Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Интерактивные формы работы на уроках ОРКСЭ"»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ОРКСЭ через использование активных и интерактивных форм деятельности.
Ганиева Татьяна Александровна,
учитель ОРКСЭ
МОУ «Щетиновская СОШ»
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3) интерактивная – взаимодействие.
(моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем).
Виды методов обучения
Интерактивные
Пассивные
Ученик
Активные
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
Педагог
Ученик
Ученик
К методам интерактивного обучения
относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
«Мозговой штурм» (атака)
•Ролевая игра
•Игровые упражнения
•Разработка проекта
•Решение ситуационных задач
•Приглашение визитера
•Дискуссия группы экспертов
•Интервью
•Инсценировка
•Проигрывание ситуаций
•Выступление в роли обучающего
•Обсуждение сюжетных рисунков и др.
ТРИ КИТАИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Творческое или проблемное задание на основе учебной информации (как основа содержания).
Работа в малых группах или обучающая игра.
Обсуждение и подведение итогов.
Критерии отбора методов обучения
МЕТОДЫ
соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
соответствие временным рамкам обучения
соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
соответствие дидактическим целям урока
соответствие содержанию темы урока
соответствие способу руководства учебной деятельностью
соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
соответствие логике учебного процесса
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету;
развивать самостоятельность учащихся;
обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
комфортно чувствовать себя на занятиях;
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
Алгоритм проведенияинтерактивного занятия.
1. Подготовка занятия;
2. Вступление;
3. Основная часть;
4. Выводы (рефлексия) .
При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
работа в группе;
самооценка участника групповой работы;
свобода мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникация в учебном диалоге;
...
Тема урока «Совесть»
УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИЯ»
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)
Если семья – это постройка, то какая..
Если семья – это цвет, то какой…
Если семья – это музыка, то какая…
Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
Если семья – это название фильма, то какое…
Если семья – это настроение, то какое…
Игра: «Какой я?» Перечисляются качества, поступки, а дети отмечают
кружок- есть
кружок - нет
Нравственный поступок
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЭЮЯ
Какое определение, на ваш взгляд, наиболее точно объясняет смысл выражения «нравственный поступок»?
Действие, за которое ты несёшь ответственность.
*Поступок, вызывающий уважение окружающих.
* Добрые дела, совершаемые человеком.
* Самостоятельный выбор целей и способов поведения, не противоречащих общепринятым правилам.
Какое определение, на твой взгляд, более точно объясняет смысл
Работа с понятиями и терминами
Сформулировать определения понятий
Гуманизм
Толерантность
Милосердие
Обычай
Традиция
Уважение
Добродетель
Порок
2. Отгадать понятие по определению
3. «Водоворот идей»
Работа с высказываниями
Сформулировать основную мысль, проблему
Высказать своё мнение по поводу высказывания
Поставить вопросы к высказыванию
Перефразировать высказывание
Подобрать высказывания, близкие по смыслу
Вставить пропущенное слово
Написать мини-сочинение
МЕТОДИКА ИГРЫ «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ»
1 . Выбирается и афишируется проблема («Право на жизнь», «Всегда ли нужно говорить правду», «Использование животных в научных исследованиях аморально» и т.п.) 2. Вывешивается три плаката «За», «Против», «Особое мнение». 3. Каждый ученик определяет свою позицию, обдумывает аргументы. 4. Создаются микрогруппы по позициям, организуется обсуждение в группе с выбором наиболее доказательных аргументов, выбор спикера. 5. После выступления спикеров от каждой группы учитель выясняет не изменил ли кто свое мнение и что на это повлияло. 6. Выбираются наиболее доказательные аргументы и выделяются определенным значком.
7.Открывается учебник и рассматривается позиция.
Риски необоснованного использования интерактивных методов
Непонимание того, что такое интерактив.
Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
Бессистемное применение интерактивных методов.
Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Желаюуспехав применении интерактивных методов в работе!