Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка : "Дидактические игры на уроках ОПК и ОДНКР»
Дидактические игры на уроках основ православной культуры и ОДНКР
Подготовила:
Исаева Марина Геннадьевна
учитель начальных классов
МБУ Школа №61
г.Тольятти
Содержание
Разбор дидактических игр
Олимпиада по основам православной культуры. Основные виды заданий и правила их составления
Олимпиада «Наше наследие»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(В.А. Сухомлинский)
«Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш» (П.И. Пидкасистый, д.п.н., профессор)
«Дидактическая игра – занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях» (Л.П. Борзова, к.п.н.)
Дидактические игры
Аукцион
Великие люди
Волшебная палочка
Дерево вопросов
На что похоже?
Интервью
Историческое лото
Картинная галерея
Крестословица
Молчанка
Переводчик
Реставрация
Странички из дневника
Текст с ошибками
Чистая доска
Что? Где? Когда?
Шляпа размышлений
Я знаю пять имен
Аукцион
Область применения: повторение, закрепление
Ход игры. Учитель называет тему, учащиеся поднимают руки и называют любые понятия, даты, имена и названия, связанные с данной темой. Победитель – кто назвал слово последним
Великие люди
Область применения: повторение, обобщение
Ход игры. Выбирается водящий, который на время покидает кабинет или надевает наушники. Остальные выбираю историческую личность, которую водящий должен будет отгадать. Водящий может задавать классу вопросы, но ответ может быть только «да» или «нет». Можно использовать «игру наоборот»: один загадывает и говорит учителю на ушко, а остальные задают вопросы по той же схеме учителю
Волшебная палочка
Область применения: повторение, закрепление, обобщение
Ход игры. Учитель передает «волшебную палочку» и называет любое слово, имя по заданной теме. Ребенок, которому передали «волшебную палочку» должен добавить слово/словосочетание. Игра заканчивается, когда «волшебный предмет» вернулся к учителю
Дерево вопросов
Область применения: закрепление, повторение
Ход игры. I) учитель после изучения новой темы предлагает детям записать вопросы на карточках и сдать ему; II) учитель проверяет формулировки вопросов, устраняет повторы. Нас следующем уроке на доске вешается «Дерево вопросов», листья – карточки с вопросами (текст внутрь). Ребята поочередно подходят, берут по 1 вопросу, отвечают
На что похоже?
Область применения: повторение, обобщение
Ход игры. Выбирается водящий, он выходит к доске. Остальным демонстрируется карточка с картинкой/словом. Далее начинается действие. Водящий задает вопрос «на что это похоже?». Ученики отвечают по очереди. Можно использовать вопросы «где это находится?», «кто этим пользуется?»
Практическая работа: выбрать водящего; рассмотреть изображение; разыграть действие
Пасхальный кулич
Интервью
Область применения: повторение, обобщение
Ход игры. Выбирается водящий, он на время выходит из класса (надевает наушники). Класс выбирает историческое лицо, которое он будет представлять. Начинается «пресс-конференция». Учащиеся – журналисты, водящий – историческое лицо. Задача водящего – отгадать, какую роль он играет
Например, «историческое лицо» – Николай Чудотворец.
Вопросы: как Вам удавалось с малых лет преуспевать в молитве? Почему Вы тайно помогали нуждающимся? Что подал Господь и Богоматерь Вам, когда были в Святом Сионе? Почему христиане день почитания называю «Никола зимний»? Как много чудес Вы совершили? Сложно ли исцелять умерших? Как удалось спасти целый город от голода? и др.
Историческое лото
Область применения: повторение, закрепление, контроль знаний, индивидуальная работа
Ход игры. Ребенку предлагается игровое поле, разделенное на квадраты, внутри каждого записан вопрос по теме урока. К полю прилагаются карточки с ответами. Учащийся должен за установленной время покрыть поле ответами. Далее ответы переворачиваются. Если комбинация верна, то ребенок увидит картину
Картинная галерея
Область применения: закрепление, обобщение
Ход игры. I) учитель раздает контрольные темы; II) учащиеся формируют картинную галерею по заданной теме; III) оформляется экспозиция, проводится экскурсия
Крестословица
Область применения: закрепление
Ход игры. Учитель пишет на доске длинное слово по теме урока. Дети выходят к доске и вписывают в крестословицу другие слова по данной теме (И.п., ед.ч.)
Молчанка
Область применения: повторение, контроль знаний
Ход игры. У детей пронумерованные листы. На доске легенда: картина-событие, икона-святой/праздник, портрет-имя, предмет-название, карта-сражение.
Учитель показывает соответствующее изображение, дети вписывают в лист ответ. Главное условие – сохранение тишины. Проверку может осуществить учитель или сами дети
Крестословица
Область применения: закрепление
Ход игры. Учитель пишет на доске длинное слово по теме урока. Дети выходят к доске и вписывают в крестословицу другие слова по данной теме (И.п., ед.ч.)
Молчанка
Область применения: повторение, контроль знаний
Ход игры. У детей пронумерованные листы. На доске легенда: картина-событие, икона-святой/праздник, портрет-имя, предмет-название, карта-сражение.
Учитель показывает соответствующее изображение, дети вписывают в лист ответ. Главное условие – сохранение тишины. Проверку может осуществить учитель или сами дети
Переводчик
Область применения: изучение нового материала, закрепление
Ход игры. Учащиеся читают определение какого-либо понятия в учебнике, далее дается время на осмысление, после чего ребята должны «перевести» фразу «с научного языка» или «богословского» на «детский». Объяснить понятие простыми, понятными словами, не искажая смысла
Реставрация
Область применения: изучение нового материала, повторение, закрепление
Ход игры. Детям нужно представить, что они сотрудники археологической лаборатории. К ним в руки попал древний текст. Его необходимо восстановить
Странички из дневника
Область применения: повторение, закрепление, обобщение
Ход игры. Легенда для детей: «К нам руки попал фрагмент личного дневника известной исторической личности. К сожалению, время беспощадно и обложка с именем не сохранилась. Удалось прочесть несколько страниц, и те рассыпались. Нам нужно изучить страницы и узнать, кому принадлежал дневник»
Текст с ошибками
Область применения: изучение нового материала, повторение
Ход игры. I) дети изучают текст на карточке 10 минут; II) карточки заменяются, выдается тот же текст, но с ошибками и таблица для внесения исправлений, работа длится 15 минут
Чистая доска
Область применения: изучение нового материала
Ход игры. Перед уроком на доску учитель прикрепляет разнообразный материал (можно пронумеровать). Учитель предлагает сыграть в игру. В ходе рассказа учителя по теме урока, делая паузы, задавая вопросы, дети смогут «очистить» доску к концу урока
Что? Где? Когда?
Область применения: повторение, закрепление, контроль знаний
Ход игры. Учащимся для заполнения предлагается таблица, разделенная на 3 части – «что?», «где?», «когда?». Колонки частично заполнены. Задача – восстановить недостающие сведения
Шляпа размышлений
Область применения: повторение, обобщение
Ход игры. Игра проводится после изучения новой темы. Каждому ученику предлагается написать по одному вопросу на 3-х разных листочках (1 – знание текста, 2 – что я не знаю по данной теме, но очень хочу знать, 3 – хочу узнать мнение других по этому вопросу)
Например, тема: «Икона»
1 – Что обозначает слово «икона»?
2 – Что изображено вокруг голов/лиц святых на иконах? Что написано на нимбе?
3 – Зачем зажигают свечи у икон? Что вы знаете про чудотворные иконы?
Я знаю пять имен…
Область применения: повторение, обобщение
Ход игры. Ученик берет «эстафетную палочку», говорит «Я знаю пять московских храмов…», называет их. Далее ход переходит другому. Игра должна проходить динамично
Практическая работа: разыграть ситуацию по темам: «Храм», «Библия и Евангелие», «Икона»
Олимпиада по основам православной культуры
Основы православной культуры. Русь Святая, храни веру Православную (opk.pravolimp.ru)
III тура (с 1 сентября по 1 апреля): школьный (отборочный) для 4-11 кл., заочный (отборочный) для 8-11 кл., региональный (заключительный) для 4-11 кл.
Задания на логику, на знание фактов, на умение рассуждать, и четко излагать свои мысли, творческие задания
Олимпиада по основам православной культуры
Виды заданий:
На соответствие
Распределение понятий по группам
Поиск слова-обобщения
Четвертое-лишние
Дополни-логическую цепочку
Запись понятий в хронологической последовательности
IV этап (с 1 сентября по 15 мая): школьный, муниципальный, региональный, заключительный
Участие принимают на добровольной основе учащиеся 1-11 классов, студенты 1-2 курсов
Этапы Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования
Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2012. - С. 316
Положение об Общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры» [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/ecCoL (Дата обращения: 01.03.22)
Положение ОВИО «Наше наследие» [Электронный ресурс]. – URL: https://ovio.pravolimp.ru/documents/60f6795d53bb560503004c0a
Хрестоматия социо-игровых заданий и приемов обучения // Сетевые исследования лаборатории «Школа для всех» [Электронный ресурс]. – URL: http://setilab.ru/modules/courses/view.article.php/11 (Дата обращения: 01.03.22)