kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у учащихся социальной компетентности, признание ценностей толерантности, уважения многообразия культур

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации раскрывается тема толерантности – ключевой проблемы для всего мира, существенной составляющей свободного общества и стабильного государственного устройства.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся социальной компетентности, признание ценностей толерантности, уважения многообразия культур»

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

г. Балаково Саратовской области












Формирование у учащихся социальной компетентности, признание ценностей толерантности, уважения многообразия культур



















Подготовила:

учитель начальных классов

Малькова Наталья Николаевна

2020 г.

Вот уже 20 лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т. е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По - прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальными. И это страшно.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Хочется рассказать о развитии этнической политики в школе. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность?

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Главным документом в работе школы по данному вопросу является Программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В Программе говорится о том, что толерантность – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

Профессор Т. Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

  • Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

  • Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

  • Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

  • Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

  • Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные черты их отличия: 

1. Знание самого себя.


Толерантные люди.

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах, в своих достоинствах и недостатках.


Интолерантные люди.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.


Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.


Интолерантный человек опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.


Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.




Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.


4. Потребность в определении.


Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.


Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).


Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.


Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.


Толерантный человек способен посмеяться над собой.


Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм.


Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.



Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;

  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

  • быть примером для детей;

  • уметь слушать;

  • поддерживать эмоциональные привязанности;

  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

  • избегать жестких иерархических отношений;

  • не допускать проявлений авторитаризма;

  • поощрять совместную деятельность.

Проводя классный час по толерантности с целью закрепления полученных знаний о чертах толерантности, можно разделить детей на две группы, чтобы дать подросткам возможность оценить степени толерантности. И ребята довольно правильно оценивают толерантного и интолерантного человека, назвав такие черты как:

  • чувство юмора; непонимание;

  • доброжелательность; равнодушие;

  • гуманизм; агрессивность;

  • хорошее отношение к другим людям; высокомерие;

  • умение владеть собой; безразличие;

  • уважение мнения других; раздражительность;

  • терпение; непонимание противоположных взглядов, обычаев;

  • доверие; недоверие;

  • желание вместе делать что-то; уединение.

Задания учащимся могут быть разные: сравнить представление о себе с портретом толерантной личности; поможет создать представление о толерантной личности одного из членов группы. Главное, чтобы ребята поняли, что толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности и в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог должен помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Применение различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям; большую степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку. Любая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а учитель использует те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Хочется вернуться к вопросу о развитии этнической толерантности в школе - как доминанте культуры межнациональных отношений. Исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

Предлагается проводить работу по развитию этнической толерантности по следующим направлениям:

урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности (предметы «Основы религиозных культур и светской этики», «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке»);

внеурочная работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную, т. к. располагает большим временем (кружок «Хочу всё знать»).

Реализовать эти два направления предлагается при помощи известных видов деятельности:

  • письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы;

  • устные сообщения учащихся (Шмакова Кира и Демиденко Екатерина - «Масленица» (у славян), Измайлова Камила и Сафиуллин Артур - «Сабантуй» (у татар), Саркисян Андрей - «Терендез» (у армян);

  • работа в парах, группах;

  • выпуск школьной газеты;

  • составление кроссвордов.

При этом возможно использование “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея («Музей истории города»), выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

И, подводя итоги, мне хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур, т. е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;

  • установление доброжелательных отношений с окружающими;

  • способность к глубокому пониманию жизни;

  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

  • развитие творческих способностей;

  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

  • способность брать на себя ответственность;

  • приложение усилий для достижения поставленных целей.



Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формируется отношение к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малькова Наталья Николаевна

Дата: 18.08.2020

Номер свидетельства: 555970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства