№ п/п | Наименование раздела и тем. Содержание | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика |
Христианство (23 часа) |
1 | Введение в Предмет. Язычество | 05.09 | | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала Объяснение причины возникновения религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». |
2 | Православие в Древней Руси. Монастыри, их роль в развитии православия и государства. Прп.Антоний и Феодосий Печерские. Контрольная работа (входная) | 12.09 | | Объяснять роль монастырской культуры в становлении православной веры на Руси. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни Преподобных .Антония и Феодосия Печерских. |
3 | «Там, где дружат,- живут, не тужат. «Поучение» Владимира Мономаха. Дружба. Мир. Согласие. Проповедь, данная князем Владимиром Мономахом. | 19.09 | | Проанализировать содержание «Поучения» Сравнивать и называть этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения. Учебный диалог о дружбе, мире и согласии. |
4 | Православная Церковь в Московской Руси. Роль прп. Сергия Радонежского в становлении русского государства. | 26.09 | | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Защита государства-защита веры. Прп.Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Битва на Куликовом поле. Понятие |
5 | Монашество-особый путь духовного восхождения.Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Монастырь на Руси-крупнейший центр образованности: летописи, иконопись и искусство книжного писания, | 03.10 | | Чтение и сообщение обучающихся о преподобных. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком Анализ поучения митрополита Алексея. Представление иконы митрополита Петра, преп. Нила Сорского, преп. Иосифа Вырицкого. Работа со словарем: понятия «нестяжание». «автокефалия», «монастырский Устав». |
6 | Православие при царях и императорах России Династия Романовых. | 10.10 | | Чтение и сообщение обучающихся о династии Романовых и патриархах всея Руси |
7 | Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Заветы старцев. | 17.10 | | Виртуальное знакомство с историей Оптиной пустыни. Понимать и анализировать жизнь и учения старцев обители. |
8 | От Советской России до современности Положение Православной Церкви в XX в. | 24.10 | | Смысловое восприятие и познавательного текста, выделение существенной информации из сообщений разных видов. Характеризовать изменения жизни Русская Православная Церковь с приходом власти большевиков Участвовать в диалоге о жизни православных во время гонения. |
9 | Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. | 07.11 | | Проявлять себя в роли знатоков истории о Вов и РПЦ в эти годы Понимать и объяснять ценность уникального служения Родине. Размышлять, рассуждать о сути святости и святых |
10 | Жизнь святых людей – пример для всех людей. Святые защитники земли Белгородской. Святитель Иоасаф епископ Белгородский. | 14.11 | | Смысловое восприятие понятий «местночтимость», «Собор Белгородских святых. Смысловое восприятие жития Святителя Иоасафа епископа Белгородского. |
11 | Православный Храм. Храмы Корочанского района. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. | 21.11 | | Смысловое восприятие понятий основных элементов устройства первых православных храмов на Руси Виртуальное знакомство с историей храмов Корочанского района. |
12 | Чудеса православной веры. Святитель Николай Мирликийский Божий угодник. Свято – Никольский храм села Ломово и православные традиции в общественной жизни села. | 28.11 | | Эмоционально воспринимать, Житие и чудотворения Свт.Николая Чудотворца. Выражать своё отношение к святителю. Участвовать в диалоге об истории Свято – Никольского храма с. Ломово. Формирование представлений об исторической роли традиционной религии в гражданском обществе |
13 | Экскурсия в храм. Устройство храма. Правила поведения в храме | 05.12 | | Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Понимать смысловое значение правила поведения в храме и уметь правильно вести себя в нём. |
14 | Православие в традициях русского народа. Таинство крещения. Символическое значения таинства Крещение. | 12.12 | | Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение к православным пословицам и поговоркам. |
15 | Именины. Значение твоего имени. Ангел-хранитель, святой покровитель, имя которого носишь. Контрольная работа (рубежная) | 19.12 | | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, к житиям святых имена которых носим. |
16 | Добродетели. Лествица прп.Иоанна Лествичника. Житие прп.Иоанна Лествичника и его труды. | 26.12 | | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, к Житию преподобного. Иоанна Лествичника и его трудам. |
17 | Дом и семья в православии Роль семьи в жизнедеятельности государства. Житие Прп. Петра и Февронии Муромских. | 09.01 | | Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Выражать свое личное отношение К Петру и Февронии. Объяснять, почему они покровители семьи. |
18 | Милосердие. Мир с ближним. Мое отношение к родителям. V заповедь Закона Божьего. Любовь к детям и почитание родителей | 16.01 | | Объяснять важность формирование представлений об исторической роли традиционной религии и гражданского общества в становлении российской государственности. Участвовать в дискуссии о милосердии и мире с ближними |
19 | Помощь Божией Матери людям. Радость послушания. Иконография Богородицы. Чудотворные иконы Божией Матери. | 23.01 | | Смысловое восприятие историй помощи Божией Матери людям через чудотворные иконы. Выявлять и объяснять понятия « икона» « лик» « омофор». Участвовать в диалоге о том, в чём радость послушания. |
20 | Ложь. Обман. Честность. Нравственные нормы и духовные идеалы | 30.01 | | Участвовать в диалоге об основных нормах морали, нравственных и духовных идеалах, хранимых в культурных традициях народов России. |
21 | Добродетели и трудолюбие. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. | 06.02 | | Смысловое восприятие трудов святых Кирилла и Мефодия. Участвовать в диалоге о добродетели и трудолюбии. |
22 | Добрые и злые дела человека. Доброта и щедрость великомученика Пантелеимона. | 13.02 | | Смысловое восприятие жития великомученика Пантелеимона. Участвовать в диалоге о добрых и злых делах человека. |
23 | Христианские Праздники. Православный календарь. Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. | | | Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. Определять, называть подвижные и неподвижные праздники и их связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. |
Ислам. 4 часа. |
24 | Ислам. Во что верят мусульмане. Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Уход Мухаммада из Мекки в Медину. | 27.02 | | Познакомиться с основными событиями жизни и деятельности пророка Мухаммада. Смысловое восприятие воззрение мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Осознавать смысловое значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. |
25 | Мусульманские обряды и обычаи. Коран – священная книга мусульман., | 06.03 | | Смысловое восприятие понятий основных норм и обычаев шариата изложенных в Коране |
26 | Ислам в России Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Распространения ислама в России. | 13.03 | | Смысловое восприятие истории развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организаций. Понимать и анализировать основные этапы распространения ислама в России. |
27 | Дом и семья в исламе Семейная школа нравственности. Старинные предания о взаимоотношении в семье и роде | 20.03 | | Смысловое восприятие истории развития семейных традиций и семейных обязанностей в исламе Читать и анализировать текст преданий о семье и роде. Участвовать в дискуссии о милосердии и мире с ближними. |
Иудаизм. 3 часа |
28 | Появление и развитие иудаизма в России Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Религиозное образование у иудеев | 03.04 | | Смысловое восприятие истории расселение иудеев на территории России. Работа со словарем: понятия «хедер». «иешива», «синагога». Анализ ситуаций жизни иудеев в Российской империи. |
29 | Иудаизм в СССР и современной России. Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. | 10.04 | | Поиск информации в тексте о возрождение иудаизма в современной России и иудейских организациях. Тематическая дискуссия о роли иудейского духовенства во взаимопонимании различных культур. |
30 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Любовь к детям, почитание родителей и семьи. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. | 17.04 | | Читать и анализировать текст о роли семейных и общинных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. Участвовать в дискуссии «Милосердие - основная черта иудея» |
Буддизм. 3часа. |
31 | Появление и развитие буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. | 24.04 | | Словарная работа с текстом учебника. Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. |
32 | Буддизм в СССР и современной России Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. | 08.05 | | Смысловое восприятие истории буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Участвовать в дискуссии об отношении буддистов к добросердечности, милосердию и любви к ближнему. |
33 | Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль лам у буддистских народов России. Контрольная работа (итоговая) | 15.05 | | Смысловое восприятие текста Выборочный пересказ текста о праздниках и обрядах буддизма.; |
34 | Повторительно-обобщающий урок | 22.05 | | Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки». Сообщения обучающихся. |