kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ОДНКНР "Основы православной культуры" к учебнику Л.Л. Шевченко, 2020 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, с указанием основных видов деятельности к каждому уроку.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР "Основы православной культуры" к учебнику Л.Л. Шевченко, 2020 г.»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОДНКНР

«Основы православной культуры»



Учитель:

Класс: 5

Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов по плану: 34

Количество часов согласно календарному учебному графику на 2020-2021 учебный год, расписанию уроков на 2020-2021 учебный год и с учётом праздничных дней - 34.

Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и содержания про­граммы «Православная культура 5-6 классы» автора Л.Л. Шевченко.

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры России. Основы православной культуры.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2020.

Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.































2020-2021

учебный год

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Данный курс является одним из модулей изучения духовно - нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается Федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.

В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся составной частью Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования, направления организации духовно - нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:

  • приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

  • обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  • формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

Требования к уровню подготовки учащихся определены в содержании по предмету «Православная культу­ра» и концептуальном обосновании образовательной области «Духовно-нравственная культура». Система проверочных заданий включена также в тексты учебных пособий и поуроч­ные разработки методических пособий для каждого года обу­чения.

Программа для 5 класса обеспечена учебными пособиями двух уровней: повторительно-обобщающего и информационно-развивающего, представляющих второй учебный концентр раскрытия православной культу­ры. Его можно условно обозначить как ценностный концентр.

Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие пред­ставить феномены православной культуры в проблемной фор­ме через систему понятий, отражающих основной смысл хри­стианства. Учитывая особенности христианской веры как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближ­ним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответствен­ности, милосердия и других), выстроенных на основе систе­мы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье - цен­ности жизни христиан (в христианской терминологии «бла­женства»), позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников средних классов.

Понятие «счастье» имеет проблемное значение в разных культурах мира. Содержание программы основной школы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. Так в чем же заключалось счастье жизни христиан? Понимание счастья определяется выбором системы предпочтений или ценностей жизни. На этом основании человек строит свою жизнь. Какие же ценности жизни составляли счастье жизни христиан? Это - ценности христианской веры, ценности хри­стианской семьи, ценности творчества во славу Божию. Для разработки этих понятий в 5-7 классах определена интегративная тема - «Ценности жизни христиан как путь к спасению». Они показываются как утверждение среды оби­тания христианина.

Ведущей темой программы 5 класса является интегративная тема «История христианской Цер­кви в житиях ее святых».

В рабочей программе 5 класса выделена тема - «Христи­анская вера». Показывается, как утверждалась христианская вера в мире; пути Промысла Божьего в утверждении Церкви земной и Небесной; утверждение христианских ценностей в жизни людей; пути спасения как движение человека к свято­сти; духовное возрастание человека (внутренний человек), процесс его рождения через доступную средним классам цен­ность - героизм: как человек преодолевал себя (свои страс­ти), духовно возрастал - (воспитывал волю, мужество, возра­стал в любви).

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты способствуют становлению следующих характеристик ученика:

формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы;

развитию этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитию доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличию мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации:

определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;

вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

умение осуществлять информационный поиск (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничество;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Предметные результаты:

в познавательной сфере - знание, понимание и принятие личностных ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

в ценностно-эстетической сфере - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения и выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Обучающийся научится:

- выделять этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

- православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.

Получит возможность научиться:

- овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры;

- оценивать и анализировать духовно – нравственные явления;

- организо­вывать отношения с окружающими людьми в соответствии с моральными и пра­вовыми нормами российского общества.

Формы обучения: комбинированный урок, виртуальная экскурсии, проведение праздников.



  1. Содержание программы учебного предмета православная культура

Раздел 1.О чём рассказывает православная культура.

Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с понятиями, прослушивание музыкальной композиции, работа с учебником.

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.

Виды деятельности на уроке: фронтальный опрос, рассказ учителя, работа с иллюстрацией, прослушивание музыкальной композиции, запись понятий в словарик, объяснение понятий, работа с притчами.

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.

Виды деятельности на уроке: опрос, работа с учебником, беседа, словарная работа, прослушивание песнопений.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.

Виды деятельности на уроке: опрос, рассказ учителя, беседа, работа с учебником, словарная работа, работа с иллюстрацией.

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.

Виды деятельности на уроке: фронтальный опрос, словарная работа, рассказ учителя, беседа по вопросам из учебника, самостоятельная работа.

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, объяснение понятий, прослушивание притч, обсуждение прослушанного, самостоятельная работа.

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.

Виды деятельности на уроке: письменный опрос, рассказ учителя, запись понятий в словарик, объяснение понятий, анализ поэтических текстов, выполнение заданий из рубрики «Знаешь ли ты?»

О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.

Виды деятельности на уроке: опрос, рассказ учителя, прослушивание музыкальных композиций, работа с иллюстрацией, работа со словариком «Зодчего», беседа.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.

Виды деятельности на уроке: фронтальный опрос, рассказ, выполнение заданий из рубрики «Знаешь ли ты?», прослушивание музыкальной композиции, беседа, повторение по первому разделу.

Раздел 2. Христианская церковь в мире.

Святые апостолы Христа. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, работа с рубриками учебника, работа с иллюстрацией, прослушивание информации об апостола, беседа, объяснение домашнего задания.

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.

Виды деятельности на уроке: проверка домашнего задания, рассказ учителя, работа с рубриками учебника, беседа, прослушивание мирной ектании.

Добродетели вера, надежда, любовь в жизни христиан. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, прослушивание песнопения, беседа, выполнение заданий из рубрик учебника.

Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Святая великомученица Варвара. Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная».

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, обсуждение о ценностях, запись понятий в словари, чтение текстов и анализ по вопросам.

Святые воины. Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.

Виды деятельности на уроке: проверка домашнего задания, рассказ учителя, запись понятий в словари, работа по вопросам рубрик из учебника, объяснение домашнего задания.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, запись понятий в словарик, выполнение заданий из рубрики «Представление иконы».

Защита христианской веры. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, работа с учебником, работа с понятием по учебнику, выполнение анализа текста по вопросам учебника, объяснение домашнего задания.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?

Виды деятельности на уроке: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, повторение основных догматов понятия «христианское вероучение», работа с иллюстрацией, работа в группах.

Монашество. Великие подвижники пустыни: преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.

Виды деятельности на уроке: фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, прослушивание молитвы, чтение и анализ текстов, объяснение домашнего задания.

Святые учителя покаяния. Преподобная Мария Египетская. Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.

Виды деятельности на уроке: фронтальный опрос, работа со словариком православных понятий, беседа, чтение и анализ текстов, работа с церковнославянскими текстами.

Смирение и милосердие-путь к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.

Виды деятельности на уроке: проверка домашнего задания, работа с учебником, рассказ учителя, беседа, работа с рубрикой «Из священной истории», объяснение домашнего задания.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.

Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, беседа, работа с новым понятием, прослушивание «Символа веры», работа с рубрикой «Знаешь ли ты?», повторение, выполнение итоговой контрольной работы за год.


Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

план

факт


Раздел 1.О чём рассказывает православная культура (10 часов).


1

Религиозная культура в жизни человека.


1



2

О чём рассказывает христианская православная культура?


1



3

О чём рассказывает Библия?


1



4

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1



5

Монастырь – центр христианской православной культуры.


1



6

Язык христианской православной культуры.


1



7

Для чего построен и как устроен православный храм?


1



8

О чём рассказывает икона?


1



9

Красивый мир церковнославянской азбуки.


1



10

Повторение темы: «Основы православной культуры».


1




Раздел 2. Христианская церковь в мире (23 часа).


11

Христианская Церковь входит в мир. Святые апостолы Христа.


1



12

Христианская Церковь входит в мир. Святые апостолы Христа.


1



13

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы.


1



14

Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит.


1



15

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых.


1



16

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана.


1



17

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

1



18

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.


1



19

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат.


1



20

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат.


1



21

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.


1



22

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон.


1



23

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.


1



24

Святые Отцы Церкви.


1



25

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.


1



26

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.


1



27

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.


1



28

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.


1



29

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.


1



30

Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин.


1



31

Пути к спасению. Преподобный Досифей.


1



32

Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый.


1



33

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.


1






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Супрунова Екатерина Олеговна

Дата: 19.08.2020

Номер свидетельства: 556032

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства