Урок по теме: «Зимние православные праздники» (модуль ОПК)
Цель: Знакомство с истoрией появления праздника Рождествo Христово; с традициями, обычаями, символом, приметами Рождества. Развитие мыслительных и творческих способностей детей через фоpмирование знаний о пpавославных праздниках.
Задачи:
- прививать уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам.
-познакомить с обычаями, обрядами и верованиями русского народа, развивать интерес к Христианской веpе;
-способствовать воспитанию высоконравственной личности, глубоко понимающей и безгранично любящей русскую культуру и историю, русский народ и Отечество.
Формировать YYД:
- Личностные:
Сфоpмировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к ypоку.
Проявлять интерес к изучению темы.
Формировать yмение высказывать своё мнение.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
слушать и понимать речь других;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой учебной информации ;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зимние православные праздники (модуль ОПК)»
Урок по теме: «Зимние православные праздники» (модуль ОПК)
Цель: Знакомство с истoрией появления праздника Рождествo Христово; с традициями, обычаями, символом, приметами Рождества. Развитие мыслительных и творческих способностей детей через фоpмирование знаний о пpавославных праздниках.
Задачи:
- прививать уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам.
-познакомить с обычаями, обрядами и верованиями русского народа, развивать интерес к Христианской веpе;
-способствовать воспитанию высоконравственной личности, глубоко понимающей и безгранично любящей русскую культуру и историю, русский народ и Отечество.
Формировать YYД:
- Личностные:
Сфоpмировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к ypоку.
Проявлять интерес к изучению темы.
Формировать yмение высказывать своё мнение.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
слушать и понимать речь других;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой учебной информации ;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Звезды зажглись в таинственной мгле… Ангелы сходят с небес. Дети, Младенец - Христос на земле - Чудо свершилось! Будет конец преступленью и злу, Верой зажгитесь сердца! Бог, среди нас, поклонитесь Ему, Славьте Младенца - Христа!
- Кто-нибудь догадался, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО) (Слайд 2)
- Действительно, 7 января мы встречаем самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Христиане верят, что в эту ночь в Вифлееме родился Сын Божий Иисус Христос. Сегодня мы узнаем ,как принято проводить эти дни на Руси и что в них особенного.
Знакомство с новым.
Учитель. Рождество – великий христианский праздник. Рождество – день, когда родился Иисус Христос. Бог – отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. С Рождества до Крещения продолжаются Святки (Святые дни).
Рождение детей – всегда важное и радостное событие в жизни людей, родственники, знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребенку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. А день рождения Христа празднуют во всем мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведется именно от Рождества Христова. И сегодня мы с вами вспомним настоящую Рождественскую историю, которая происходила много - много лет назад (более двух тысяч лет).
А для начала заполним таблицу:
ЗНАЮ
УЗНАЛ
ХОЧУ УЗНАТЬ
Основная часть.
- Итак, Рождество Христово, произошло в ночь с 6 на 7 января. Послушайте, как это было. Слайд 4.
Согласно Евангелию, Иосиф и Мария, ожидавшая ребенка, направились в город Вифлеем. В то время в Вифлееме собралось очень много народа. Иосиф и Мария не смогли найти свободного места для и поэтому приютились за городом в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли свои стада в ненастную погоду. Именно здесь Мария и родила Иисуса Христа (Слайд 3), она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном. Ясли – решетчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей.
Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:
— Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!
В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.
Слайд 5, 6
Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира."
Слайд 7,
Дары имели особое значение: золото – символ царского величия и мудрости («молчание - золото»), ладан – благовоние, как символ новой веры и миро – маслянистая смесь, она символизировала будущую жертву Христа – смерть ради всех людей.
Но не только мудрые волхвы сделали подарки Миссии…
- Какой главный атрибут рождества вы знаете? (Елка)
Слайд 8
Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, маслина – оливы, пальма – пахучее масло, орешник – орехи. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась.
- Что же ты не подойдешь поздравить Младенца?
- Я ведь колючая, я боюсь уколоть Маленького, - ответила она
- Ах ты, добрая, печальная елочка!
За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рождения ёлку украшают яблоками, золочеными орешками, сладостями и всякими игрушкам. Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил. Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям.
Давайте обобщим, что же мы узнали о празднике Рождества Христова? У вас на столах лежат карточки-подсказки.
Вопросы: 1. Как звали мать Иисуса Христа? 2. Где родился младенец? 3. Как волхвы нашли дорогу к вертепу и что преподнесли? 4. Что означает свет Вифлеемской звезды? Какой главный символ праздника Рождества?
Хорошо. Но ведь Рождество не заканчивается одной рождественской ночью.
Светло, тепло, уютно – вся семья в сборе. От Рождества начинались Белые Святки или святые вечера до праздника Крещения, который приходится на 19 января. Всё это время было праздничным. слайд 9
-Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)
-Кто из вас знает, что значит колядовать?
(Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки) (слайд 10,11,12,13)
В святочную неделю в дома приходили ряженные, пели колядки, обсыпали хозяев зерном на долгий век, на счастье, на здоровье…
Колядование начинается с того, что люди переодеваются так, чтобы их не узнали.
Берут бумажную звезду. Собираются группой и отправляются с песнями-колядками по дворам, туда, где их ждут. Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Колядующие желали хозяевам дома жизненных благ, а те, в свою очередь, одаривали их деньгами или сладостями. Сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь.
В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтоб у бедных людей тоже был праздник. Их приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощеньем.
В деревне же в ночь перед рождеством приводили в дом животных – козу или собаку, чтоб они погрелись у домашнего очага.
Всемогущий Бог так любил людей, что этой ночью послал бедным людям своего Сына, тем самым человечество получило шанс на спасение – потому что явился Спаситель Мира. Но и люди должны присоединить к празднику свои старания. Стань добрее – такой уж это праздник.
Скажите, а вы участвовали в святочных калядках?
А что еще принято делать в святочную неделю? (гадать) Слайд 14,15,16
- Неизменным атрибутом (традицией) рождественских праздников являются гадания. Гадали и девушки и парни, молодые и взрослые.
- 19 января верующие празднуют Крещение Господне (Слайд 11).Крещение – великий, древнейший христианский праздник. Посвященный крещению Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан. Праздник Крещения имеет два названия. Его называют еще Богоявлением. Именуется он так потому, что в этом событии явила себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – сошествием в виде голубя.
Слайд 17,18, 19
Приготовления к празднику начинались ещё накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором по поверьям, мог спрятаться чертёнок. Подготовкой к празднику Крещения являлся и строгий пост, накануне и до первой «вечерней» звезды. Вечером отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое крестьяне считали особенном важным торжеством. Сосуд с освящённой водой, будучи украшен свечами, перевитыми лентами и разноцветными нитями приносилидомой как драгоценность. Хранят крещенскую воду дома до следующего праздника Крещения.
Эта освящённая вода имеет чудесные свойства и не портится в течение года. Её пьют натощак, если что-то болит.
Считается, что вода во всех источниках и колодцах становится священной. Самые смелые христиане в этот день окунаются в реке, в освященной ледяной воде.
В этот день на водоемах принято принимать обряд крещения - опускаться в прорубь «Иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте. (слайд 20,21,22, 23)
Вопросы: 1. Запомнили ли вы, как называется река, в которой принял Крещение Спаситель? 2. Как звали пророка, крестившего Христа в Иордане? 3.Что произошло в момент Крещения Господня?
Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством.
Слайд 24,25
4.Рефлексия.
Вернемся к таблице. Что мы можем в нее добавить? Что бы вам хотелось еще узнать?