Урок по ОПК."Крещение Руси -свободный выбор Православия русским народом"
Урок по ОПК."Крещение Руси -свободный выбор Православия русским народом"
Показать причины принятия христианства на Руси, ознакомить учащихся с историей принятия христианской веры, определить значение этого события для дальнейшего развития государства, показать связь истории Отечества с развитием христианства.
Задачи:
Раскрыть сущность языческого верования древних славян.
Познакомить с распространением христианства на Руси до конца Х века.
Познакомить с жизнью и деятельностью святого апостола Андрея Первозванного, святой равноапостольной княгини Ольги, святого равноапостольного князя Владимира, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Показать истоки их мужества, мудрости, чистоты.
Развивать навыки сравнительного анализа, логическое мышление, умение делать выводы и обобщения. Развивать чувство нравственной красоты.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к высоким идеалам православия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ОПК."Крещение Руси -свободный выбор Православия русским народом"»
МОУ «СОШ №8 г.о. Саранск
Урок православной культуры
в 6 классе
«Крещение Руси – свободный выбор Православия русским народом»
Учитель Лукашина М.Г.
Саранск, 2017.
Урок по православной культуре в 6 классе.
Тема: Крещение Руси – свободный выбор Православия русским народом.
Учитель: Лукашина М.Г.
Цели урока:
Показать причины принятия христианства на Руси, ознакомить учащихся с историей принятия христианской веры, определить значение этого события для дальнейшего развития государства, показать связь истории Отечества с развитием христианства.
Задачи:
Раскрыть сущность языческого верования древних славян.
Познакомить с распространением христианства на Руси до конца Х века.
Познакомить с жизнью и деятельностью святого апостола Андрея Первозванного, святой равноапостольной княгини Ольги, святого равноапостольного князя Владимира, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Показать истоки их мужества, мудрости, чистоты.
Развивать навыки сравнительного анализа, логическое мышление, умение делать выводы и обобщения. Развивать чувство нравственной красоты.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к высоким идеалам православия.
Оборудование:
ТСО: аудиомагнитофон, видеомагнитофон.
Материалы и инструменты: учебное пособие: Андрицова М.Ю. и др. История православной культуры земли Конспект урока в 5 классе (1-й год обучения). Добро. Зло. Совесть
Цель: Раскрытие значения основных категорий христианской этики «добро», «зло», «совесть».
Задачи:
Познакомить с этимологией изучаемых понятий с позиций православия.
Создать условия для активизации интеллектуальных действий (анализа, синтеза, обобщения и др.).
Оснащение: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, раздаточный материал.
Ход учебного занятия:
I. Орг.момент( психологический настрой).
Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно уже прохлада дышит,
Нам здесь уютно: ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.
На классную доску вывешиваются ключевые слова: радость, уют, любовь, понимание
«Разминка» для ума и души.
Учитель: Скажите, ребята, с какой целью Господь завещал людям 10 заповедей? (Слайд 1)
Заслушиваются и обобщаются ответы обучающихся.
(Заповеди Господни – необходимые законы жизни для каждого человека, которые он должен соблюдать по отношению к Богу, к себе и другим людям. (стр. 23-25).
Раздаточный материал: фрагменты из «Повести временных лет».
Иллюстративный ряд: иконы: святой апостол Андрей Первозванный, святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, Крещение Руси; рисунки: Ф. Бронникова «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, проповедующие христианство», «Цареградский Патриарх благословляет княгиню Ольгу на возвратный ее путь в Киев».
Музыкальный ряд: «Духовное песнопение» в исполнении хора московского Сретенского монастыря.
Оформление доски:
Эпиграф к занятию:«… людье с радостью идяху, радующееся и глаголющее: аще бы се не добро было, не быша сего князь и боляре прiяли».
(«… с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы это не было благом, не приняли бы этого князь наш и бояре»)
«Повесть временных лет»
Слова для лексической работы: апостол, мученики, мученичество, покаяние, равноапостольный, язычество.
После изучения темы учащиеся должны
знать
- основныепонятия и сущность явлений: язычество, крещение, просветители земли Русской, Промысл Божий.
уметь
- рассказывать о святом апостоле Андрее Первозванном, святой равноапостольной княгини Ольги, святом равноапостольном князе Владимире, святых равноапостольных Кирилле и Мефодие.
- раскрывать, характеризовать духовные основы отечественной культуры.
- анализировать исторические документы, характеризующие деятелей истории, определять их вклад в распространение православия на Смоленской земле;
- проявлять уважительное отношение к православным традициям русского народа.
(Летописное сказание преп. Нестора Летописца о проповеди святого апостола Андрея):
«Апостол Андрей «отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти?» на этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх». Однако часть историков это предание отвергает. Как бы то ни было, территория будущего Российского государства получила духовное благословение св.ап.Андрея, чьим жребием были северные страны от Иерусалима».
3. Проверка адресного домашнего задания.
Св.апостол Андрей Первозванный.
Слово учителя: древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» излагает предание о посещении св. апостолом Андреем Киевских и Новгородских пределов.
(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)
Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет» («Фотиево крещение Руси»):
«Пошли Аскольд и Дир на греков.., совершили много убийств христианам и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви святой Богородицы во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но внезапно поднялась буря с ветром, вновь поднявшиеся великие волны смели корабли безбожных русских, отбросили их к побережью, и избили их, так что мало их избежало такой беды и вернулось восвояси».
Слова учителя:
В 860-х годах правители Киева Аскольд и Дир после неудачного похода на Константинополь (Царьград) крестились и приняли епископа от константинопольского патриарха Фотия. Вместе с ними крестились дружинники и часть славянского населения. Была установлена первая русская епархия в составе Константинопольского патриархата. Дальнейшее знакомство славян с христианством происходит VIII-IX веках в ходе торговых контактов Византийской империей.
Существует предание, что после набега князей-варягов Аскольда и Дира на Константинополь по договору о мире между Русью и Византией Фотием были направлены братья-просветители Кирилл и Мефодий в Киев около 860г. (но не позднее 861, 862 гг.), что явилось важной вехой в христианизации Руси.
4. Проверка адресного домашнего задания.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)
5. Задание по группам.
Звучит музыка.
Группа № 1: Крещение святой княгини Ольги.
Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести временных лет» (Летописное сказание преп.Нестора Летописца о крещении святой княгини Ольги):
«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он пренебрег этими не принимал в уши; но если кто собирался креститься, то не запрещал, но насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть». «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходит во тьме, и не ведают славы Господней». «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума, потому что звал вас, и не послушались Меня, направил слова, и не внимали Мне, но отвергли Мои советы и обличений Моих не приняли; возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не приняли совета Моего, презрели все обличения Мои». Так и Ольга часто говорила: « Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру, а дружина моя станет насмехаться?» Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают тоже». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду попадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав к тому же гневался на мать. Соломон же сказал: «Поучающий злых, наживет себе обиду, обличающий же нечестивого, опорочит себя; ибо обличения нечестивых – язвы есть. Не обличай злых, дабы не возненавидели тебя». Но Ольга любила сына своего Святослава и говаривала: «Да будет воля Божия; если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужания и совершеннолетия».
Слова учителя:
Святая княгиня Ольга крестилась между 954 и 957 гг., получив имя Елены. В 957 г. она приняла путешествие в Царьград поклониться христианским святыням. Княгиня Ольга успешно проповедовала Евангелие, сокрушая кумиры и устанавливая кресты по городам и селам Русской земли, строила церкви в Киеве. Для киевлян явным проявлениям исповедания Святой княгиней христианства была ее кончина в 969 г. Она запретила справлять по себе языческую тризну. К этому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св.пророка Илии.
Далее мы поговорим об обстоятельствах обращения и крещения святого князя Владимира, которые стали определенной вехой в христианизации Руси. (На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»).
Группа № 2: Князь Владимир-язычник.
Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет»
(Летописное сказание преп.Нестора Летописца о выборе веры князем Владимиром):
«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называли их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и осквернили землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот… пошел Владимир против ятвягов, и победил и взял землю их. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старосты и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын прекрасный лицом и душою. На него-то и пал жребий по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный, и натравил людей. И посланные к нему, придя сказали: «На сына де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а просто дерево. Нынче есть, а завтра сгинет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же един. Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо т землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: « Если боги они, то пусть пошлют одного из богов своих и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?».. И крикнули, и подсекли под ним сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили, ибо были тогда люди невежды и нехристи».
Слово учителя:
В 983 г. после удачного похода против ятвягов (литовское племя в будущих Гродненской и Минской губерниях), решено было принести идолам даже человеческую жертву. Жребий пал на православного юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Отец не пожелал выдать сына и открыто обличал безумие язычников. Разъяренная толпа убила обоих. Христиане Феодор и Иоанн (отец и сын) почитаются Русской Православной Церковью в чине первомучеников за христианскую веру.
После краха языческой реформы кн. Владимир обратил внимание на вероисповедания соседних народов: христианство, ислам, иудаизм. Сложную картину духовного потрясения князя, его жажду Бога, желание узнать Его истинный Лик прекрасно изобразил древнерусский летописец. «Повесть временных лет» - главнейший источник событий, определившего всю дальнейшую судьбу России, отныне неотъемлемо связанную с православием.
(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)
Группа № 3: Выбор веры князем Владимиром.
Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет».
(Летописное сказание преп. Нестора Летописца о выборе веры князем Владимиром):
«Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары (волжские болгары, исповедующие ислам), говоря: прими закон наш. Затем приходили греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира! Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать! Рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете сгореть ему в огне. Что же вы посоветуете, что ответите?» и сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и придя к ним, видели их… поклонение мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а затем идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их – зачем пришли? Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские испытывать веру нашу. Приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли и поставили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние диаконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, удивляясь и хваля их службу. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им: «Идите в землю вашу». И отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т.е. в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сидит и глядит туда и сюда… и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: « Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?»…Они же сказали: «Где тебе любо».
Слова учителя:
Затем летопись повествует о походе князя на византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму, и о взятии этого города, после чего кн.Владимир отправил византийским императорам, соправителям Василию и Константину следующее послание:
Группа № 4: Крещение князя Владимира.
Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет».
(Летописное сказание преп. Нестора Летописца о крещении князя Владимира):
«Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу (Константинополю) то же, что и этому». И услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это сказал Владимир: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же, что Корсуни». И едва принудили ее. Она же села на корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсуняне на встречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате.
По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего. И скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царицыными попами (прибывшими с царицей Анной), огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились… после всего этого Владимир взял царицу… и священников Корсунских с мощами святого Климента и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе… Корсунь же отдал как вено (выкуп за невесту) за царицу, а сам вернулся в Киев.
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь…Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы это не было благом, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлись там людей без числа. Вошли в воду и стали там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…
Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать Тебя, Истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
Слово учителя:
Событие это относится к 988 г. На Руси господствующей верой стало христианство. Образовалась новая поместная Православная Церковь. Преставился Владимир в 1015 г.
(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)
Крещение Руси – это свободный выбор русского народа, так как для принятия христианства из Византии в течение тысячелетия была подготовлена благоприятная почва.
На доске полностью выстроена лента времени «Вехи христианизации Руси».
1 век (от рождества Христова) – посещение св.апостолом Андреем Киевских и Новгородских пределов.
860 гг. – Фотиево крещение Руси.
861, 862 гг. – проповедь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славян.
Между 954 и 957 гг. – крещение святой равноапостольной княгини Ольги. К этому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии.
983 г. – убийство христиан Феодора и Иоанна (отца и сына), которые почитаются Русской Православной Церковью в чине первомученников за христианскую веру.
988 г. – крещение святого равноапостольного князя Владимира.
Чтение эпиграфа: «Боже, сотворивый небо и землю, призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали страны христианские; утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы надеясь на Тебя, я победил бы его козни», - воскликнул князь Владимир, взирая на крещение киевлян.
С этими словами 1 (14) августа 988 г. обращался святой равноапостольный князь Владимир к Богу (день крещения киевлян). И как показала последующая история Русской земли, молитва ее великого крестителя была услышана.
И прежде языческая Русь, в будущем Россия, стала оплотом мирового православия, Святой Русью.
Практическая работа.
Выполнить в цвете рисунок на тему: «Крещение» (раскрасить).
Каждому ученику дается рисунок и цветные карандаши. Работу над рисунком начать на уроке, а закончить дома.
- На этом наше занятие заканчивается, и я благодарю вас за работу на уроке.
Словарик.
АПОСТОЛ (греческое apostolos – «посланник»), (посланник) – наименование ближайших учеников Спасителя, призванных Им и посланных проповедовать евангельское учение по всему миру. Они разделяются на 12 (через непосредственное избрание к этим 12-ти сопричислен и ап. Павел) и 70 апостолов. Все они были облечены большой властью: именем Иисуса Христа творили чудеса, давали отпущение грехов, проповедовали Царство Божие. Те святые люди, которые, подобно апостолам, подъяли великие труды и подвиги для распространения христианства в той или иной стране, именуются равноапостольными.
МУЧЕНИЧЕСТВО. Принятие моральных и физических страданий и самой смерти за веру. Мученической кончиной обретается великое благоволение Божие и сияющий венец в Царстве Небесном.
МУЧЕНИК. Человек, претерпевший за Христа и православную веру различного рода мучения и принявший насильственную смерть.
ПОКАЯНИЕ. Признание в проступке, отречение от зла; путь к очищению; начало исправления; исток доброго дела. Покаяние предполагает непременное намерение оставить путь греховный, дурной, признание того, что в своих делах и помышлениях мы уклоняемся от нравственной нормы. Через покаяние переменяется жизнь порочная на жизнь чистую. Греческое слово покаяние («метанойя») означает «изменение». Изменение сердца, разума, образа жизни. Истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни.
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ. Чин святых, особо потрудившихся в распространении Евангелия (веры Христовой) и обращении народа в христианскую веру (Н-р, Мария Магдалина, кн. Владимир Красно Солнышко, кн. Ольга, свв. Кирилл и Мефодий).
Литература к уроку
М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Унивкрсум, 2004. – 216 с.
А. В. Бородина. История религиозной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.
Ю.Г. Малков. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. – М.: «Правило веры», 2002. – 622 с.
О.Н. Яшина. История русской православной Церкви: Элективный курс. – М.: 5 за знания, 2007. – 128 с.
Свящ. Сергий Коротких. Мир Божий: Основ православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть II. М.: ЗАО «Центр полиграфических услуг Семь и Семь», 2003. – 152 с.