kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Жемчужины православной архитектуры Курской земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОПК в 5 классе проходил в рамках открытой недели православной культуры.                                   Цель урока: обобщить и конкретизировать знания детей об устройстве православного храма, закрепить понятие о синтезе искусств в храме, познакомить с образцами православной архитектуры Курской земли: Сергиево-Казанским и Знаменским Кафедральным соборами.                                                                    На протяжении всего урока  действуют творческие группы: «историки», «философы», «искусствоведы». К этому занятию ученики собирали материал по следующим разделам: история храмов, архитектурные особенности храмов, продумывали вопросы для организации дискуссии по проблеме вандализма в прошлом и настоящем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Жемчужины православной архитектуры Курской земли"»

Чуйкова Оксана Александровна

учитель ОПК

Открытый урок по основам православной культуры


Тема: «Жемчужины православной архитектуры Курской земли»


Цель: - обобщить и конкретизировать знания детей об устройстве православного храма, закрепить понятие о синтезе искусств в храме, познакомить с образцами православной архитектуры Курской земли: Сергиево-Казанским и Знаменским Кафедральным соборами;

- развивать образное мышление, воссоздающее и творческое воображение, поэтический слух, яркую образную монологическую речь, умение вести диалог;

- воспитывать культуру восприятия окружающего мира, уважения к православным традициям русского народа, бережное отношение к культурно-историческому наследию родного города.


Оборудование: аудиозаписи колокольных перезвонов, духовной музыки; виды Сергиево-Казанского и Знаменского Кафедрального соборов, фотографии внутреннего убранства этих храмов; репродукция картины И.Е.Репина «Крестный ход в Курской губернии»; репродукция иконы Знамения Пресвятой Богородицы Курская Коренная .


Ход урока

1. Организация начала урока

Вступительное слово учителя

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов . Ещё замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев так отозвался о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служило предметом паломничества для туристов» . (Цитата оформлена на доске как эпиграф).

История православия на Руси не могла не найти отражения в архитектурных ансамблях города Курска, его величественных храмах и монастырях , которые воистину стали островками подлинной красоты и изящества.

На этом уроке нас ожидает увлекательное и полезное путешествие по православным уголкам нашего родного и милого города .


2. Работа по теме урока


  1. Звучит аудиозапись колокольных перезвонов.

  2. Чтение учащимися стихотворений Т.Шороховой «Храм», «Перед молебном».

Храм

Его я видел много раз,

Но близко так –впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.


На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.


На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И кажется что храм поёт

Застывшей красотою.


Перед молебном

Я в храм захожу впервые

И даже боюсь немножко.

Лампады горят цветные,

Цветные стёкла в окошках.


Мерцают, ложаться блики

На нимбы икон, на Лики…

Они живыми глазами

Будто беседуют с нами.


Смотрю я вокруг и словно

Древнюю книгу листаю.

И тянет голос церковный

Слова, которых не знаю.


Но что-то в них есть такое,

В напеве простом и строгом,-

Старинное и родное,

Манящее чем-то новым.


Учитель: На протяжении всего урока в классе будут постоянно действовать творческие группы : «историки», «философы», «искусствоведы». К этому занятию ученики собирали материал по следующим разделам : история храмов, архитектурные особенности храмов, продумывали вопросы для организации дискуссии по проблеме вандализма в прошлом и настоящем.


1. Знакомство с Сергиево-Казанским собором.


Вступительное слово учителя:

Ещё при подъезде к Курску с востока, в синеющей дали , на живописном крутом и высоком холме у берега реки Тускарь , над самым обрывом , величественный собор высится , как большой и стройный бело-голубой корабль , силуэт которого не подавляет даже высотный корпус гостиницы «Курск», возведённой неподалёку».



«Историки»

1. Издавна авторство здания собора приписывают итальянскому архитектору В.В.Растрелли, который был законодателем Российской архитектурной моды середины 18 века.

2. В торжественных и нарядных архитектурных ансамблях России отразилось национальное осознание возросшей мощи государства, подъём новой культуры.

3. Сергиево-Казанский собор был построен родителями преподобного Серафима Саровского – купцом Исидором Мошниным и женой его Агафьей. Благочестивые родители немало на своём веку построили храмов. На закате своих дней в 1752 году Исидор Мошнин предпринял постройку храма во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1762 году у него родился сын, которого назвали Прохором.

4. Когда Прохору было 3 года, его отец умер, мать продолжила дело мужа по строительству храма. Однажды семилетний Прохор поднялся на высокую колокольню. Помните ли вы, что случилось с мальчиком?

5. Рос мальчик и разумным и пригожим,

И знала мать, что он – любимец Божий.

Однажды сын взбежал на колокольню,

Что высилась недалеко от храма.

Дух захватил размах земли привольной:

Луга, леса, цветущие поляны,

Сквозь кружева зелёные ветвей

Горели жаром маковки церквей,

Манили сердце улететь с горы

В лазурные небесные простры.

И, опьянённый красотой земной,

Он два крыла почуял за спиной

И вниз шагнул. Неведомая сила

Его несла и не дала разбиться…

С рыданием к нему бежала мать,

Но не поверила она глазам своим:

Шёл мальчик к ней здоров и невредим!

( Т. Шорыгина )

«Искусствоведы»

1. Если встать рядом с собором, то он кажется настолько высоким, что теснота перекрёстка улиц М. Горького и Можаевской непременно заставит вас круто закинуть голову вверх, чтобы лучше рассмотреть луковичной формы тёмно-синие главки с яркими золотыми звёздами… Нарядный в своей расцветке, богатый в отделке интерьеров, праздничный- таким предстаёт перед нами этот архитектурный шедевр.

2. В Сергиево-Казанском соборе многое напоминает характерные приёмы Растрелли: нарядные оконные наличники, колонны, примыкающие к массивам стен. Если посмотреть на собор с восточной стороны, он имеет вид трёхэтажного здания, каждый этаж которого подчёркнут карнизом. Колокольня тоже трёхъярусная.

3. Внутри здания разместились две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя ( зимняя ) церковь во имя преподобного Сергия Радонежского имеет небольшую высоту своих сводов и уступает по освещённости и богатству декоративной отделки верхней церкви.

4. Интерьер верхней церкви во имя Казанской Богородицы значительно интереснее. Помимо оконного освещения с двух сторон, в средней части помещение освещается окнами купола. Здесь находится замечательный , резанный из дерева и позолоченный иконостас.

Первоначально, чтобы попасть в верхнюю церковь, надо было подняться по двум наружным чугунным лестницам, но в связи с явными неудобствами ( оледенение ступенек ) в 1837 году к колокольне была пристроена лестничная клетка.

5. Куряне бережно хранят память о своём земляке – Серафиме Саровском. В нижней церкви Сергиево-Казанского собора находится придел во имя преподобного Серафима Саровского. В Коренной Пустыни «великому светильнику земли Русской» поставлен памятник работы курского архитектора В.М.Клыкова.


Учитель: Ныне Сергиево-Казанский собор является памятником курской архитектуры, находящимся под охраной государства. Каждый раз, проходя мимо живописного собора, невольно любуешься им. Вспоминаются слова современников постройки церкви: «Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех!»

Лирическая пауза. Дети отдыхают , слушая духовную музыку.


2. Знакомство со Знаменским Кафедральным собором

«Историки»

1. Здание Знаменского собора , сохранившее свою величественность даже в наше время,

в пору высоких построек, уже привычных нашему взору, было возведено в 1816-1826 гг. Куряне строили монументальное здание собора как памятник героическому русскому народу, поднявшемуся на защиту Родины, разгромившему французских захватчиков и освободившему Европу от наполеоновских полчищ.

2. На месте бывшей крепости, обильно политой кровью курян, построили величественное и триумфальное здание собора-памятника. От земли до вершины купола 48 метров.

«Искусствоведы»

1. Внутренние стены собора были отделаны под мрамор и украшены полуколоннами, лепными украшениями, живописными полотнами, отражающими сюжеты Священной истории. В храме были устроены приделы во имя святого благоверного князя Александра Невского, святителя Митрофана Воронежского, а на хорах- во имя Николая Чудотворца и Тихона Задонского. Автором собора считают известного русского архитектора А.И.Мельникова.

2. У северных наружных дверей, так называемой сени , находилась чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы. Её ежегодно после праздника Пасхи переносили из собора в Коренную Пустынь. В сентябре того же года икона возвращалась в Знаменский собор.

«Историки»

Репродукция картины И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии».

1. За несколько дней до крестного хода , который сопровождал икону , в город стекались толпы паломников из близлежащих и дальних деревень . Открывалась Коренная ярмарка , когда-то гремевшая на всю Россию . Город необычайно оживлялся .

2. Крестный ход совершался под звон колоколов и звуки военного оркестра , с участием архиереев , местной аристократии и губернатора . Их сопровождало множество священников и бесчисленная толпа народа .


«Философы»

1. Икона Знамения Пресвятой Богородицы Курская Коренная является величайшей святыней не только для курян , но и для всего русского народа . С историей иконы связаны страничка детства нашего великого земляка преподобного Серафима Саровского .

2. В его житии рассказывается , что в отрочестве он был тяжело болен . Несколько дней метался мальчик в страшной горячке . Как гласит церковное предание , в критический момент болезни к отроку Прохору явилась Пресвятая Богородица , которая обещала исцелить его от болезни .

3. Свет дивный озарил его кровать ,

И мальчику почудилось сквозь сон :

К нему склонилась нежно Божья Мать

И прошептала : «Будешь исцелён!»

Назавтра шёл с иконой крестный ход.

Вдруг небо затянуло пеленой,

Казалось , будто в облачной пещере,

Глубокой, дымной, приоткрылись двери,

И белые деревья без корней

Слепящей вспышкой загорелись в ней.

Ударил гром, дождь хлынул проливной,

Спасая образ , завернул народ

В подворие , где умирал больной.

Мать сына вынесла, мольбам его покорна,

И прикоснулся он к иконе чудотворной…

И тотчас небо озарилось с краю,

И искры солнца вспыхнули в воде,

И сотни радуг, в капельках играя,

Затрепетали в золотом дожде.

В высоком небе радуга легла,

Блеснули позолотой купола ,

Запели над землёй колокола.

( Т. Шорыгина)

Звучит торжественная церковная музыка.

Учитель. Мы подошли к рассказу о трагической странице курской истории. Почти сто лет тому назад во время Великого Поста в 1898 году икона Знамения Пресвятой Богородицы Курская Коренная была в Знаменском монастыре . Во время вечерней службы , когда собор был полон молящихся , злоумышленники положили рядом с иконой бомбу огромной разрушительной силы . Ночью страшный взрыв потряс стены монастыря . Прибежавшие иноки увидели ужасную картину : храм был наполнен дымом, массивная чугунная плита была сдвинута , кругом валялись бесформенные куски дерева, железа, были выбиты стёкла. Но , к великому удивлению и радости, среди беспорядочной кучи обломков нашли чудотворную икону на обычном её месте целой и невредимой.


Дискуссия. Люди , совершая данный поступок , следовали своим убеждениям . Оправданы ли их действия ? Докажите своё мнение .


Вывод. Любой собор не только здание для совершения религиозного обряда, но и рассказ о простых русских людях : самородках-художниках, скульпторах, архитекторах, простых ремесленниках, вложивших в своё творение представление о красоте и гармонии. Любое произведение искусства принадлежит вечности , и его разрушение является актом вандализма. Можете ли вы привести примеры подобных действий в современной истории?


Сейчас архитектурный ансамбль Знаменского Кафедрального собора является настоящим гимном мастерству русских зодчих и возрождается в своей первозданной красоте.


3. Творческая работа учащихся . Подведение итогов урока.

( Во время творческой работы звучит духовная музыка русских композиторов Г. Свиридова, П. Чайковского, М. Глинки )

Представьте себя архитекторами, зодчими и попробуйте создать город своей мечты.

4. Домашнее задание . Словесное описание «Город моей мечты»




Анализ проведения методической недели

по основам православной культуры

в МОУ «Клюквинская с/о школа».


Неделя ОПК прошла с 26 февраля по 2 марта. Актуальной темой Недели явились «вечные ценности христианства».

Перед преподавателями стояли следующие задачи: обмен опытом работы, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, развитие интереса обучающихся и привитие любви к предмету, приобщение детей к высшим духовным ценностям, формирование цельной, нравственной личности.

В подготовке и проведении Недели приняли участие учителя ОПК начальных классов, учитель музыки и учащиеся 2-11 классов.

26 февраля учитель Горохова С.В. провела круглый стол «О развитии нравственного сознания в детях». Основным докладчиком по этой теме была Горохова С.А. В своём докладе Светлана Анатольевна осветила теоретические аспекты темы. Были рассмотрены основные нравственные понятия и отражены пути развития нравственного сознания в детях.

Давыдова И.С. поделилась опытом работы по развитию нравственного сознания в детях на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира на конкретных примерах.

Чуйкова О.А. рассказала о том, как проходит работа по данной теме на уроках ОПК на примере изучения истории Русской Православной Церкви, её роли в жизни России, обращения к образцам личного подвига благочестия, отражённого в памятниках литературы и искусства, на изучении библейских сюжетов, нашедших отражение в литературе, архитектуре, музыке, живописи.

Савочкина Е.А. поделилась опытом работы по развитию нравственного сознания на уроках музыки через приобщение детей посредством музыкальной культуры к духовным ценностям, формирующим нравственную личность.

27 февраля учитель Чуйкова О.А. провела урок ОПК в 5 классе «Жемчужины православной архитектуры Курской земли». Учителем и учащимися 5 класса была проделана большая подготовительная работа. Чуйковой О.А. было интересно продумано содержание урока, которое носило духовно-нравственную направленность, подобран большой наглядный материал, умело использовалось музыкальное оформление. Учащиеся должны были найти и подготовить материал по данной теме.

Этапы урока были выдержаны во времени и плавно переходили от одного к другому. В организационной части урока учитель вызвал интерес к рассматриваемой теме, создал эмоциональный настрой через вступительное слово, аудиозапись колокольных перезвонов, чтение учащимися стихотворений. Этот этап урока способствовал развитию образного мышления, поэтического слуха. При изучении нового материала была использована работа в группах (класс был поделён на 3 группы: историки, философы, искусствоведы).

Слушание духовной музыки способствовало релаксации и приобщению к духовному миру.

На этапе закрепления учителем был использован словесный метод-дискуссия. Поставленный проблемный вопрос требовал от учащихся высказывания своего мнения и его доказательств. Сначала ученики затруднялись сделать это, тогда Оксана Александровна с помощью наводящих вопросов помогла им , т. е. здесь мы увидели использование частично-поискового метода.

При организации творческой работы учащиеся должны были под звуки духовной музыки русских композиторов представить себя архитекторами , зодчими и попробовать создать город своей мечты. Данной формой работы учитель способствовал развитию творческого воображения, образного мышления.

Домашнее задание также носило творческий характер: словесное описание «Город моей мечты».

Таким образом, на уроке мы увидели использование элементов личностно-ориентированного подхода. Целевые установки урока связаны с развитием индивидуальности, креативности ребёнка. В содержании урока был включён материал, способствующий самореализации и самоутверждению личности учащихся. Доминирующим принципом на уроке был принцип творчества и успеха.

Цели и задачи урока были достигнуты.

28 февраля учителем Давыдовой И.С. была проведена выставка рисунков «Где русская природа – там и Бог». В этих рисунках дети постарались отразить красоту и многообразие Божьего Мира, величие созданного Спасителем. При раскрытии этой темы предполагалось формирование у детей готовности и стремлении жить в мире, дружбе, любви и радости. По итогам конкурса первое место заняла ученица 5 класса Полякова В., второе место – Комарицкая Л. ученица 3 класса, третье место – Калитюк Е. ученик 6 класса. Детям были вручены дипломы с указанием призового места.

1 марта прошла выставка методической литературы и разработок уроков по духовно-нравственному воспитанию «Ищите к Господу дорогу», которую организовала учитель Чуйкова О.А. Целью этой выставки было направление на духовное, нравственное и патриотическое просвещение и воспитание детей, на приобщение их к православной культуре и мировой культуре в целом. Выставка вызвала большой интерес не только у учителей, но и у учащихся. Многие изъявили желание познакомиться поближе как с литературой, так и с разработками уроков.

В конце Недели, 2 марта, прошёл урок музыки в 8 классе, проведённый учителем Савочкиной Е.А. на тему «Музыка русской православной церкви». На этом уроке Савочкина Е.А. не только формировала музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовности, но и показала историю развития русской православной музыки, приобщала детей посредством музыкальной культуры к духовным ценностям, формировала нравственную личность.

Урок музыки стал кульминацией методической недели по ОПК. На него были приглашены учителя и учащиеся 6-10 классов, которые приняли самое активное участие в обсуждении докладов, которые делали учащиеся 8 класса о знаменном распеве, «осмогласии». В конце урока разучили песню «Колокола» музыка Е.Крылатова, слова Ю.Энтина и исполнили её вместе с учащимися 8 класса. Урок закончился творческим домашним заданием: «Какое влияние на меня оказывает высокое искусство православного хорового пения?», которое учащиеся должны выполнить письменно. Урок помог детям узнать много нового, интересного. Работа шла на высоком методическом, эмоциональном уровне. Цели и задачи были достигнуты.






Руководитель МО ОПК : (Чуйкова О.А.)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок "Жемчужины православной архитектуры Курской земли"

Автор: Чуйкова Оксана Александровна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства