kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Защита Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для учителей ОРКСЭ и ОПК

Просмотр содержимого документа
«Урок ОПК Защита Отечества»

Основы религиозных культур и светской этики ( Модуль ОПК )

Урок № 28

Тема: «Защита Отечества»

Цель: формирование основ патриотизма, развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Задачи:

  • формировать умение осуществлять информационный поиск
    для выполнения учебных заданий;

  • формировать навыки смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • формировать умения понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



Этапы урока

Ход урока

  1. Актуализация знаний
    и постановка учебной проблемы

На этапе актуализации знаний моя задача включить учащихся в деятельность.

Учащиеся получают карточки с заданием. Работая в парах, составляют пословицы, определяют их основную мысль.


  1. Кто Родине верен,… стой смело.

  2. Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.

  3. Тяжело в учении,… тот в бою примерен.

  4. За правое дело,… в бою не зевай.

  5. Бой красен мужеством,… легко в бою.

Кто защищает нашу Родину от неприятелей? В жизни часто ли мы встречаем защитников Отечества. Каковы ваши действия.


Создание проблемной ситуации. Задаю детям вопрос:

Почему курсанты прошли строем, как на параде, отдавая честь ветерану-солдату?


Видеоролик

После просмотра учащиеся анализируют поведение курсантов и приходят к выводу,
что курсанты проявили уважение, гордость, почет ветерану-солдату.

Работа с пословицами и просмотр видеоклипа помог сформулировать тему урока, определить цели урока


Тема урока «Защита Отечества».

Что такое Отечество?


  1. Совместное открытие знаний


На этапе совместного открытия знаний совершим путешествие в прошлое. Россия - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных, Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли.


В нашей стране есть герои, на чьих подвигах мы воспитываемся. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской.

Слайд с картиной Васнецова


Пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри». Могли ли эти богатыри вместе стоять на перепутье?

(Нет, потому что жили в разное время.)

Беседа по вопросам:

  • От кого богатыри защищали Русь?

  • Хорошо ли вы знаете подвиги богатырей. О ком идет речь?

  • Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

  • Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

  • Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)

  • А жили ли богатыри на самом деле, как вы считаете? (ответы детей)

Собирательный образ героя Отечества в лице богатырей помогает выделить общие качества для защитника Отечества.

Древнерусские герои славились своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.

Они были исконными христианами. Но участие в войне толкало их на нарушение заповеди Божьей: «Не убей!»

Как же соотносятся христианская мораль и война.

Учащиеся читают текст в учебнике, вспоминают христианские заповеди. Знакомятся с текстом учебника и приходят к выводу, как должен вести себя воин-христианин на поле боя.

А сейчас в мирное время мы встречаемся с героями, и кто может им стать?!

Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Прочитаем текст на стр.88.

На этом этапе моя задача формировать умения устанавливать взаимосвязь между поступками людей и православной верой.


Вспомним слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

Что такое гнев, когда человек может его проявлять?

Два вида гнева. Рассмотреть и пояснить. Учащиеся вспоминают христианские заповеди. Знакомятся с текстом учебника и приходят к выводу, как соотносится христианская мораль и защита Родины в наше время, выясняют, какие виды гнева существуют и приходят к выводу, что гнев Жени был справедливым , так как в лице сестры Женя защищал свою Родину.

Орденом мужества посмертно Женю наградили за героизм и отвагу.

Какими качества обладал мальчик?

Возвращемся к качествам, названным у богатырей.




  1. Самостоятельное применение знаний

На этапе применения знаний дети разбиваются на 5 групп, проговаривают правила работы в группе и получают конверты с заданиями.


Моя задача: формировать умения работать по алгоритму, в сотрудничестве, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, делать выводы

На этапе презентации исследовательского проекта я ставлю задачу: формировать умения формулировать выводы, развивать коммуникативные и регулятивные УУД


Учащиеся приходят к выводу, что все герои «Аллеи славы» любят и преданы Родине, смелые, решительные, храбрые

На этапе закрепления знаний учащиеся на основе отмеченных качеств характера формулируют понятие «патриот».

Как называют человека, который

  • любит то место, где родился и вырос.

  • Знает историю своей страны, гордится своими предками.

  • Знает и бережет свой родной язык.

  • Готов встать на защиту Отечества.

  • Отстаивает престиж свой страны.

  • Готов отдать своей Родине все силы и способности.

  • Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством. 

Задаю вопрос детям: "Патриотом рождаются или становятся?"

Что нужно делать, чтобы быть патриотом своей Родины?

Формированию умения понимать и принимать ценности человеческой жизни помог просмотр видеоролика "Молитва солдата". Учащиеся приходят к выводу, что каждый солдат мечтает о мире.


  1. Итог урока

На этапе рефлексии создать атмосферу психологического комфорта помогает метод сплетения Паутины добра.

Каждый из вас может стать героем своего класса, города и страны.

Будьте неравнодушными, ответственными, протягивайте руку помощи нуждающимся,

не проходите мимо зла, боритесь с ним!!!

Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!



Не в наших силах предотвратить войны, но в наших силах сделать мир чище и добрее. Ни когда-нибудь и где-нибудь, а здесь и сейчас. Здесь и сейчас скажите друг другу добрые слова или слова благодарности, передавая этот клубок - сплетем нашу паутинку добра.



О людях, отдавших жизни за нашу православную веру, за Родину нельзя говорить в прошедшем времени. Они навсегда останутся с нами… Они – воины… Навеки в наших сердцах…

Молодцы! Спасибо всем за урок!




Просмотр содержимого документа
«для проекта»

Дмитрий Донской



  1. Дмитрий Донской – московский князь, сумел объединить русские земли вокруг Москвы.

  2. 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, которой войско Дмитрия Донского одержало победу.

  3. Князь был православным христианином, поддерживал храмы, делал пожертвования.

  4. Причислен к лику святых.

  5. В 2002 году учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.






















Андрей Ефименко и Павел Чернеев





  1. 15-летние Андрей Ефименко и Павел Чернеев спасли провалившуюся под лед первоклассницу Аню.

  2. Девочка кричала и плакала, а вокруг нее столпились ее друзья из класса. Ребята не знали, как спасти свою подругу. Поэтому мы тут же бросились на помощь Ане.

  3. Оказалось, что первоклашки играли на хрупком льду. В итоге Аня и провалилась.

  4. «Да любой уважающий себя человек сделал бы так же, – пожимает плечами Паша. – Не вижу в своём поступке никакого героизма– так должны поступать все».






















Федор Ушаков


  1. Русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом.

  2. Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.

  3. Образ флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова был сделан символом славы и победоносных традиций российского флота.

  4. В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.

  5. В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.























Александр Невский




1.Александр Невский – князь, великий полководец и талантливый дипломат.

2. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда войско Александра победило. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».
3. Причислен к лику святых.

4. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались командиры взводов за проявление личной отваги и обеспечение успешных действий своих частей.




















Илья Муромец



  1. Древнерусский богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

  2. После чудесного исцеления Илья Муромец совершает многочисленные подвиги.

  3. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником.

  4. Причислен в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

  5. Говорят, мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…





Просмотр содержимого документа
«лист героя»

Александр Невский

1.Александр Невский – князь, великий полководец и талантливый дипломат.

2. В июле ________ года состоялась знаменитая __________________________битва, когда войско Александра победило. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «_______________________».

3. Причислен к ________________________________.

4. Во время Великой Отечественной войны в ____________ году был учрежден орден ______________________________, которым награждались командиры взводов за проявление ______________________________________________.

5. Выделите черты, характеризующие Александра Невского

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.























Дмитрий Донской

  1. Дмитрий Донской – московский князь, сумел ________________________русские земли вокруг Москвы.

  2.  8 сентября ________________года состоялась знаменитая ________________________ битва, которой войско Дмитрия Донского одержало ______________________.

  3. Князь был православным христианином, поддерживал храмы, делал пожертвования.

  4. Причислен к лику святых.

  5. В ____________году учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

  6. Выделите черты, характеризующие Дмитрия Донского

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.






































Федор Ушаков

  1. Русский _________________________, адмирал, командующий Черноморским флотом.

  2. Не потерял в боях ни ________________________, ни один его подчинённый не попал в плен[2].

  3. Образ флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова был сделан символом ________________ и победоносных ___________________российского флота.

  4. В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя _______________________ и широкой ______________________деятельности.

  5. В ______ году Русской православной церковью причислен к ___________________как праведный воин Феодор Ушаков

  6. Выделите черты, характеризующие Федора Ушакова

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.













Илья Муромец

  1. Древнерусский богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

  2. После чудесного _______________________ Илья Муромец совершает многочисленные _____________________.

  3. Самый известный его подвиг — победа над _______________________________-разбойником.

  4. Причислен в ________ году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

  5. Говорят, мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое ___________________________…

  6. Выделите черты, характеризующие Илью Муромца

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.















Андрей Ефименко и Павел Чернеев


  1. 15-летние Андрей Ефименко и Павел Чернеев спасли провалившуюся под лед первоклассницу Аню.

  2. Девочка кричала и плакала, а вокруг нее столпились ее друзья из класса. Ребята ________________________, как спасти свою подругу. Поэтому мы тут же бросились _______________________________________ Ане.

  3. Оказалось, что первоклашки играли на хрупком льду. В итоге Аня и провалилась.

  4. «Да любой ____________________________ себя человек сделал бы так же, – пожимает плечами Паша. – Не вижу в своём поступке никакого ____________ – так ___________ поступать все».

  5. Выделите черты, характеризующие Федора Ушакова

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.





















































Просмотр содержимого презентации
«Защита Отечества»

Мастер-класс «Защита Отечества» МАОУ СОШ № 2 Ст. Павловской Стрюк О.В.

Мастер-класс

«Защита Отечества»

МАОУ СОШ № 2

Ст. Павловской

Стрюк О.В.

Основы религиозных культур  и светской этики (модуль ОПК)     Урок № 28  Тема: «Защита Отечества»  Цель: формирование основ патриотизма, развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах  Задачи:

Основы религиозных культур и светской этики (модуль ОПК)

Урок № 28 Тема: «Защита Отечества»

Цель: формирование основ патриотизма, развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Задачи:

  • формировать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • формировать навыки смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • формировать умения понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Актуализация знаний Задача: включить учащихся в деятельность на уроке Составьте пословицы,  определите их основную тему   Кто Родине верен,… стой смело. Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством. Тяжело в учении,… тот в бою примерен. За правое дело,… в бою не зевай. Бой красен мужеством,… легко в бою. Формирование умения анализировать, обобщать, соотносить, делать выводы

Актуализация знаний

Задача: включить учащихся в деятельность на уроке

Составьте пословицы, определите их основную тему

  • Кто Родине верен,… стой смело.
  • Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.
  • Тяжело в учении,… тот в бою примерен.
  • За правое дело,… в бою не зевай.
  • Бой красен мужеством,… легко в бою.

Формирование умения анализировать, обобщать, соотносить, делать выводы

Создание проблемной ситуации Задача:  формировать умения находить ответ на проблемный вопрос Почему?  Просмотр видеоролика. Почему курсанты прошли строем, как на параде, отдавая честь ветерану-солдату?  ПРОБЛЕМА

Создание проблемной ситуации

Задача: формировать умения находить ответ на проблемный вопрос

Почему?

Просмотр видеоролика.

Почему курсанты прошли строем, как на параде, отдавая честь ветерану-солдату?

ПРОБЛЕМА

Создание проблемной ситуации Задача:  формировать умения выявлять проблемные  зоны в собственных знаниях Просмотр видеоролика.  Формирование навыков смыслового просмотра видеоклипов, овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Создание проблемной ситуации

Задача: формировать умения выявлять проблемные

зоны в собственных знаниях

Просмотр видеоролика.

Формирование навыков смыслового просмотра видеоклипов, овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Формулирование темы урока, определение цели Задача: формировать умения самостоятельно формулировать  тему и цель урока после предварительного обсуждения  Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,   Тот отдал ей сердце и душу свою.   Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,   О ней, о России, я песню пою. Про белые рощи и ливни косые,  Про желтые нивы и радость весны.  Любите Россию, любите Россию!  И будьте России навеки верны!  (О. Милявский) Учащиеся проговаривают цель урока,  формулирую тему урока. Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Формулирование темы урока, определение цели

Задача: формировать умения самостоятельно формулировать

тему и цель урока после предварительного обсуждения

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,  Тот отдал ей сердце и душу свою.  Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,  О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые, Про желтые нивы и радость весны. Любите Россию, любите Россию! И будьте России навеки верны! (О. Милявский)

Учащиеся проговаривают цель урока,

формулирую тему урока.

Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Путешествие в прошлое Задача: формировать чувства гордости за прошлое своей Родины  Любовь к Родине Смелость Героизм Решительность Храбрость Преданность Гордость за Родину  В.М. Васнецов «Три богатыря» Формирование способности анализировать, устанавливать логические связи, смотреть на объект исследования с разных сторон

Путешествие в прошлое

Задача: формировать чувства гордости за прошлое своей Родины

Любовь к Родине

Смелость

Героизм

Решительность

Храбрость

Преданность

Гордость за Родину

В.М. Васнецов

«Три богатыря»

Формирование способности анализировать, устанавливать логические связи, смотреть на объект исследования с разных сторон

Открытие новых знаний Задача: формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения высказываний «Христианин на войне». Нельзя добивать раненых Нельзя трогать безоружных Нельзя грабить местных жителей Нельзя убивать пленных Не убей! Возлюби ближнего своего как самого себя! Законы милосердия приходят на смену законам войны Учатся анализировать жизненные ситуации. Выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Открытие новых знаний

Задача: формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения высказываний

«Христианин на войне».

Нельзя добивать раненых

Нельзя трогать безоружных

Нельзя грабить местных жителей

Нельзя убивать пленных

Не убей!

Возлюби ближнего своего как самого себя!

Законы милосердия приходят на смену законам войны

Учатся анализировать жизненные ситуации.

Выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Открытие новых знаний Задача: формировать умения устанавливать взаимосвязь между поступками людей и православной верой Как? Чтение текста ПРОБЛЕМА «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ГНЕВ  напрасный справедливый  Любовь к Родине Смелость Героизм Решительность Храбрость Преданность Гордость за Родину  Орден Мужества России

Открытие новых знаний

Задача: формировать умения устанавливать взаимосвязь между поступками людей и православной верой

Как?

Чтение текста

ПРОБЛЕМА

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»

ГНЕВ

напрасный справедливый

Любовь к Родине

Смелость

Героизм

Решительность

Храбрость

Преданность

Гордость за Родину

Орден Мужества России

Применение знаний  Задача: формировать умения работать по алгоритму, в сотрудничестве, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, делать выводы      Создание «Аллея славы Русского народа» Учащиеся проговаривают правила работы в группе. Получают конверты с заданиями.

Применение знаний

Задача: формировать умения работать по алгоритму, в сотрудничестве, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, делать выводы

Создание «Аллея славы Русского народа»

Учащиеся проговаривают правила работы в группе. Получают конверты с заданиями.

Презентация исследовательского проекта Задача: формировать умения формулировать выводы, развивать коммуникативные и регулятивные УУД      «Аллея славы  Русского народа» Учащиеся представляют результаты своей работы, дополняя друг друга

Презентация исследовательского проекта

Задача: формировать умения формулировать выводы, развивать коммуникативные и регулятивные УУД

«Аллея славы Русского народа»

Учащиеся представляют результаты своей работы, дополняя друг друга

Закрепление знаний Задача: формировать умения понимать и принимать ценности нравственности  Патриот Кто это?  Человек, который любит то место, где родился и вырос. Знает историю своей страны, гордится своими предками. Знает и бережет свой родной язык. Готов встать на защиту Отечества. Отстаивает престиж свой страны. Готов отдать своей Родине все силы и способности. Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством.  Учащиеся на основе отмеченных качеств характера формулируют понятие «патриот»

Закрепление знаний

Задача: формировать умения понимать и принимать ценности нравственности

Патриот

Кто это?

Человек, который

  • любит то место, где родился и вырос.
  • Знает историю своей страны, гордится своими предками.
  • Знает и бережет свой родной язык.
  • Готов встать на защиту Отечества.
  • Отстаивает престиж свой страны.
  • Готов отдать своей Родине все силы и способности.
  • Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством. 

Учащиеся на основе отмеченных качеств характера формулируют понятие «патриот»

Закрепление знаний Задача: формировать умения понимать и принимать ценности человеческой жизни О чем? Просмотр видеоролика. Учащиеся приходят к выводу, что каждый солдат мечтает о мире ПРОБЛЕМА

Закрепление знаний

Задача: формировать умения понимать и принимать ценности человеческой жизни

О чем?

Просмотр видеоролика. Учащиеся приходят к выводу, что каждый солдат мечтает о мире

ПРОБЛЕМА

Итог урока. Рефлексия Задача: создать атмосферу психологического комфорта Паутина добра Учащиеся сплетают «Паутину добра», приходят к выводу, что добро способно изменить мир

Итог урока. Рефлексия

Задача: создать атмосферу психологического комфорта

Паутина добра

Учащиеся сплетают «Паутину добра», приходят к выводу, что добро способно изменить мир

Подвиг русского воина бессмертен…

Подвиг русского воина бессмертен…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Защита Отечества"

Автор: Стрюк Ольга Владимировна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395694

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства