kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и монастыря»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ». 8 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА:

«ЗАПАДНОЕ     ПОДМОСКОВЬЕ.    БОРОДИНСКИЙ СПАС. ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ И  МОНАСТЫРЯ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и монастыря»»


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

Духовно-просветительский культурный центр им. просветителей

славянских Кирилла и Мефодия



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» . 8 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА:

«ЗАПАДНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ. БОРОДИНСКИЙ

СПАС . ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ И МОНАСТЫРЯ»




Работу выполнила:

Павлова Светлана Владимировна

Учитель истории и обществознания

МОУ «Уваровская средняя

общеобразовательная школа»

Можайского района

Московской области




МОСКВА 2016



Тема урока: «Западное Подмосковье. Бородинский Спас.

История одной семьи и монастыря».


Цели урока:

- познакомить с феноменами христианской православной культуры 19 века и показать важнейшие исторические события России в её контексте;

-дать знания о святых 19 века и объектах духовной культуры Подмосковья, связанных с их именами;

- раскрыть христианскую добродетель «жертвенная любовь»

на примере жизни защитников Отечества, русских семей, её отражение в объектах материальной и духовной культуры Подмосковья, в иконописи, поэзии, литературе.

- на примере героизма воинов в Отечественной войне способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.


Тип урока урок объяснение нового материала с элементами проблем-

ного обучения.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3.Работа над понятиями.

4.Закрепление.


План изучения нового материала.


1.Защита Отечества в 1812 году.

2.Рассказ о семье Тучковых, отдавшей Родине четырёх братьев.

3.Героизм русских в Бородинском сражении.

4.Жертвенная любовь.



Основные понятия: Защита Отечества. Семья. Подвиг. Спас Бородинский. Икона Божией Матери Смоленская. М.И.Кутузов. Панихида. Молитва о павших воинах. Промысел Божий. Жертвенная любовь.


Средства обучения: Учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья»,

иллюстрации №№213 – 218 , презентация, доклад учащегося о Спасо – Бородинском монастыре, методическое пособие.



Ход урока:


Вводное слово учителя.


Много монастырей было основано в Москве и Подмосковье. Самые ранние – 13 – 14 в.в. Когда – то монастыри стояли у главных дорог и окружали Москву как оборонительный сторожевой рубеж от нашествия вражеских орд: Спасо - Андроников, Симонов, Новоспасский, Свято – Данилов, Донской, Новодевичий монастыри… Каждый из них был виден из соседнего, а все - с колокольни «Иван Великий» Московского Кремля. Многие монастыри были уничтожены после 1917 года. Вместе с ними погибли монастырские кладбища с усыпальницами известных людей России. А каждое имя - это не только история семьи, но и история христианской православной культуры России.

.

Мотивация и постановка проблемы.

Мы с вами живём всего в 20 км от Спасо – Бородинского монастыря, расположенного на Бородинском поле, в с. Семёновское. Монастырь является крупнейшим в России военным мемориалом. 23 июля 1839 года святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский, освящая новоучреждённую

обитель, высоко оценил подвижничество её основательницы и жертвенное служение Престолу и Отечеству павших воинов, а император Николай 1, присутствуя на первом официальном праздновании в августе 1839 года сказал: «Мы поставили памятник чугунный, а Вы предупредили нас, поставив бессмертный христианский памятник» Что означают эти слова? Кто стоял у истоков создания этого монастыря и почему?

1 вопрос плана.

История подмосковного Спасо - Бородинского монастыря ( см. стр. 208)

связана с историей семьи русского генерала Александра Алексеевича Тучкова. Из истории этой обители видно, что нет подвигов ни больших, ни малых, - всякий подвиг, как понимают христиане, есть жертва любви (жертвенная любовь) источником которой является Бог. Этот монастырь был связан с подвигом мужа, защищавшего Отечество, и подвигом жены, молившейся о муже. Это была благочестивая русская семья, чьи предки восходили ещё к окружению славного князя Александра Невского.

Учитывая, что данный урок проводится в 4 четверти, а восьмиклассники в начале 3 четверти по истории России изучают Отечественную войну 1812 года, то при рассмотрении вопросов о событиях 1812 года можно опираться на уже имеющиеся у учащихся знания. При этом воспользуемся приёмом эвристической беседы. Более того, проживание рядом с Бородинским полем позволило учащимся там беспроблемно побывать на ежегодных празднованиях Дня Бородино в начале сентября.



Вопрос классу: Нашествию кого подверглась Российская империя в 1812 году?

( Император Наполеон во главе огромной французской армии).


Вопрос классу: Что вам известно о Наполеоне?

(Горделив, стремился к европейскому и мировому господству)


Вопрос классу: Почему война называется Отечественной?

(Весь народ России осознал опасность и поднялся на защиту Отечества).


(за свои ответы во время работы на уроке учащиеся получают бонусные баллы, учитывающиеся в конце урока при подведении итогов)

Учитель далее отмечает , что среди ушедших на войну был и генерал А.А.Тучков. Уходя, он отдал жене Маргарите Михайловне на сохранение Икону, которая всегда сопровождала его в походах – образ Спаса Нерукотворного. Жена с маленьким сыном ожидала мужа.

( стр. 81 - вспоминаем икону «Спас Нерукотворный»)


С 1801 по 1825 год в России царствовал Александр 1. В таких тяжелейших условиях войны вся надежда его была на помощь Божию и боголюбивый народ. В обращении к народу он призвал: « Народ русский - храброе потомство храбрых славян! Соединитесь все с крестом в сердце и с оружием в руках - никакие силы человеческие не одолеют вас!»

Вопрос классу: «Кто был назначен Главнокомандующим русской армии и почему?»

( Кутузов М.И.- испытанный во многих сражениях князь, хорошо знавший солдата русской армии). Стр.212, илл. 217 – М.И. Кутузов.


Далее учитель продолжает: Всю войну сопровождала русские полки Смоленская икона Богоматери. Посмотрите стр.211 .Перед нею молились воины перед сражениями и совершали благодарственные молебны после каждой победы. Перед нею Главнокомандующий со всем войском просили Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага. Икону носили по всему лагерю для укрепления мужества в сердцах воинов перед великим подвигом.


Вопрос классу: « Какое место и почему выбрал Кутузов для генерального сражения?»

( Поле просторное, под Москвой, у села Бородино, весь рельеф, леса и овраги подсказали ему о выгодности расположения здесь позиций русских войск.)

2 вопрос плана


Далее учитель продолжает: В Бородинском сражении участвовали четверо братьев Тучковых. Сошлись в битве две армии – русская и французская. Не уступили русские воины ни пяди земли. И пало на поле брани 44 тысячи русских воинов. Погиб генерал Тучков и его братья. М.М.Тучкова поспешила на поле битвы, чтобы отыскать тело мужа. На месте гибели мужа лежали 20 тысяч не погребённых воинов. Тучкова попросила священника отслужить панихиду - см. стр.210 словарное слово (учащиеся работают над понятием панихида и записывают его значение в словарик терминов)

Панихида – церковная служба, на которой молитвенно поминают почивших христиан.

После панихиды Тучкова продолжала искать тело мужа, но не нашла в этот раз. А через пять лет получила письмо от воина - сослуживца мужа. Тучкова узнала, что вражеские ядра полностью взрыхлили землю, на которой непоколебимо стояла батарея генерала. Раненый генерал был погребён выброшенными глыбами земли.


Рубрика «Знаешь ли ты?» стр. 210.

Учащиеся читают текст рубрики и после прочтения отвечают на поставленные учителем вопросы.

Вопрос классу: «Как Россия увековечила память защитников Отечества?»

( « В сохранение вечной памяти потомков о верности и любви народа российского к вере и делам их предков и Отечеству, в ознаменование благодарности Промыслу Божиему, спасшему Россию от грозившей ей гибели в войне 1812 года» в первопрестольном граде Москве был воздвигнут храм во имя Христа Спасителя.» ) см . стр.210.


Работа над понятием Промысел Божий - учащиеся анализируют понятие и записывают его значение в словарик терминов.


Промысел Божий - в христианском смысле означает попечение Божие о мире, направленное на его сохранение и достижение предназначенной для него цели.


Вопрос классу: В честь победы в войне были выпущены памятные медали со словами из псалма пророка Давида : « Не нам , Господи, не нам , но имени Твоему дай славу…»( Пс. 113: 9). Как вы понимаете эти слова?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

Учитель подводит итог высказываниям ребят.





3 вопрос плана

Рубрика «Путешествие по святым местам родной земли».

Заслушиваем сообщение ученика класса о Спасо – Бородинском монастыре.

(не более 4 – 5 минут)


На месте гибели мужа Маргарита Михайловна построила Спасо - Бородинский храм и в него поместила икону, которую муж отдал перед разлукой . Стала икона называться «Спас Бородинский» В храме поставили высокий гранитный крест с неугасимой лампадой и положили мраморную плиту с именем Александра Тучкова.

Позже умер и сын. Похоронила его мать в склепе Спасо – Бородинского собора. И осталась она жить рядом с могилами дорогих ей людей. Затем стали селиться здесь и другие люди, потерявшие своих близких на Бородинском поле в сражении. Так постепенно появилось общежитие, а потом - монастырь. Маргарита Михайловна стала его игуменьей.

Далее идёт работа над термином игуменья. Учащиеся находят на стр.210 этот термин и записывают его в словарик терминов.


Игуменья – настоятельница женского монастыря.



Далее учащиеся на стр. 209 рассматривают портрет игуменьи Марии . ( в миру Маргариты Михайловны Тучковой).

Маргарита Михайловна, игуменья Спасо - Бородинского монастыря Мария , скончалась в 1852 году в возрасте 71 год. Она похоронена рядом с сыном и прахом мужа. Своей христианской любовью она воздвигла бессмертный памятник своему мужу, генералу Тучкову, герою Бородинской битвы.



Далее учащиеся читают текст учебника стр. 209 – 210 о судьбе монастыря в 20 веке и отвечают на поставленные вопросы .


Вопрос классу: «Что из себя представлял монастырь в начале 20 века?»

(В начале 20 века в Спасо - Бородинской обители было хорошо организованное хозяйство. Она никогда не была богата , т.к. располагалась в отдалении от больших городов. В ней было около 200 насельниц, занятых тем или иным трудом на пользу обители.)


Вопрос классу: «Что было главной особенностью, духовной сутью Спасо -

Бородинского монастыря?»

( Непрекращающаяся молитва о павших на Бородинском поле воинах. Эта молитва была главным предназначением обители – ради этой молитвы она была когда - то создана.)

Вопрос классу: «Почему в 1917 году большевики долго не решались закрыть

монастырь?»

елико было почитание окрестным народом памяти павших в 1812 году).


Вопрос классу: «Каково положение монастыря сейчас?»

(Учащиеся отмечают, что монастырь всё – таки был закрыт. )

Но в 70 – ые годы 20 века начинается его реставрация по инициативе Военно - исторического музея. Закончена в 80 –е годы , а в 1992 году окрестности впервые за десятилетия вновь огласились колокольным звоном: в монастыре возобновилась духовная жизнь.)


Далее идет работа над поставленной в начале урока проблемой:


«В честь кого и чего был возведён Спасо - Бородинский монастырь? Почему его основательница Маргарита Тучкова посчитала делом всей своей жизни служение в память обо всех, сложивших голову на полях ратной славы ?»

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)


Работа над понятиями.


Основное понятие – «жертвенная любовь». Учащиеся рассуждают на эту тему, высказывают свои мнения.




Далее учащимся предлагается вспомнить историю создания первой иконы Спасителя и сказать : «С какой иконой Спасо – Бородинского монастыря она связана?»

(стр. 82 учебного пособия :«Как появилась первая икона». Илл. 92 и 101)

(учащиеся должны вспомнить, что Образ Спаса Нерукотворного отдал жене на хранение А.А. Тучков. А на месте его гибели возведён Спасо – Бородинский храм, где Спас стал «Спасом Бородинским» )


Вопрос классу: «Назовите защитников Отечества - героев Бородино и скажите, какую христианскую добродетель они проявили» Свяжите свои суждения с понятием «жертвенная любовь»

(учащиеся должны отметить, что герои Бородино, защитники Отечества сложили свои головы на поле брани, принесли себя в жертву во имя свободы страны и беззаветной любви к ней)


Учитель продолжает: В 1867 году в Спасо – Бородинском монастыре побывал писатель Л.Н. Толстой в связи с работой над романом «Война и мир». Читаем отрывок из романа о Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле стр.211 – 212

Вопросы классу по отрывку из романа.

1.О чём молились русские воины перед сражением?

(просили помощи о спасении от врага)

2. Для чего сопровождала русское войско чудотворная икона Божией Матери «Смоленская». Что значит «чудотворная икона»?

(икона помогала укреплять мужество в сердцах воинов перед великим подвигом.)

3. Как себя ведёт Кутузов? (подошёл к иконе после молитвы, опустился на колени и поклонился в землю, приложился к иконе и опять поклонился, коснувшись рукою до земли.)

4.Приведите аналогичные ситуации из жизни святых русских князей перед ответственными сражениями?

( Сергий Радонежский благословил Д. Донского на Куликовскую битву. А.Невский после молебна произнес слова: «Если Бог за нас, кто против нас?»)

Работа над понятиями

Риза - часть одежды священнослужителей, в которой они проводят богослужение.


Молебен - церковная служба, в которой обращаются к Богу с прошением или благодарением.(учащиеся записывают слова в словарик терминов).



Рубрика «Наше культурное наследие»


Учащиеся уже знакомы с творчеством М.Ю.Лермонтова. Поэт – христианин в своём творчестве отразил христианское понимание смысла явлений окружающей жизни.


Учащиеся читают текст о М. Ю.Лермонтове на стр. 212 – 213. и отвечают на вопросы.


Вопрос классу: «С чем связаны многие стихотворения ранней лирики

поэта?»

( Лермонтов часто бывал в таких местах Подмосковья, где находились христианские храмы – Троице – Сергиева лавра, Новоиерусалимский монастырь, др., поэтому в его творчестве отражается христианское мировоззрение)


Вопрос классу: «Что отразил Лермонтов в словах из стихотворения

«Бородино?»


«Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы.»

( учащиеся высказывают своё мнение , связывая его с уже известным им с этого урока понятием «Промысел Божий»

Подведение итогов.

Учащиеся подводятся к пониманию значения духовно - нравственных ценностей в жизни современного человека на примере жизни М.Тучковой.

Домашнее задание.

1. Параграф темы 16. стр. 207 – 213, новые понятия выучить.

2.Составить план экскурсии на Бородинское поле, используя план задания № 8, стр. 212.

3.Задание № 1, стр. 210.

4. Сообщение о разрушении Храма Христа Спасителя (опережающее задание к

следующему уроку.)






























Использованная литература


1. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры)./ Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014. 256с.

2. Программа. Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 8 класс.

. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.

3. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методическое пособие для учителя. 2 издания. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. -2010.

Интернет – источники

  1. Электронный ресурс. Ключ доступа http://www.borodino.ru/. Дата обращения 02.04.2016.22:14

  2. Электронный ресурс . Ключ доступа http://www.museum.ru/1812/index.html. Дата обращения 02.04.2016.22:14









































11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и монастыря»

Автор: Павлова Светлана Владимировна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "«западное подмосковье. бородинский спас. история одной семьи и монастыря»"
    ["seo_title"] => string(76) "zapadnoie_podmoskov_ie_borodinskii_spas_istoriia_odnoi_siem_i_i_monastyria_1"
    ["file_id"] => string(6) "473252"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1528919964"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства