Данное занятие в системе занятий по теме «Красный угол в доме», подготовленное для детей 10-11 лет.
Его цель – дать четкие представления о красном углу дома, к обучающим задачам урока я отнесла формирование способности обучающихся к новому способу действия, к развивающим - формирование у детей потребности в совершенствовании своей внутренней культуры, основанной на православных традициях русского народа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по ОПК "Красный угол в доме" »
Тип занятия: урок открытий новых знаний.
Технология занятия: технология развития критического мышления
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая цель: формирование у детей потребности в совершенствовании своей внутренней культуры, основанной на православных традициях русского народа
Воспитательная цель: воспитание уважительного отношения к традициям и верованиям православных христиан
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать традиции православных христиан, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «красный угол», « икона», «божница»
Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, видеофильм, музыкальная запись
Этап занятия
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
УУД
1. Мотивационный этап
(1-2 мин)
- Здравствуйте. Приятно видеть красивых детей. Вам улыбается солнышко. Вам улыбаюсь я.
Скажите, ребята, если бы вам предложили на выбор урок русского языка или ОПК, какой бы вы выбрали? Почему?
Тогда, наверное, встреча наша с вами сегодня не случайная.
Дети высказываются по мере возникновения ответа.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Введение в тему урока
(4 мин)
(Метод эмоционального погружения)
Подготовка учащихся к восприятию материала урока.
Учитель (отрывок из старинной свадебной песни)
Я войду ли в родительскую светлу горницу,
Помолюсь на все четыре стороны,
Первый же поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело – белое здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во чужой семье (во такой)
- Куда поклонилась в первый раз? (Первый поклон углу переднему)
- А как вы думаете, что же это за передний угол такой в доме? (Размышления детей)
В переднем углу избы находился духовный центр дома.
- От какого слова происходит слово духовный?
Правильно, духовный – от слова “душа”.
- А как вы понимаете, что такое душа?
В Библии сказано: когда Бог создал из земли первого человека, Адама, Он вдохнул в него душу, вдохнул Божественную сущность, частицу Самого Себя. Душа — это наша совесть, любовь, наше сострадание и сочувствие, она ведает чувствами человека, его мыслями,
горестями и радостями.
А значит, духовный центр дома – красивый, прекрасный, святой.
- От какого древнего слова происходят слова красивый, прекрасный
Вспомним, как говорят красивая девица (красна девица), прекрасное солнышко (красно солнышко)
Тогда и прекрасный святой угол в доме называют красным
Учащиеся слушают песню учителя
Ответы детей. Определяют значение слов «передний угол», дают объяснение слову душа
Высказывание с опорой на жизненный опыт, рассуждение.
Дети вспоминают, что красивый от древнего слова красный
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Коммуникативные:
создание речевого высказывания
3. Постановка проблемы занятия
- Так о чём пойдёт речь сегодня на нашем занятии.
определить тему и поставить цель перед собой.
Определяют тему и ставят цель перед собой
4. Этап открытий новых знаний.
(10 минут)
5. Первичное закрепление материала
Работа в группах
Учитель побуждает к вопросам после объяснения (презентация)
1.«Красный угол» - самое нарядное и парадное место в доме. Входящий в дом, прежде всего, обращался к иконам и осенял себя крестом. Первый поклон – Богу, второй – хозяину с хозяйкой, третий – всем добрым людям.
В передний угол приглашали сесть самых уважаемых гостей: «Красному гостю – красное место».
«Милости просим, отец …., тебе ли с нами, хозяевами»: садись под иконы». Хоть и с иронией, но как подчеркивается «особость» красного угла: под иконы не смеют сесть даже хозяева, лишь особо почетный гость. К действительно желанному гостю обращались так: «Честь да место – Господь над нами – садись под святые»
Что же находилось в «красном углу»?
Ребята, предлагаю посмотреть видео фильм и ответить на вопросы, сделать записи в рабочей карте (карта перед вами)
Чтобы справиться с заданием предлагаю работать в группах (карточки с заданием)
Видеофильм «Красный угол» (2 мин 30)
Проверка работы групп
После 1 группы
Заметим, что сравнение Спасителя с солнцем, «Солнцем правды», пророчества о восходе этого Солнца: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его», Мал. 4:1–2, наполнили в течение тысячелетий восток, как сторону света, сакральным значением. Ожидание Спасителя было соотнесено с восходом солнца, которое взойдет, разгонит тьму ночи, осветит и согреет.
После выступления всех групп
Ребята, а вы знаете, как называются те полки, на которых находятся иконы?
Божница,
украшенная белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.
Сколько мудрости и смысла.
Дети слушают объяснение с опорой на электронное приложение
Свободно высказываются, озвучивают свои чувства и впечатления.
Работа в группах
Вопросы для 1 группы
- Где располагается в доме «красный угол»? - Что находится в «красном углу» дома?
Вопросы для 2 группы
- Какие иконы могут находиться в святом углу?
- Для чего православные обращаются к домашним иконам?
Личностные УУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: уважение к истории и традициям православия, «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «терпение»
Коммуникативные УУД:
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,слушать и понимать других,
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.
6. Рефлексия
Игра-перевоплощение
Входит Странник: - Мир дому вашему! Пустите странника обогреться! - Скорее, дедушка проходите к печке (приносим стул), садитесь. Мы как раз и дом построили. Смотрите, какой! Светлый, чистый, теплый. Странник (осматривается, мрачнеет, качает головой) - Уж простите, хозяева, не люб мне ваш дом! Мне в этом доме скучно. Мне в этом доме страшно. Мне здесь жить темно! Мне здесь жить грешно! Ведущий: - Да как же так, дедушка? Вот теплая печка, вот светлое окошко. Как же тебе темно? Странник: - Да не обижайтесь вы, хозяева. Хорошее ваше окошко. Только в доме еще такое окно нужно, чтобы самый главный хозяин в него к нам заглядывал. Ведущий: - Какое же это окошко? - А кто такой этот хозяин? Странник: - Бог – вот кто. Господь наш Иисус Христос. Ведущий (растерянно): - Да где ж нам взять такое окошко? Странник: - Ну уж ладно, понравились вы мне. И сделаю я вам подарок (достает из дорожной котомки икону). С новосельем вас! Ведущий: - Смотрите, ребята, какая у нас икона! Проходит по рядам, показывает икону детям: Это Господь Иисус Христос, а в руке у Него книга. Евангелие. Мы ее обязательно читать будем. - Вот теперь другое дело!
- Теперь и гостей можно звать! - (Детям?) Кого позовем в наш дом, в наш храм? - Пресвятую Богородицу!
Все вместе поем: Благодатный дом! Пресвятая Богородица в нем! И Спаситель пребывает! Яко с нами Бог!
- Кого еще позовем? - Архангела Михаила! - Святителя Николая! - Преподобного Сергия! Вновь и вновь пропеваем «Благодатный дом» с названными именами («Архангел Михаил в нем!» и т.п.)
Вот и подошла встреча к концу
Что было необычного для вас сегодня?
Что станет для вас первым делом в создании нового дома?
Дети участвуют в постановке и в игровой форме закрепляют изученный материал
Отвечают на вопрос и формируют общий вывод (смысловое определение данного праздника)
Моделирование общего определения.
Коммуникативные УУД: создание речевой ситуации
Регулятивные УУД: самооценка
ПознавательныеУУД прогноз поиска информации
7. Заключите-
льный этап
Огонёк свечи тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.
Технология занятия: технология развития критического мышления
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая цель: формирование у детей потребности в совершенствовании своей внутренней культуры, основанной на православных традициях русского народа
Воспитательная цель: воспитание уважительного отношения к традициям и верованиям православных христиан
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать традиции православных христиан, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из представленных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «красный угол», « икона», «божница»
Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, видеофильм, музыкальная запись
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Меня зовут Шевцова Светлана Владимировна. Я учитель основ православной культуры города Крымска. Вашему вниманию предлагается мастер-класс для ученического сообщества кружковой деятельности на тему «Красный угол в доме»
Введение в тему урока.
Подготовка учащихся к восприятию материала занятия
(Метод эмоционального погружения)
Учитель (отрывок из старинной свадебной песни)
Я войду ли в родительскую светлу горницу,
Помолюсь на все четыре стороны,
Первый же поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело – белое здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во такой семье
Вы услышали старинную песню, ответьте на вопрос
- Куда поклонилась героиня в первый раз? (Первый поклон углу переднему)
- А как вы думаете, что же это за передний угол такой в доме? (Размышления детей)
В переднем углу избы находился духовный центр дома.
- От какого слова происходит слово духовный?
Правильно, духовный – от слова “душа”.
- А как вы понимаете, что такое душа?
В Библии сказано: когда Бог создал из земли первого человека, Адама, Он вдохнул в него душу, вдохнул Божественную сущность, частицу Самого Себя. Душа — это наша совесть, любовь, наше сострадание и сочувствие, она ведает чувствами человека, его мыслями,
горестями и радостями.
А значит, духовный центр – главный центр дома, красивый, прекрасный, святой. Обратите внимание на слова главный, красивый, прекрасный
- От какого древнего слова происходят слова .
Вспомним, как говорят красивая девица (красна девица), прекрасное солнышко (красно солнышко)
Тогда и прекрасный святой угол в доме самый главный называют красным
- Так о чём пойдёт речь сегодня на занятии. Попробуйте определить тему занятия
Постановка учебной задачи. Формулирование темы занятия.
Учитель: Тема нашего занятия « Красный угол» в доме»
Этап открытий новых знаний.
Презентация
1.«Красный угол» - самое нарядное и парадное место в доме. Входящий в дом, прежде всего, обращался к иконам и осенял себя крестом. Первый поклон – Богу, второй – хозяину с хозяйкой, третий – всем добрым людям.
В передний угол приглашали сесть самых уважаемых гостей.
«Милости просим, отец …., тебе ли с нами, хозяевами»: садись под иконы». Хоть и с иронией, но как подчеркивается «особость» красного угла: под иконы не смеют сесть даже хозяева, лишь особо почетный гость. К действительно желанному гостю обращались так: «Честь да место – Господь над нами – садись под святые»
2. Работа с пословицами
В народных традициях много известных пословиц о красном углу. Я предлагаю вспомним некоторые из них, для этого необходимо соотнести части пословиц
Задание
Соотнесите части пословиц
(Слайд 4)
Так что же находилось в «красном углу»?
Предлагаю посмотреть видео фильм и ответить на вопросы, сделать записи в рабочей карте (карта перед вами)
Чтобы справиться с заданием предлагаю работать в группах (карточки с заданием)
Работа в группах
Вопросы для 1 группы
- Где располагается в доме «красный угол»?
- Что находится в «красном углу» дома?
Вопросы для 2 группы
- Какие иконы могут находиться в святом углу?
- Для чего православные обращаются к домашним иконам?
Видеофильм «Красный угол» (2 мин 30)
Первичное закрепление материала
Проверка работы групп
После 1 группы
Заметим, что сравнение Спасителя с солнцем, «Солнцем правды», пророчества о восходе этого Солнца: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его», Мал. 4:1–2, наполнили в течение тысячелетий восток, как сторону света, сакральным значением. Ожидание Спасителя было соотнесено с восходом солнца, которое взойдет, разгонит тьму ночи, осветит и согреет. А Святая Земля Иерусалим находится на востоке.
После второго вопроса
Исходя из традиций вашей семьи, что еще может находиться в святом углу?
После выступления всех групп
А вы знаете, как называются те полочки, на которые ставят иконы?
Божница,
украшенная белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.
Сколько мудрости и смысла в домашнем храме.
В народной традиции ставить свечу на окно, что свидетельствует о том, что двери этого дома открыты, и готовы в этом доме встретить, обогреть путника, помочь ему
Рефлексия
Игра-перевоплощение
Входит Странник: - Мир дому вашему! Пустите странника обогреться! - Скорее, дедушка проходите к печке (приносим стул), садитесь. У нас светлый, чистый, теплый дом. Странник (осматривается, мрачнеет, качает головой) - Уж простите, хозяева, не люб мне ваш дом! Мне в этом доме скучно. Мне в этом доме страшно. Мне здесь жить темно! Мне здесь жить грешно! Ведущий: - Да как же так, дедушка? Вот теплая печка, вот светлое окошко. Как же Вам темно? Странник: - Да не обижайтесь вы, хозяева. Хорошее ваше окошко. Только в доме еще такое окно нужно, чтобы самый главный хозяин в него к нам заглядывал. Ведущий: - Какое же это окошко? - А кто такой хозяин? Странник: - Бог – вот кто. Господь наш Иисус Христос. Ведущий (растерянно): - Да где ж нам взять такое окошко? Странник: - Ну уж ладно, понравились вы мне. И сделаю я вам подарок (достает из дорожной котомки икону). С новосельем вас! Ведущий: - Смотрите, ребята, какая у нас икона! Проходит по рядам, показывает икону детям: Это Господь Иисус Христос, а в руке у Него книга. Евангелие. Мы ее обязательно читать будем. - Вот теперь другое дело!
- Теперь и гостей можно звать! - (Детям?) Кого позовем в наш дом, в наш храм? - Пресвятую Богородицу!
Все вместе поем: Благодатный дом! Пресвятая Богородица в нем! И Спаситель пребывает! Яко с нами Бог!
- Кого еще позовем? - Святителя Николая! - Преподобного Сергия! Вновь и вновь поем «Благодатный дом» с названными именами («Святитель Николай в нем!» и т.п.)
Вот теперь славно в доме, а наша встреча подошла к концу
- Что было необычного для вас сегодня?
- Что станет для вас первым делом в доме?
Огонёк свечи тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.
Свеча.
В свече есть Благодать Святого Духа,
Соединение любви всех христиан.
Напоминание, что свет идет от Бога,
И все дороги нас приводят в храм.
Где нет добра, там зло клубится,
Где света нет, там тьма лежит.
Давайте ж вместе мы молиться,
И пусть нас всех Господь хранит.
Свеча горит, как символ веры,
А вера — это Божий дар.
Спаси вас Бог.
Самоанализ занятия
Сегодняшнее занятие в системе занятий…. по теме «Красный угол в доме», подготовленное для детей 10-11 лет.
Его цель – дать четкие представления о красном углу дома, к обучающим задачам урока я отнесла формирование способности обучающихся к новому способу действия, к развивающим - формирование у детей потребности в совершенствовании своей внутренней культуры, основанной на православных традициях русского народа
К воспитательным – воспитание уважительного отношения к традициям и верованиям православных христиан. Занятие было также призвано способствовать развитию у учащихся умений работать с видеоинформацией, иллюстративным материалом
Занятие по типу открытия новых знаний, но я обращалась больше на жизненный опыт детей. Данное занятие включило в себя 7 этапов: Это мотивационный этап, где использовался метод эмоционального погружения в тему занятия. Этап постановки проблемы занятия, где учащиеся самостоятельно формулируют тему занятия. Основным этапом был этап проблемного объяснения материала. На этом этапе ставилась задача ввести детей в мир православных традиций
В ходе занятия на этапе Закрепления материала была организована групповая форма, а на этапе закрепления и рефлексии игровая форма работы
Этапы занятия логично связаны.
Материал занятия оказался интересным для учащихся.
Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….
Чтобы решить задачи, поставленные на занятии, я подобрала текстовый и иллюстративный материал, православные миниатюры, вопросы, содержащие проблему. Использовала информационно-коммуникативные технологии, технологии развития критического мышления, игровые технологии
Обучающийся побывал в роли и слушателя, и информатора, мыслителя, творца, зрителя и артиста
Хорошая психологическая атмосфера на занятии поддерживалась благодаря заинтересованности участников ходом занятия, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Здоровьесберегающий аспект занятия состоял в посильном выполнении заданий, в проведении игровых моментов.
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было легко проводить занятие, ученики включались в работу .
В занятии было использовано достаточно, на мой взгляд, наглядного материала: иллюстративный материал в виде слайдов, видеоматериал
Цель занятия можно считать достигнутой, я полагаю, что все сегодня узнали что-то новое для себя.