Просмотр содержимого документа
«Оценочная деятельность на уроках ОРКиСЭ»
ОРКСЭ. Система оценивания достижений результатов по курсу
Учитель начальных классов Другова Г.Б.
МБОУ Асерховская СОШ
Доклад на семинар завучей
Система оценивания помогает установить, что ученики знают и понимают об окружающем их мире, отслеживать индивидуальный рост учеников в достижении требований Стандарта. Система оценивания показывает эффективность реализуемой учебной программы, обеспечивает обратную связь для учителей, учащихся и их родителей. Оценивание призвано стимулировать учение. Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов: оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности через проектную деятельность
Слайд «Сравнительный анализ входного мониторинга и итгового за прошлый год.
Из которого видно, что показатели уровня нравственности повысились за год.
Как же мы добиваемся положительных результатов
Как же мы организовываем текущую оценку результатов обучения в рамках курса ОРКСЭ?
С целью проведения текущей оценки знаний по курсу ОРКСЭ мы используем следующие методы оценивания.
слайд
Педагогическое наблюдение.
Учитель использует специальные листы наблюдений которые ведём от урока к уроку и в них регистрируются результаты наблюдений.Лист наблюдений выглядит так (см приложение)
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности индивидуального прогресса в развитии различных навыков.
Методом наблюдений можно зафиксировать увеличение запаса фактов, идей, слов, т.е. процесс приобретения знаний. Можно зафиксировать понимание и применение знаний. Можно зафиксировать умение анализировать и оценивать.
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например:
· способность принимать ответственность;
· способность уважать других;
· умение сотрудничать;
· умение участвовать в выработке общего решения;
· способность разрешать конфликты;
· способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания, говорения, чтения (способность читать для удовольствия и для получения информации), письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны. И в то же время педагогическое наблюдение позволяет оценивать развитие ученика не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении задач в рамках курса ОРКСЭ. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Поощряется любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощряется, не боясь перехвалить. Мы учим детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления».
слайд
С этой целью мы используем «Рейтинговую систему», которая наглядно демонстрируют ученическую и творческую активность ребёнка на том или ином этапе изучения курса.
. «Зримые отметки» выдаются за активную работу на уроке, творческую работу, работу в группе, домашнюю работу. Еще количество «????????????зримых отметок» зависит от степени сложности выполняемой учеником работы.
слайд
Интересен для детей приём, который мы назвали Знаю,хочу узнать,узнал».
В ученических листах и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
Интересна реакция детей при сопоставлении первоначального личного опыта и последующего, основанного на знаниях, полученных на занятиях. Даже если дети первоначально вообще не могли ничего сказать о значениях тех или иных понятий, изучаемых в курсе ОРКСЭ, всегда полезно ограничить область своих знаний от области «незнаний».
слайд
Очень важна самооценка ученика по результатам занятий
Здесь мы используем листы самооценки.
Мы используем в основном следующие критерии::
Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
Я мог выполнить работу значительно лучше;
Я плохо работал на уроке.
Ведется эта работа по листам самооценки на каждом уроке. Лист самооценки выглядит так:
таблица самооценки с числом строк по количеству уроков ОРКСЭ в году.
а оценивая свою работу на занятиях дети используют следующие вопросов для самооценивания:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что...
Наиболее трудным мне показалось...
Самым интересным было...
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее...
Я бы хотел попросить своего учителя ...
Листы самооценки помогают учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
слайд
3. В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио обучающегося есть основа оценки его образовательных достижений. Создание портфолио творческих работ ученика помогает создать ситуацию успеха для ребёнка, помогает раскрыть его индивидуальные особенности, развить познавательные интересы, помогает создать установку на творческую деятельность. Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы), ученик оформляет таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения. Для детей важна похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива.
Так же
На уроках ОРКСЭ используются устные и письменные опросы, получая информацию, заключённую в словесных сообщениях учеников.
используются следующие виды опроса:
- анкетирование
- интервью
- беседа
Для оценивания осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения используется метод, основанный на вопросах для самоанализа.
Домашние задания носят в основном творческий характер
Слайд
виды домашних заданий:
- Напиши мини-сочинение
- Составь вопросы по изучаемой теме
- Составь кроссворд
- Сочини конец истории
- Подготовь сообщение
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта.
Оценка результатов представляется в форме индивидуальных и коллективных творческих работ, проектов учащихся. Эти работы обсуждаются в классе. Защиту проекта мы проводим, соединив разные модули, тем самым у обучающихся есть возможность ознакомиться с содержанием других модулей. Защита проходить в форме праздника с приглашение родителей и учащихс3 класса;
Работа над проектом, а затем и его защита показывает то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.