kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сердцу милый край. Краеведение как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснывает актуальности духовно-нравственного воспитания личности школьников. Содержит разработку занятий по предметной области ОРКиСЭ и ОДНКНР с региональной сотавляющей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сердцу милый край. Краеведение как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

«Средняя общеобразовательная школа № 11»













Примерная образовательная программа по предметной области ОДНКНР

Сердцу милый край. Краеведение как составляющая духовно – нравственного воспитания и развития личности школьников. (возраст детей 12-13 лет

срок реализации данной работы 1 год)







Громова Ирина Геннадьевна

учитель истории обществознания












г. Мурманск

2019





Сердцу милый край.

Краеведение как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников.

В современном мире, меняющийся социально- политической жизни России происходит изменения и в области образования, приоритетным направлением выступает не просто всесторонне развитая личность, а личность с богатым духовно-нравственным внутренним миром. При этом существенно меняются образовательные принципы, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым относится процесс духовно-нравственного воспитания.

Ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие чётких нравственных ориентиров у подростков, подмена жизненных ценностей – всё это не способствует формированию духовно-нравственного компонента личности подростка. Поэтому перед обществом и государством стоит проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, проблема формирования личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу. Эту проблему можно назвать одной из ключевых, так как именно духовно-нравственное становление нового поколения является важнейшим условием развития современной России, необходимым условием для решения проблем и приоритетных национальных задач в современном обществе.

В формировании духовно-нравственного компонента личности современного подростка играют роль такие факторы, как семья, школа, подростковые группы, СМИ, Интернет. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но зачастую входят в противоречие с ценностями, которые навязываются извне. В связи с этим ключевая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии, нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит воспитание личности ребёнка.

Особенно актуальной эта проблема остаётся в сфере социальной педагогики. Дети из социально-неблагополучных семей - сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о нравственности и духовности неполноценны и поверхностны, а иногда и абсолютно аморальны. Дети данной категории узнают правила морали от учителей, а не от родителей и не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами в конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такая категория детей в силу своих психосоциальных особенностей, неустойчивости нравственных понятий, внушаемости, легче поддаются дурным влияниям и совершают неправильные, иногда и противоправные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся из социально-неблагополучных семей в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Цель педагогов – развитие духовно-нравственного компонента личности, без которого социализация подобной категории детей является неполноценной.

Духовность и нравственность – это два понятия, без которых невозможно современное воспитание и развитие. Формирование нравственных понятий, духовности – очень длительный и сложный процесс. Невозможно за несколько месяцев воспитать в детях нравственные чувства. Поэтому ОДНКНР является долгосрочным курсом, цель которой – воспитание в детях нравственного чувства, подведение их к подлинной духовности. В разработанной программе «Сердцу милый край. Краеведение как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности школьников» большое значение уделяется изучению родного края, которое считается одним из основных источников обогащения детей знаниями о малой родине, воспитания любви к ней, формирования активной гражданской позиции. Через понимание своей малой родины происходит формирование гражданской идентичности, сопричастность к стране, её прошлому, настоящему и, главное, к будущему.

Краеведение – знание комплексное. Оно опирается и на междисциплинарные научные взаимосвязи, и на первичные наблюдения житейской практики, и на запечатленное в народной памяти. Краеведение в школе помогает детям осознать свою связь с окружающим миром,   значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Когда учащийся понимает, какое место в истории России занимает его малая родина, то он ощущает себя частью истории страны и своего края. Безусловно, всё это и воспитывает в личности ребёнка чувство любви и патриотизма к России и малой родине. В процессе реализации курса ОДНКНР с использованием краеведческого материала во внеурочной деятельности, учащиеся получают личные впечатления, которые усиливают эффективность формирования нравственного, гражданского, историко-культурного, эстетического компонентов личности. Таким образом, изучение краеведческого материала формирует цельную систему знаний по истории родного края, расширяет познавательную сферу, развивает исследовательские навыки и творческие способности, вырабатывает навыки самообразования и является важным средством духовно-нравственного воспитания и развития детей. Цель курса: формирование духовно - нравственных качеств, социальной компетентности школьников через изучение краеведческого материала.

Задачи курса:

  • реализация системы программных мероприятий, направленных на развитие духовных, нравственных качеств школьников;

  • знакомство учащихся с особенностями и характерными чертами истории родного края, традиционной народной культуры;

  • формирование потребностей школьников в изучении истории и культуры родного края и воспитание познавательного интереса к истории малой родины;

  • духовное и нравственное развитие личности учащихся;

  • воспитание гражданской идентичности, качеств патриота своей Родине, активной гражданской позиции, развитие социальной активности;

  • формирование этических норм и культуры поведения школьников.

Познавательный аспект:

- познакомить обучающихся с основными событиями и социальными процессами,

связанными с историей Кольского края;

- способствовать формированию у обучающихся универсальных исторических понятий;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов школьников.

Развивающий аспект:

- развивать у обучающихся мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при

изучении истории.

Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию уважения к культуре малочисленных народов;

- приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств учащихся (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);


Основные направления реализации курса:

  • «Мой край в истории страны» формирование гражданственности и патриотизма учащихся, исторического сознания на основе духовно-исторических ценностей родного края;

  • «Природа Кольского края» расширение знаний учащихся о природе родного края, воспитание экологического сознания учащихся;

  • «Города под сесерной звездой» историко-культурное краеведение;

  • «Культура саамского народа» изучение истории коренного населения Кольского полуострова, саамского фольклора, устоев и обычаев;

  • «Памятники христианской культуры» воспитание духовно-исторической индивидуальности учащихся;

Курс ориентирован -на учащихся 5-х классов

Принципы реализации курса:

  1. Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения исторических процессов описываемых явлений и сводится к историческим понятиям.

  1. Принцип гуманизма.

Предполагает умение педагога видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


результаты

формируемые умения

средства формирования

Личностные результаты

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

работа в группе, работа в паре

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Предметные результаты


В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость краеведения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым понятием;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать результаты поиска;

— отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о втеранах войны и труда;

— ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

— составлять описание краеведческой находкии его паспорта;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение о проведенных беседах;

— участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.




Планируемый результат: в ходе реализации курса создаются условия для формирования, воспитания и развития гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств подростков, положительной динамики личностного роста учащихся, расширения среды социального партнёрства, как условия приобретения коммуникативной компетентности учащихся.

Курс построен на теоретическом и практическом  изучении истории родного края и близкого знакомства с родной природой, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду, духовным наследием, бытом малочисленных коренных народов. В ходе реализации проекта учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать историю Кольской земли. 

Необходимым условием формирования духовно - нравственной сферы становиться организация познавательной деятельности учащихся, способствующая развитию общения, креативного мышления. В процессе деятельности обучающийся усваивает социально-исторический опыт, получает представление о других национальностях, проживающих на территории Кольского полуострова, достопримечательностях этой земли. Поэтому формирование духовно-нравственного компонента личности на основе изучения родного края является неотъемлемой частью познавательной деятельности обучающегося.


Предполагаемые результаты реализации курса и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).



Краткое содержание курса

1 «Мой край в истории страны» тематика этого направления, способствует формированию целостности восприятия, пониманию роли Кольского края в развитии страны.

2 Изучение раздела «Природа Кольского края» ставит цель расширение и углубление знаний обучающихся о природе родного края, памятниках природы как историческом наследии своей малой родины, формированию эстетического и действенного чувства, формированию экологического сознания, убежденности в необходимости бережного отношения к природе Севера, разумного использования ее богатств.

3 Изучение раздела «Города под северной звездой » воспитывает в обучающихся патриотизм через познание истории населенных пунктов края.

4 Изучение раздела «Культура саамского народа» - коренного народа Кольского Севера, история его возникновения, самобытность, особенности - являются средством формирования уважительного отношения ко всем народам и их культурам, проживающим на территории края. Кольский край – как колыбели этого малочисленного народа, являющегося частью многонационального народа Севера.

5 Раздел «Памятники христианской культуры». Знакомство с храмами и монастырями Кольской земли воспитывает в обучающихся духовно-историческую индивидуальность. Приобщение к православной культуре, традициям, христианским обычаям, учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании гражданских основ Российского государства, является одним из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания и развития детей и способно противостоять негативным социальным тенденциям современности.

Этапы освоения проекта имеют своей целью показать связь и значение истории Кольского края в истории нашей Родины, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствуют развитию интереса к его прошлому и настоящему. Содержание этого проекта направлено на интересное и радостное познание, чтобы каждая новая встреча с удивительным и богатым миром нашего края явилась ярким событием в жизни каждого обучающегося, ценным «открытием». Формируя образовательно-воспитательное пространство путём включения в процесс краеведческого материала, главной целью определяется воспитание достойного гражданина своей страны.


























Содержание курса


Раздел 1. «Мой край в истории страны»

1Первые люди на Мурмане.

2 Северные промыслы и международная торговля.

3 Кольский край и интервенты XVI – XVII в.

4 Кольский край для страны в военное и мирное время.

Раздел 2. «Природа Кольского края»

5 Полярно-альпийский ботанический сад им. Н.А. Аврорина.

6 Лапландский биосферный заповедник.

7 Природный заповедник Пасвик.

8 Природный заказник Кутса.

9 Кузоменские пески.

Раздел 3 «Города под северной звездой»

10 Кола

11 Мурманск.

12 Кандалакша.

13 Островной.

14 Полярный.

15 Кировск.

16 Селище Ковда.

Раздел 4 «Культура саамского народа»

17 Лексика духовной культуры в диалекте саамов.

18 Отражение духовной культуры саамов в повседневной жизни.

19 Верования саамов.

20 Обряд крещения саамов.

21 Обряд свадьбы.

22 Народное искусство саамов. Декоративно – прикладное искусство.

23Песенное творчество.

24 Танцевальное искусство.

25 Национальный костюм – это не просто одежда.

26 Праздники саамов.

Раздел 5 «Памятники христианской культуры»

27 Церковь святой великомученицы Варвары в Минькино.

28 Никольская церковь в селе Ковда.

29 Трифон – Печенгский мужской монастырь.

30 Церковь Успенья Пресвятой Богородицы в с. Варзуга.

31 Благовещенская церковь в Коле.

32 Церковь иконы Владимирской Богоматери в с. Мурмаши.

33 Хибиногорский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери г. Кировске

34 Фестиваль культур Кольской земли (костюмы, песни, танцы, сказания, национальные блюда).




























Рекомендации по использованию источников

занятия

Источник

Раздел 1. «Мой край в истории страны»

1-4

Ушаков И.Ф. История родного края – Мурманск, 1975

Ушаков И.Ф. История Кольского Севера – Мурманск, 1992

Гурина Н.Н. История культуры древнего населения Кольского полуострова - Санкт –Петербург, 1997.

Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень – Мурманск, 1982.

Краеведение // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Электронный ресурс] / сост. Д. С. Бакун. – М.: Рос. фонд культуры, 2006. – С. 71-87 – Режим доступа:http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/izbrannoe_misli_o_jizni/0011.pdf.

Раздел 2. «Природа Кольского края»

5

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.votpusk/ru/countri/dostoprim_info.asp?ID=6021

7

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.votpusk/ru/countri/dostoprim_info.asp?ID=7704

8

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kandalaksha.org/static/kutsa.htm/

9

[Электронный ресурс] – Режим доступа:www.sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/sever/948-Kuzomenskie-peski.htm/

Раздел 3 «Города под северной звездой»

10

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://varandej./ivejournal/com/394097.htm/Кола.предшественник Мурманска.: varandej

11

Киселев А.А.Город-герорй-Мурманск, 1988

12

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kandalaksha.org/main/

13

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gov-murman.ru/region/omsu/ostrovnoy/

14

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rutraveller.ru/place/

15

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gov-murman.ru/region/omsu/Kirovsk/

16

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www. Kandalaksha-restrve.ord/ Kandalaksha_around/Kovda/ Kovda.htm

Раздел 4 «Культура саамского народа»

17-26

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ: 1. Бакула В.Б. Лексика песенного творчества в кильдинском диалекте саамского языка // Вестник Поморского университета: научный журнал (гуманитарные и социальные науки). – Архангельск: Изд. центр Поморского университета, 2011. – Вып. 8. – С. 103–106 (0,25 п. л.). 2. Бакула В.Б. Лексика христианства в кильдинском диалекте саамского языка // Вестник Поморского университета: научный журнал (гуманитарные и социальные науки). – Архангельск: Изд. центр Поморского университета, 2011. – Вып. 8. – С. 107–111 (0,3 п. л.).

3. Бакула В.Б. Лексика крестильного обряда в кильдинском диалекте саамского языка // Научно-технические ведомости СПбГПУ: журнал (гуманитарные и общественные науки). – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2011. – № 4 (136). – С. 201–204 (0,25 п. л.). 4. Бакула В.Б. Лексика дохристианских верований в кильдинском диалекте саамского языка // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». – 2012. – № 1. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 7–12 (0,38 п. л.). 5. Бакула В.Б. К вопросу классификации лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка // В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки». – 2012. – № 9 (33) (Проблемы науки и образования). – Красноярск: Научно-инновационный центр. – С. 250–260 (0,6 п. л.). 6. Бакула В.Б. Лексика танцевального искусства кильдинского диалекта саамского языка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 11. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/bakula.pdf (0,3 п. л.)

Публикации в других научных изданиях: 1. Бакула В.Б. Религиозная лексика кильдинского диалекта саамского языка // VIII Масловские чтения: Сборник научных статей: В 2 ч. / науч. ред. Н.Г. Благова, С. А. Антошина – Мурманск: МГГУ, 2010. – Ч. 1. – С. 46–50 (0,3 п. л.). 2. Бакула В.Б. Источники изучения духовной лексики саамов (статья) / Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально-гуманитарные чтения памяти профессора В.О. Гошевского», 8–12 февраля 2010 г.: МГТУ, г. Мурманск. – С.113– 117 (0,2 п. л.). 3. Бакула В.Б. История переводов Библии на языки кольских саамов // Русский язык в культурной столице Европы – 2010: Материалы международной научной конференции 15–17 апреля 2010 / отв. ред. М. Поварницына, В. Вигвари. – Péch: Edenscript Kft. e. graphic studioja, 2010. – С. 10–15 (0,38 п. л.). 4. Бакула В.Б. Духовная лексика саамов и источники ее изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров: Сборник статей / отв. ред. Л.Е. Туканова. – Мурманск: МГПУ, 2010. – Вып. 1. – С. 16–28 (0,8 п. л.).

5. Бакула В.Б. История изучения восточных диалектов саамского языка Кольского полуострова // Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. альм. – Мурманск: МКИ, 2010. – № 2 (69). – С. 54–63 (0,6 п. л.). 6. Бакула В.Б. Лексика родильного обряда кильдинского диалекта саамского языка // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере: Материалы международной научной конференции (г. Мурманск, 10–11 марта 2011 г.) / сост., отв. ред. О.Н. Иванищева; Мурманский государственный гуманитарный университет. – Мурманск: МГГУ, 2012. – С.21–27 (0,38 п. л.). 7. Бакула В.Б. Лексика духовной культуры как фактор сохранения этнической общности народа саами // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность: Сборник статей по материалам XIII Международной народной практической конференции. Санкт-Петербург, 12–14 апреля 2011 г. / Под науч. ред. И.Л. Набока. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – С. 378–381 (0,25 п. л.). 8. Бакула В.Б. Лексика погребально-поминально обряда в кильдинском диалекте саамского языка // Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры: материалы IV международной научнопрактической конференции, 14–15 ноября 2011 г.: в 2 ч. / отв. ред. Л.С. Вагинова. – Мурманск: МГГУ, 2011. – Ч. 1. – С. 106–110 (0,3 п. л.). 9. Бакула В.Б. Источники изучения лексики духовной культуры саамов Кольского полуострова // Чарнолуские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12–13 апреля 2010 г.: / отв. ред. Л.С. Вагинова. – Мурманск: МГГУ, 2011. – С. 70–74 (0,25 п. л.). 10. Бакула В.Б. Лексика свадебного обряда в кильдинском диалекте саамского языка // IX Масловские чтения: сборник научных статей / науч. ред. Н.Г. Благова. – Мурманск: МГГУ, 2011. – Ч. 1. – С. 83–87 (0,3 п. л.). 11. Бакула В.Б. Проблемы изучения лексики духовной культуры кольских саами (на материале кильдинского диалекта саамского языка) // Международный научно-практический семинар «Модель мира коренных малочисленных народов Арктического региона: динамика взаимодействия языка и культуры в условиях глобализации и регионализации» (29–31 октября 2012 г.). – Мурманск, МГГУ. – С. 156–161.

12.Большакова Н.П. Жизнь обычаи, мифы Кольских саамов в прошлом и настоящим - Мурманск, 2005.

Раздел 5 «Памятники христианской культуры»

27

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.votpusk.ru/countri/dostoprim_info.asp?ID=7724

28

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberlerinkf.ru/artikle/nikolskaya-tserkov-sela-kovda-k-probleme-belyn-pyaten-v-istorii

29

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.votpusk.ru/countri/dostoprim_info.asp?ID=7727

30

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.votpusk.ru/countri/dostoprim_info.asp?ID=7703

31

[Электронный ресурс] – Режим доступа: kolahram.ru/история – храма/

32

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.votpusk.ru/countri/dostoprim_info.asp?ID=7723

33

[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.mmeparh.ru/njde/208

Дополнительная литература

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. - М.: Просвещение, 2011.

2.Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в условиях общеобразовательной школы: категории, содержание, критерии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=18.













16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Громова Ирина Геннадьевна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства