| Планируемые результаты усвоения курса внеурочной деятельности |
Личностные | К важнейшим личностным результатам обучения относятся: уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, к религиозным или атеистическим чувствам и взглядам людей; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении и потреблении; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; формирование представлений об исторической роли традиционных верований и гражданского общества в становлении российской государственности. |
Метапредметные | Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном поликультурном, многонациональном, поликонфессиональном сообществе; умение использовать потенциал метапредметных связей общеобразовательных курсов; знание исторических основ процесса духовного творчества. |
Предметные | - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; - знание особенностей быта и поведения представителей различных конфессий, имеющих представительство в Республике Башкортостан; - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; - развитие потребности в общении с произведениями культурного наследия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - умение противостоять соблазнам представителей деструктивных сект и экстремистских религиозных организаций. |
Содержание курса | Виды деятельности учащихся | Формы организации занятий |
Раздел 1. Первые верования на территории нашей страны Инвариантная часть Вера и религия. Вера в существование души и духов - анимизм и аниматизм, родство с животным миром - тотемизм, поклонение неодушевленным предметам - фетишизм, волшебство и магия. Первые служители культа: волхвы, маги, жрецы, колдуны и шаманы. Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры на примерах мифов, легенд и археологических памятников на территории Башкортостана. | Умение работать со справочным аппаратом книги. Объяснять значение терминов, делать не сложные выводы. Сравнивать различные виды религий, их многообразие и многогранность. | Беседа, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия. |
Раздел 2. Древние религии народов России Инвариантная часть 1. Боги древних славян. Всемогущий Тэнгри и тенгрианство у древних тюрков. Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии. Древние божества у финно-угорских народов России. Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры на примерах мифов, легенд, декоративно прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана. | Умение работать со справочным аппаратом книги. Описывать изменения орудий труда и условий жизни, составлять не сложный рассказ по плану. Использовать сведения из интернета как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий. | Беседа, презентации, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций |
Раздел 3. Искусство и древние религии на территории России Инвариантная часть Религиозные символы и религиозное искусство. Сакральная архитектура и скульптура. Магия слова и искусство слова в религиозных обрядах. Музыка и танцы, как часть религиозной практики. Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры на примерах мифов, легенд, декоративно прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана. | Участвовать в общеклассных дискуссиях: уметь оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников. | Беседа, презентации, заочные путешествия. |
Раздел 4. Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм Инвариантная часть Иудаизм как религия «избранного народа», ритуалы и праздники. Православие: взгляд на мир и его отражение в праздниках и ритуалах. Ислам: миропонимание, традиции и праздники. Основные идеи и традиции буддизма. Архитектура и скульптура, изобразительное и музыкальное религиозное искусство. Вариативная часть: предполагает изучение особенностей монотеистических религий на примерах художественной литературы, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и изобразительного искусства, а также на основе деятельности религиозных организаций в Башкортостане. | Умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник. | Беседа, презентации, викторины |
Раздел 5. Новые (нетрадиционные) религии Инвариантная часть Протестантизм как часть западной культуры. Феномен сектантства в современной религиозной культуре и нетрадиционные религии, действующие на территории России. Атеизм и экуменизм в России. Секта как религиозное сообщество. Секты и их опасность. Вариативная часть: предполагает изучение особенностей новых (нетрадиционных) религий на примерах деятельности религиозных организаций в Башкортостане. | Участвовать в общеклассных дискуссиях: уметь оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона. Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник. | Беседа, презентации, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; просмотр и обсуждение видеоматериала |
№ занятия в году | № занятия в разделе | Темы занятий | | | 8В |
| | | | планируемая | фактическая |
Раздел 1. Первые верования на территории нашей страны (5 часов) | | | |
| | Вера и религия | | | | | 2.09 | |
| 2. | Разные подходы к определению сущности религии | | | | | 9.09 | |
| 3. | Первобытные верования | | | | | 16.09 | |
| 4. | Наскальная живопись первобытных людей | | | | | 23.09 | |
| 5. | Первые служители культа: жрецы, волхвы, колдуны и шаманы | | | | | 30.09 | |
Раздел 2. Древние религии народов России (7 часов) | | | |
| | Боги древних славян | | | | | 7.10 | |
| | Мифология древних славян | | | | | 14.10 | |
| | Всемогущие божества у тюркских народов | | | | | 21.10 | |
| | Всемогущие божества у алтайских народов | | | | | 11.11 | |
| | Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии | | | | | 18.11 | |
| | Древние божества у финно-угорских народов России | | | | | 25.11 | |
| | Одухотворение и обожествление природы | | | | | 2.12 | |
Раздел 3. Искусство и древние религии на территории России (4часа) |
| 1. | Религиозные символы и религиозное искусство | | | | | 9.12 | |
| 2. | Сакральная архитектура и скульптура | | | | | 16.12 | |
| 3. | Магия и искусство слова в религиозных обрядах | | | | | 23.12 | |
| 4. | Музыка и танцы, как часть религиозной практики | | | | | 13.01 | |
Раздел 4. Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм (13 часов) |
| 1. | Иудаизм - религия еврейского народа. | | | | | 20.01 | |
| 2. | Древняя история еврейского народа и Библия. | | | | | 27.01 | |
| 3. | Иудаизм как источник христианства и ислама | | | | | 3.02 | |
20. | 4. | Православие как христианский взгляд на мир | | | | | 10.02 | |
21. | 5. | Христианская иерархия ценностей. | | | | | 17.02 | |
22. | 6. | Главные православные храмы региона. | | | | | 24.02 | |
23. | 7. | Святые христианские места в Башкортостане. | | | | | 2.03 | |
24. | 8. | Основы религиозного учения в исламе | | | | | 9.03 | |
25. | 9. | Особенности исламского культа. | | | | | 16.03 | |
26. | 10. | Г лавные мечети региона. | | | | | 6.04 | |
27. | 11. | Деятельность мусульманских религиозных организаций в Башкортостане. | | | | | 13.04 | |
28. | 12. | Атеизм и экуменизм в России | | | | | 20.04 | |
29. | 13. | Религиозный экстремизм и терроризм | | | | | 27.04 | |
Новые (нетрадиционные) религии (6 часов) |
30. | 1. | Феномен сектантства в современной религиозной культуре. Классификация «нетрадиционных религий» | | | | | 4.05 | |
31. | 2. | Атеизм и экуменизм в России | | | | | 11.05 | |
32. | 3. | Религиозный экстремизм и терроризм | | | | | 18.05 | |