kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе «Моя цель в преподавании предмета ОРКСЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему «Моя цель в преподавании предмета ОРКСЭ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Моя цель в преподавании предмета ОРКСЭ»»

Эссе «Моя цель в преподавании предмета ОРКСЭ»

МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой»

город Нефтеюганск,

учитель географии

Максём Раиса Петровна.


Одно из самых первых, очень ранних воспоминаний моего детства: утро, я просыпаюсь и, открывая глаза, вижу над головой привязанный к металлической спинке кровати крестик. Оказывается, я узнала об этом уже будучи студенткой, меня сразу после рождения крестили. Крестили на Украине, где я родилась, тайком, стараясь не рассказывать об этом. Потом он куда-то исчез. Позже мама объяснила, что потерялся при переезде на новое место жительства. Кстати, мои родители не были глубоко религиозными, но, как я теперь понимаю, воспитание в семье сыграло свою роль: мама бережно хранила икону, которой её благословили на свадьбе.

Очень яркие воспоминания связаны с подготовкой к празднованию Пасхи, Дня Святой Троицы. Запах сдобного теста, окраска яиц (я до сих пор предпочитаю красить луковой шелухой, как когда-то это делала мама), предпраздничные хлопоты, украшение дома венками из листьев берёзы, цветами, аромат рассыпанной по полу свежей травы, праздничное настроение, ожидание чего-то светлого, радостного... Сельская глубинка, две улицы, нет Храма, нет календарей церковных праздников, но! Люди знали и отмечали главные церковные праздники наравне со светскими и одно никак не мешало другому. От этих воспоминаний веет счастьем, радостным ожиданием какого-то чуда.

В нашей семье, как и в других семьях бывшего Советского Союза, мы дети, конечно же, получили светское образование и воспитание: октябрята, пионеры, комсомольцы – всё, как положено. Росли в семье, где родители своим примером, добросовестным трудом воспитали и в нас трудолюбие, ответственное отношение к выполняемой работе (папа впоследствии был награждён орденом «Знак Почёта», родители - Ветераны труда). Проживая в сельской местности, необходимо было помогать родителям по хозяйству. Как говорила моя мама «Не потопаешь, не полопаешь». Родители, будучи детьми 4-6 лет на начало Великой Отечественной войны, пережив оккупацию и голодное послевоенное время, знали цену хлеба и в нас воспитывали бережливость, трудолюбие и желание жить достойно. Мама постоянно повторяла: «Дети, учитесь!» Несмотря на то, что все четверо детей учились в школе хорошо, считала нужным ходить на уроки, контролировать.

Родители очень много читали, выписывали много газет и журналов и мы, дети, тоже выросли «читающими», все получили высшее образование, трое - учителя. Теперь я отчётливо понимаю, что, в сущности, я, лично, занималась «самообразованием». Благодаря иллюстрациям из журналов «Огонёк», «Крестьянка», «Работница» я знала картины художников, работы знаменитых скульпторов, перечитала практически все книги в библиотеке. Было интересно! Не получая в школе знаний (в первый класс я пошла в 1967 году) по основам религиозных культур, основам православной культуры, основам светской этики, вольно или невольно, но на протяжении моей жизни я тем или иным путём восполняла «пробелы» своего образования. В первую очередь, это были те пласты культуры, которую несли мои родители. Украинские песни, которые при выполнении любой работы пела моя мама, а затем и я вместе с ней, вышитые рушники, наволочки, салфетки, украшавшие наш дом, в углу – икона, покрытая самым красивым вышитым полотенцем, чистота и порядок в доме, послушание по отношению к родителям, уважение к старшим.

Приехав с Украины по государственной программе переселения на освоение целинных и залежных земель в Северный Казахстан, семья (мне было 2 года) попала в посёлок, где проживали люди самых разных национальностей, которые много работали, но очень весело отмечали праздники, дружили. Будучи совсем молодыми, «покорители целины» организовали хор и ездили по казахским аулам с концертами (после работы), их ждали, накрывали дастархан. Совсем маленький посёлок, но, под руководством семейной пары учителей малокомплектной школы, был создан драмкружок, вечерами репетировали (телевизоров в такой глубинке ещё не было), сделали декорации и для жителей села Боевик - поставили спектакль! Наверное, в городе всё было лучше, цивилизованнее, но я считаю, что очень много получила именно от родителей, от их уклада жизни, от того, что они, сами не подозревая об этом, научили нас самым главным христианским заповедям. А если бы к этим семейным ценностям я бы ещё получила и знания, которые сейчас получают дети 4-5-х классов по предмету ОРКСЭ?! Не уверена, что это как-то кардинально изменило бы мою жизнь, повлияло бы на выбор профессии, но думаю, что знания по такому предмету помогли бы мне лучше ориентироваться по различным вопросам, которые в процессе моей жизни, конечно же, возникали.

Да, в Советском Союзе была система воспитания и образования. На примерах героев войны, революционеров, пионеров-героев, воспитывали будущих строителей коммунизма. Мы, дети, с большим почтением и уважением относились к учителям, в большинстве своём старались быть достойными звания октябрёнка, пионера, комсомольца. Уважение к людям других национальностей – всё это было заложено в воспитательной системе школы. Интернациональные семьи – кого можно было тогда этим удивить? Казалось бы, всё продумано, учтено, народы дружного Советского Союза не имеют претензий друг к другу: равноправие, уважение... И вдруг «прозвенели первые звоночки»... Восстание казахской молодёжи в Алма-Ате, подавление этого выражения недовольства. Перестройка, лихие 90-е и вот уже «резня» то в одной республике, то в другой, русские вынуждены спасаться бегством, бросая всё, что имели на тот момент, спасая себя и детей. Нагорный Карабах, Чечня, требование суверенитета Татарстаном и Башкирией... Большая, могучая держава, которой мы гордились, которую боялись другие страны мира, стала стремительно рушиться, как карточный домик. Референдум - почти 78% граждан за сохранение Советского Союза! Но!!! Кого интересует мнение народа? Распад великой державы и – опять! «Великое переселение народов»! Распадаются семьи, страдают дети, гибнут люди... Ради чего всё то, что произошло, совершили люди, выросшие и воспитанные на великих идеалах, деды, отцы которых создавали и защищали эту страну. Они, получившие – по всем меркам – правильное воспитание, разрушили государство! Но, может быть, благодаря именно этому, правильному воспитанию в семьях, в школах, вузах, благодаря трудолюбию и великому терпению нашего народа, умению ждать лучших времён, Россия не распалась на отдельные «княжества», как этого хотелось определённым мировым силам. Может быть, благодаря именно сильным традициям выстоять в самые сложные времена, невзирая на очень большие трудности, с которыми столкнулись люди, выстояли, благодаря всему тому самому хорошему, что во многих было заложено семьёй, школой.

Все события, происходившие в нашей стране за последние 30 лет, как лакмусовая бумажка проявили сущность каждого человека. Как во время Великой Отечественной войны: один сосед пошёл в партизанский отряд, другой – писать донос на соседей. А ведь росли и воспитывались в одном государстве, учились в одной школе...

Так нужно ли в настоящее время «отягощать» школьную программу курсом «Основы религиозных культур и светской этики»? Конечно, же, нужно! Мы - многонациональная держава! Нельзя упускать момент, когда за души молодого, подрастающего поколения борются тёмные силы. Учащиеся 4-5 классов, дети, которые ещё с большим доверием относятся к учителю, к тому, чему он учит. Именно поэтому знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религий и светской этики имеет большое значение.

Процесс образования сегодня понимается не только как процесс усвоения определенной системы знаний, но и как процесс развития личности. Такое обучение предполагает, что в центре обучения находится сам ученик, его мотивы, его цели, его неповторимый психологический склад. Именно школа является тем звеном, которое и должно обеспечить целостное развитие личности ребенка. Школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать любовь к Отечеству, своему народу, его языку, природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам. К сожалению, именно на противопоставлении одной религии другой, одной национальности – другим, происходят государственные перевороты и смена власти во многих странах мира, целью для некоторых «властителей мира» является и наша страна: многонациональная и многоконфессиональная. Поэтому я считаю введение школьного курса ОРКСЭ в школе своевременным и целесообразным. Данный курс несет в себе большой воспитательный потенциал. Он открывает позитивные возможности развития личностных, предметных и метапредметных компетенций каждого ребенка.

К сожалению, в последнее время в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности отходят на второй план, все большую значимость приобретают ценности материальные. И курс Основ религиозных культур и светской этики в данном случае может способствовать существенному воздействию на становление личности ребенка, его духовное и нравственное развитие.

Моя цель в преподавании предмета ОРКСЭ будет состоять в развитии представлений младших подростков о значении нравственных норм и ценностей, чтобы они понимали значение нравственности, морально-ответственного поведения человека в жизни и обществе; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям, укреплять преемственность поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

В наш стремительный век развития науки и технологий, к сожалению, многие дети оказываются один на один с огромным информационным потоком, влияние родителей, семейные ценности, традиции – далеко не во всех (особенно молодых) семьях. Поэтому считаю, что уроки по предмету ОРКСЭ позволят детям получить ответы на многие вопросы, помогут правильно ориентироваться во всём, что окружает маленького (ещё) человека. Моя цель в преподавании ОРКСЭ - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов, формирование патриотов своей страны.

Думаю, что если значительная часть нашего общества будет «нравственно здоровой», то и доморощенные «демократы», мечтающие о смене власти в стране, об очередных революциях, которые ничего, кроме развала, разрухи, горя для населения нашей страны не принесут, не смогут реализовать свои чудовищные планы. Мои родители, пережившие ужасы войны, всегда говорили: «Лишь бы не было войны…».

Уверена, что преподавание такого предмета, как ОРКСЭ, будет способствовать нравственному воспитанию подрастающего поколения. Говорят «Вода камень точит…» Верю в процветание нашей страны, в которой будут жить и мои внуки. Верю в большое будущее России, которая сильна нравственными ценностями, передаваемыми из поколения в поколение. Верю в нравственно здоровую часть населения нашей страны!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Эссе «Моя цель в преподавании предмета ОРКСЭ»

Автор: Максём Раиса Петровна

Дата: 02.10.2019

Номер свидетельства: 521556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства