Наименование учебного предмета, курса (модуля) ОРКСЭ«Основы светской этики»
Уровень образования начальное общее
(начальное общее, основное общее образование)
Классы 1-4
Учитель-составитель Косова Оксана Викторовна
(Ф.И.О.)
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка
Статус программы
Адаптированная рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ»
Категория обучающихся
Обучающиеся с ЗПР (вариант 7.1)
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273.
2. ФГОС НОО ОВЗ
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Примерная ООП НОО, Примерная АООП (ЗПР)
4. Рабочая программа по курсу ОРКСЭ для 4 классов составлена в соответствии с Примерной программой по ОРКСЭ для 4 классов: на основе программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.И.Шемшуриной- М.:Просвещение,2016г.
5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной рабочей программы в МБОУ «ООШ г. Анадыря»
Цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса
Целями изучения предмета «ОРКСЭ» в начальной школе являются:
• формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
• коррекция и обогащение словарного запаса детей;
• воспитание культуры речевого общения;
• создание оптимальных возможностей и условий для дальнейшего развития учащихся с ОВЗ;
Адаптация программы осуществляется на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Программа отражает содержание обучения предмета «ОРКСЭ» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в механизмах адаптации содержания программы, раскрытых в тематическом планировании.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Учебный курс «ОРКСЭ» создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.
Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В соответствии с трудностями и особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР определяются коррекционные задачи учебного предмета:
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Предмет
Классы /кол-во часов (в неделю/год)
1
класс
1
доп.класс
2
класс
3
класс
4
класс
ОРКСЭ
-
-
-
-
1/34
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса
Класс
Личностные результаты
1-4 класс
-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1-4 класс
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
4
класс
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Содержание учебного предмета, курса
Рабочая программа по «ОРКСЭ» составлена в соответствии с:
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 класс (авторы Шемшурина А.И. Издательство «Просвещение», 2019), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Этика-наука о нравственной жизни человека.
Раздел 1 Этика общения
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил- добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Раздел 2 Этикет
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Раздел 3 Этика человеческих отношений
В развитии добрых чувств - творение души. Природа - волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4.Этика отношений в коллективе
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня.
Мой класс - мои друзья. Скажи себе сам.
Часть 2.Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 1.Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Раздел 2.Душа обязана трудиться.
Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Раздел 3.Посеешь поступок - пожнешь характер.
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-».
Раздел 4 Судьба и Родина едины.
С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе.
Обобщение пройденного.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 класс (34 ч)
Раздел
Темы уроков
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Часть 1.
Введение.(1 час)
Этика-наука о нравственной жизни человека.
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план рассказа, пересказывает. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы.
Этика общения. (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Понятие «добро» и «зло» как главные этические категории. Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта». Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями.
Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Правила общения для всех.
Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении – стремление к пониманию. Тактичность – важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.)
Воспринимает текст учебника, высказывает своё мнение. Умеет выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока.
От добрых правил - добрые слова и поступки.
Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
Этикет.
(4 часа)
Премудрости этикета.
Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил этикета.
Усваивает понятия «правила этикета» Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подражания.
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности Читает информацию, отражает в действиях.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника.
Красота этикета.
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. Правила этикета за столом, умение пользоваться столовыми приборами.
Участвует в обсуждении художественных произведений. Усваивает, что в течение всей жизни человек старается поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, аргументация суждений, оформление вывода. Читает информацию, анализирует ее. Осознает необходимость самостоятельного нравственного выбора.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Общее и особенное в правилах школьного и домашнего этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил этикета в пословицах и поговорках.
Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах..
Чистый ручеек нашей речи.
Характеристика и определение понятий «речь» её смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи.
Читает и обсуждает текст. Осознает необходимость правильной речи
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признает возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Слушает собеседника и ведёт диалог.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Этика человеческих отношений.
(4 часа)
В развитии добрых чувств - творение души.
Этическая основа понятия «душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состоянии души. Характеристика производного понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души.
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.
Природа - волшебные двери к добру и доверию.
Природа как добрая основа жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для человека. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Осваивает начальные фор мы познавательной и личностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушает собеседника и ведет диалог;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
Чувство Родины.
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и разнообразие чувств. Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое содержание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм».
Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Жизнь протекает среди людей.
Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. Осознание себя через общение с людьми и познание людей во взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя – одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с другими людьми.
Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Этика отношений в коллективе.
(4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение нравственной установки поведения в коллективе.
Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора.
Коллектив начинается с меня.
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные правила для каждого члена коллектива. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Реализация задачи стать единомышленниками.
Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах.
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (проекта) и выделяет ее этапы. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.
Мой класс - мои друзья.
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям. Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке.
Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца.
Скажи себе сам.
творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии.
Часть 2. Введение.
(1 час)
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Золотое правило этики, его сущность и содержание. Вежа – знаток правил поведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Основы восприятия человеком простых нравственных истин. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях, единое в нравственных нормах отношений к человеку. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Простые нравственные истины.
(4 часа)
Жизнь священна.
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна – главная нравственная истина. Отличие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек – основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни.
Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результаты своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.
Человек рожден для добра.
Благо жизни – в развитии добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.
Милосердие - закон жизни.
Значимость этических понятий «сочувствие», сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь и обоюдная действенность. Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Суть противоположности благодарности и неблагодарности.
Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоятельного решения и морального выбора.
Жить во благо себе и другим.
Конфликтные ситуации и возможности их благоприятного решения. Необходимость нравственно ориентированного выхода из любой ситуации взаимодействия с людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость осуждения любого человека и недоброжелательности к нему. Тактичность и простые правила справедливости.
Душа обязана трудиться.
(4 часа)
Следовать нравственной установке.
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Дерево мудрости векового опыта как ориентир в нравственных действиях и поступках.
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, отстаивает собственное мнение.
Достойно жить среди людей.
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в себе. Необходимость веры в себя в собственных действиях. Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях.
Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Уметь понять и простить.
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии отношений. Как контролировать свои необдуманные порывы. Советы векового человеческого опыта.
Простая этика поступков.
Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир – любые наши действия всегда не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Посеешь поступок - пожнешь характер.
(4 часа)
Общение и источники преодоления обид.
Основные формы общения и возможные источники возникновения обид. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения, при котором возникают обиды, неприятности, плохое настроение, грустное состояние души. Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в народной мудрости, помогающие гармоничному общению.
Выполняет интеллектуальные действия: анализ аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
Ростки нравственного опыта поведения.
Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого чувства и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия сокращения расстояния межу «знаю» и «поступаю». Сочетание руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.
Доброте сопутствует терпение.
Закономерность сочетания и взаимодействия добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Причины и результаты терпеливости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
Действия с приставкой «со-».
Действия с приставкой «со» - вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание необходимости своего участия и полезность его ля другого человека. Равнодушие, зависть как антиподы нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
Судьба и Родина едины.
(4 часа)
С чего начинается Родина.
Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она крепнет и расширяется в годы взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения. Напутствия векового опыта.
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, гражданин – его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родине спокойно.
Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование.
Человек - чело века.
Человек как образ века. Суть современного человека. Главные ценности и смыслы важных качеств человека.
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.
Слово, обращенное к себе.
Итоговая творческая работа.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Книгопечатная продукция
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» ( сост. Данилюк А. Я. ) – М.: «Просвещение».
Печатные пособия
Наглядные и раздаточные материалы по ОРКСЭ, ОДНК
Технические средства обучения
Электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»