла своего отца от смерти. И во второй раз доброта главной героини помогла ей победить злые чары .
В сказке П.П Бажова «Серебряное копытце» после тяжелой жизни у чужих людей девочку-сиротку забирает к себе добрый Кокованя. Всем главным героям очень хорошо живется вместе. Дарёнка — добрая послушная девочка увидела Серебряное копытце, которого могут видеть только избранные люди.
Вывод: тема «добра и зла» актуальна во все времена и поэтому к ней постоянно обращаются поэты и писатели.
Глава 3. Психологические исследования
Рассматривая тему добра и зла на разных уроках, нам очень захотелось узнать, а что думают об этом дети, которые учатся во 2,3 и 4 классах в нашей школе.
Нами был составлены вопросы, которые мы задавали детям и ответы записывали.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА:
1. Что такое «добрые поступки»?
2. Как ты думаешь, что такое «злые поступки»?
3. Ты знаешь, что такое «грех»?
4. Как ты думаешь, просить прощение и каяться – это одно и то же?
Вывод: дети понимают о том, что добрые поступки – это когда делают что-то хорошее.
После этого мы захотели узнать, как часто младшие ребята совершают хорошие поступки и наоборот, делали ли когда-нибудь что-то плохое.
Мы составили анкету и провели в трех классах (2, 3,4) анонимное анкетирование.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТЫ:
1. Как часто вы совершаете добрые поступки?
Совершали ли вы плохие поступки?
Что вы чувствовали после того, как совершили плохой поступок?
Как вы думаете, важно ли уметь признаваться в совершенных плохих поступках?
Просили ли прощение у кого-нибудь?
«Что надо делать для того, чтобы жизнь наша была лучше, светлее, добрее».
Последний вопрос в анкете был такой: «Что надо делать для того, чтобы жизнь наша была лучше, светлее, добрее».
Дети написали вот такие ответы:
Делать всё правильно
Никого не обижать
Заботиться о близких
Помогать в трудной ситуации
Не совершать плохих поступков
Вывод: ученики 4 класса (по результатам анкетирования) больше стараются не совершать плохих поступков, чем это делают дети 2 и 3 классов.
Заключение
Не везде сейчас мир и тишина. К сожалению, есть еще на Земле места, где взрываются снаряды и умирают люди. Во время опроса мы узнали, что у нас в классах есть дети, которые приехали из Донецка и Луганска, где до сих пор еще от взрывов гибнут люди. Но эти дети не стали жестокими. Они умеют дружить, сочувствовать, помогать в трудную минуту другим. В Православных храмах молятся за то, чтобы пришел мир на украинскую землю.
Что же показало наше исследование?
Наше исследование показало, что во все времена православные люди хотят жить в мире. Нам нужно, чтобы рядом было только добро и не было зла.
После нашего исследования поменялось и наше поведение.
Мы не можем спокойно смотреть, если кого-то обижают, обзывают, если кому-то плохо. Мы еще больше подружились. Ребята, которые были в моей команде стали мне как-то ближе и роднее.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Понять и исполнить
желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
Литература
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 1994