kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Род и семья-исток нравственных отношений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

ü    подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

ü     показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота,                                                                           согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

ü    учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

ü    воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

ü     улучшение взаимоотношений в семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Род и семья-исток нравственных отношений"»

Тема. «Род и семья – исток нравственных отношений»

Цель: знакомство с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли,

традиции и культура русского народа; возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Задачи:

  • подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

  • показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;

  • учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

  • воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

  • улучшение взаимоотношений в семье.


Ход урока.


  1. Организация деятельности учащихся.


  1. Введение в тему урока.

- Послушайте небольшое стихотворение и предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

(Чтение стихотворения учителем).

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.


  1. Работа с понятиями род и семья.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Как вы понимаете значение слова «семья»? (Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Семья – группа людей, объединённых общей деятельностью, общими интересами…)

  • Как образовано это слово?

  • Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Подвести детей к понятию «род».)

  • Что такое род? (Группа людей или по – другому ряд поколений, происходящих от одного общего предка, связанных узами кровного родства)

  • Существует ли сегодня понятие рода?

  • Это слово можно заменить еще словом «династия». (Слова «род» и «династия» помещаются на доске.)


- Обратимся к учебнику на стр. 38 прочитаем 1абзац.

(Стихотворение читает ученица)


Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


  1. Создание образа семьи. (Самостоятельная работа детей: у каждого на парте заготовки сердцевинки и лепестков цветка. Дети составляют образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи. Из цветков формируется полянка класса на доске).


Ассоциативный портрет семьи.


На заранее заготовленных листах дети рисуют, как представляют собой семью, пишут, что такое «семья» в их понимании.

Посмотрите, что у меня в руке (показываю свечу). Включим своё воображение.

  • С кем или с чем можно олицетворить свечу? (с человеком).

  • Воск – …(тело)

  • Фитиль – …(душа)

  • Огонь - …(оживотворяет свечу)

Свеча возгорелась духом – очаг. (Очаг - семья, родной дом)


- С чем можно еще сравнить огонь, очаг? (Дом, наполненный любовью, уважением. Любовь – животворящая сила семьи, дома, человека).


  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  • Как выдумаете, может ли человек прожить один?

В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили.

Каждый человек на земле имеет свою фамилию, имя. Это отличает его от других людей. Фамилия человека, которая передается из поколения в поколение, - его гордость.


Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе»

«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.

На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.

Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.

- Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?

- Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. – Это его могила.

- А что такое Отец? – опять спрашивает Стрекоза.

- Что такое могила?

Человек объяснил. Но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:

- Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты говоришь?

- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.


  • Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?

  • Только люди знают своих родственников, помнят их.


- Род состоит из поколений. Как называются старшие поколения? А младшие? (На доске появляются слова «предки», «потомки».)


Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?

  • Назовите родственников, которых вы знаете.

  • Давайте проверим, все ли из нас знают своих родственников. Сейчас я раздам вам карточки. Необходимо соединить линией соответствующие понятия в столбиках.


VI. Работа в группах.

Прабабушка Папин или мамин брат

Бабушка Сын твоей тети и дяди

Дедушка Мама твоего дедушки или бабушки

Дядя Дедушка твоего отца или мамы

Тетя Мама твоей мамы или папы

Двоюродный брат Папа твоей мамы или папы

Двоюродная сестра Мамина или папина сестра

Племянник Сын твоей сестры или брата

Племянница Дочь твоей сестры или брата

Отчим Муж твоей мамы

Мачеха Жена твоего папы


VII. Знакомство с семейными заповедями.

  • Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству)


  • Как вы понимаете значение слов – слушаться родителей? (слышать их, выполнять их поручения, просьбы).


  • Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? (у своих родителей)


  • В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. Но почему, же так трудно слушаться, ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи, все равно подчиняться непросто. Что же нам мешает? (упрямство, своеволие)


  • Как с ними бороться? (сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные заповеди).

  • А какие же заповеди должны жить в семье?

(Заповеди – правила)

  • Почитай отца, мать.

  • Возлюби ближнего своего, как самого себя.

  • Делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе.

  • Не огорчай никого.

  • Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та, где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.


  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке о себе и о других? Уважаемые потомки, поднимите, пожалуйста, руки! Я верю, что вы будете достойны своих предков!

  2. Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением В. Берестова, в котором поэт обращается к своим потомкам с такими словами:

Любили тебя без особых причин:

За то, что внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей…


  1. Задание на дом: Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.










5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по теме: "Род и семья-исток нравственных отношений"

Автор: Миллер Валентина Васильевна

Дата: 20.03.2017

Номер свидетельства: 401748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства