kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Основы духовно-нравственной культуры народов России” для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры составлена на основе авторской программы под редакцией В.Л. Бенина, А.С.Акъюлова «Примерная образовательная программа по преподаванию предметной области для обучающихся  5-9 классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан» - Уфа, 2018г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Основы духовно-нравственной культуры народов России” для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Председатель
НМС МБОУ СОШ №7,

заместитель директора
по учебно-воспитательной работе

_____________/Ф.А. Хафизова/

Протокол № 1 .
от «30» августа 2019 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 7 г. Бирска
______________ /Плотников А.А./

Приказ № _124-К___
от «31» августа 2019 г.


М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Основы духовно-нравственной культуры народов России”

для 8В класса

на 2019 - 2020 учебный год

cоставила учитель Гайнетдинова Зиля Маснавиевна



РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей родных языков
МБОУ СОШ № 7 г. Бирска

Протокол № 1
от «28» августа 2019 года

Руководитель ШМО _____/Гайнетдинова З.М.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сведения о примерной программе по внеурочному курсу, на основе которой разработана рабочая программа

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры составлена на основе авторской программы под редакцией В.Л. Бенина, А.С.Акъюлова «Примерная образовательная программа по преподаванию предметной области для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан» - Уфа, 2018г.

Литература




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Планируемые результаты усвоения курса внеурочной деятельности

Личностные

К важнейшим личностным результатам обучения относятся:

  • уважение к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, к религиозным или атеистическим чувствам и взглядам людей;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении и потреблении;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных верований и гражданского общества в становлении российской государственности.


Метапредметные

Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений:

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном поликультурном, многонациональном, поликонфессиональном сообществе;

  • умение использовать потенциал метапредметных связей общеобразовательных курсов; знание исторических основ процесса духовного творчества.


Предметные

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;

- знание особенностей быта и поведения представителей различных конфессий, имеющих представительство в Республике Башкортостан;

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- развитие потребности в общении с произведениями культурного наследия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- умение противостоять соблазнам представителей деструктивных сект и экстремистских религиозных организаций.





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Содержание курса

Виды деятельности учащихся

Формы организации занятий

Раздел 1. Первые верования на территории нашей страны

Инвариантная часть

  1. Вера и религия.

  2. Вера в существование души и духов - анимизм и аниматизм, родство с животным миром - тотемизм, поклонение неодушевленным предметам - фетишизм, волшебство и магия.

  3. Первые служители культа: волхвы, маги, жрецы, колдуны и шаманы.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей

религиозной культуры на примерах мифов, легенд и


археологических памятников на территории Башкортостана.


Умение работать со справочным аппаратом книги.

Объяснять значение терминов, делать не сложные выводы.

Сравнивать различные виды религий, их многообразие и многогранность.

Беседа, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.

Раздел 2. Древние религии народов России

Инвариантная часть

1. Боги древних славян.

  1. Всемогущий Тэнгри и тенгрианство у древних тюрков.

  2. Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии.

  3. Древние божества у финно-угорских народов России.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей религиозной культуры на примерах мифов, легенд, декоративно­ прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана.

Умение работать со справочным аппаратом книги.

Описывать изменения орудий труда и условий жизни, составлять не сложный рассказ по плану. Использовать сведения из интернета как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий.

Беседа, презентации, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Раздел 3. Искусство и древние религии на территории России

Инвариантная часть

  1. Религиозные символы и религиозное искусство.

  2. Сакральная архитектура и скульптура.

  3. Магия слова и искусство слова в религиозных обрядах.

  4. Музыка и танцы, как часть религиозной практики.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей

религиозной культуры на примерах мифов, легенд, декоративно­

прикладного искусства и археологических памятников на территории Башкортостана.

Участвовать в общеклассных дискуссиях: уметь оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников.


Беседа, презентации, заочные путешествия.

Раздел 4. Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм

Инвариантная часть

  1. Иудаизм как религия «избранного народа», ритуалы и праздники.

  2. Православие: взгляд на мир и его отражение в праздниках и ритуалах.

  3. Ислам: миропонимание, традиции и праздники.

  4. Основные идеи и традиции буддизма.

  5. Архитектура и скульптура, изобразительное и музыкальное религиозное искусство.

Вариативная часть: предполагает изучение особенностей

монотеистических религий на примерах художественной литературы, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и изобразительного искусства, а также на основе деятельности религиозных организаций в Башкортостане.

Умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа;

уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников.




Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник.

Беседа, презентации, викторины

Раздел 5. Новые (нетрадиционные) религии

Инвариантная часть

  1. Протестантизм как часть западной культуры.

  2. Феномен сектантства в современной религиозной культуре и нетрадиционные религии, действующие на территории России.

  3. Атеизм и экуменизм в России.

  4. Секта как религиозное сообщество. Секты и их опасность. Вариативная часть: предполагает изучение особенностей новых

(нетрадиционных) религий на примерах деятельности религиозных организаций в Башкортостане.

Участвовать в общеклассных дискуссиях: уметь оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации. Анализировать исторический источник.

Беседа, презентации, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; просмотр и обсуждение видеоматериала




Количество часов, на которые рассчитан курс внеурочной деятельности

Четверть

Количество недель в четверти

I четверть

8

II четверть

8

III четверть

8

IV четверть

8

Итого в год

32



На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятия в году

занятия в разделе

Темы занятий







планируемая

фактическая

Раздел 1. Первые верования на территории нашей страны (5 часов)





Вера и религия





2.09


2.

Разные подходы к определению сущности религии





9.09


3.

Первобытные верования





16.09


4.

Наскальная живопись первобытных людей





23.09


5.

Первые служители культа: жрецы, волхвы, колдуны и шаманы





30.09


Раздел 2. Древние религии народов России (7 часов)




Боги древних славян





7.10


Мифология древних славян





14.10


Всемогущие божества у тюркских народов





21.10


Всемогущие божества у алтайских народов





11.11


Зороастризм Древнего Кавказа и Средней Азии





18.11


Древние божества у финно-угорских народов России





25.11


Одухотворение и обожествление природы





2.12


Раздел 3. Искусство и древние религии на территории России (4часа)


1.

Религиозные символы и религиозное искусство





9.12


2.

Сакральная архитектура и скульптура





16.12


3.

Магия и искусство слова в религиозных обрядах





23.12


4.

Музыка и танцы, как часть религиозной практики





13.01


Раздел 4. Монотеистические религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм (13 часов)


1.

Иудаизм - религия еврейского народа.





20.01


2.

Древняя история еврейского народа и Библия.





27.01


3.

Иудаизм как источник христианства и ислама





3.02


20.

4.

Православие как христианский взгляд на мир





10.02


21.

5.

Христианская иерархия ценностей.





17.02


22.

6.

Главные православные храмы региона.





24.02


23.

7.

Святые христианские места в Башкортостане.





2.03


24.

8.

Основы религиозного учения в исламе





9.03


25.

9.

Особенности исламского культа.





16.03


26.

10.

Г лавные мечети региона.





6.04


27.

11.

Деятельность мусульманских религиозных организаций в Башкортостане.





13.04


28.

12.

Атеизм и экуменизм в России





20.04


29.

13.

Религиозный экстремизм и терроризм





27.04


Новые (нетрадиционные) религии (6 часов)

30.

1.

Феномен сектантства в современной религиозной культуре. Классификация «нетрадиционных религий»





4.05


31.

2.

Атеизм и экуменизм в России





11.05


32.

3.

Религиозный экстремизм и терроризм





18.05










11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гайнетдинова Зиля Маснавиевна

Дата: 07.06.2020

Номер свидетельства: 552859


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства