образовательная - формирование у обучающихся первичных представлений о культуре проведения религиозных праздников народов мира;
воспитательные:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России;
формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
развивающая - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД, а именно:
развитие любознательности и наблюдательности учащихся, способности к установлению аналогий;
развитие учебно-организационных умений: умения планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации;
развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативной компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Праздники религий мира" модуль ОМРК »
Основы мировых религиозных культур.
Тема: Календари и праздники религий мира. 2 часа
Урок ОМРК, 23-24 (часть 1)
«Праздники народов мира:иудаизма и христианства»
4 класс
Цели урока:
образовательная - формирование у обучающихся первичных представлений о культуре проведения религиозных праздников народов мира;
воспитательные:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России;
формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
развивающая - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД, а именно:
развитие любознательности и наблюдательности учащихся, способности к установлению аналогий;
развитие учебно-организационных умений: умения планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации;
развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативной компетенции.
Задачи урока:
формировать первоначальные представления по истории мировых религий в России;
определять их роль в развитии культуры, истории и современности России.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы обучения (продуктивные): проблемный, частично-поисковый и исследовательский, игровой.
Организационные формы обучения:
фронтальная (беседа, ответы на вопросы учителя);
групповая : самостоятельная работа в группах с учебными пособиями и раздаточным материалом по выполнению учебных заданий;
индивидуальная: выполнение домашнего задания.
Организационный момент:
тема изучается в течение двух уроков;
класс делится на группы;
Оборудование урока:
Раздаточный материал:
карточки -задания ;
Презентация к уроку.
Ход урока
I.Оргмомент.
(Учащиеся рассаживаются по рядам) Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы. Думаю, что поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
II.Актуализация знаний учащихся.
Вспомните и назовите основные мировые религии.
СЛАЙД «Найди соответствие» . Из предложенных понятий выбрать термины,соответствующие той или иной мировой религиозной культуре
III. Вступление про праздник.
У- Есть такая пословица «Гость в доме, радость в доме». А когда, по какой причине люди приходят в гости?
Ответы детей : называются разные причины, выделяется основная- праздник
У. Давайте дадим определение слову «праздник» : Праздник- это определенное событие.
Работа в тетради-запись темы урока и определения.
СЛАЙД -Определение «ПРАЗДНИК» согласно словарю Ожегова С.И.
У. Какие праздники бывают? Как их лучше систематизировать ? В этом нам поможет слайд: народные,государственные,религиозные.
СЛАЙД
У. У каждого народа, у каждой религии есть свой праздник.
Сегодня наш урок пройдёт в форме открытия новых знаний.
Давайте распределим на группы и соотнесем к определенной религии изображенных на слайде людей.
СЛАЙД (по рядам)
Дети отвечают.
IV. Ход урока
У. А кто знает, что такое религиозный праздник? Ответы детей
-Значит , наша задача сегодня познакомиться с праздниками разных религий мира.
-Скажите, какие праздники вы знаете в религиях мира?
Ответы детей
Игра «НЕ ОШИБИСЬ ». Работа в парах по карточкам. (2-3 мин)
У. Найдите слова, относящиеся по вашему мнению, к праздникам религий мира и подчеркните их.
СЛАЙД
Шавуот
Рождество
Рамадан
Пасха
Дондоч-хурал
Паравана
Бараат
Троица
Курбан-байрам
Воскресение
Сагаалган
Весак
Ураза-байрам
Мирадж
Суккот
Закят
Выборочный опрос детей.
У. Многие из вас сейчас испытали затруднения,выбирая из предложенных слов названия религиозных праздников. Кто-то впервые встретился с такими словами. Давайте познакомимся с основными праздниками религий мира.
-Как вы думаете, что может быть общего у праздников всех религий?
Дети отвечают.
-Давайте узнаем об этом во время урока.
Рассказ учителя .
V. Изучение нового материала.
ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА
СЛАЙД
ПЕсах (Пасха) отмечаемый весной в течении СЕМИ дней, служит для евреев напоминанием об исходе евреев из Египта, когда их предки предпочли бегство в неизвестность с надеждой на поддержку Всевышнего и сохранение веры. Название праздника, как считается, связано с тем, что Господь во врем казней египетских миновал (пасах) дома евреев.На праздничной трапезе в этот день едят блюда, напоминающие об этом событии : мацу- ( лепешки,выпеченные из воды и муки), в память о хлебе, который евреи не успели приготовить должным образом из-за Исхода; горькую зелень- в память о годах угнетения в Египте и смесь из фруктов и орехов, символизирующую глину , из которой евреи должны были делать кирпичи.На с толе также лежат яйцо, сваренной вкрутую, куриное крылышко ( или мясо на косточке).ПЕСАХ отмечается на неделю раньше христианской ПАСХИ, и имеет название у христиан –ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
СЛАЙД
ШавуОт или Пятидесятница - празднуется на 50 день после Песаха. В этот день евреи отмечают дарование Торы на горе Синай и каждый год заново принимают на себя обязательство изучать Тору и выполнять заповеди. В ночь празднования Шавуота принято бодрствовать и учить Тору. Синагоги в этот день украшаются цветами и зелеными ветками, обучение детей еврейским традициям начинается именно в этот день.В этот день принято кушать только молочные продукты, мед и творожные ватрушки.
СЛАЙД
СуккОт .Этот праздник длиться 7 дней, в это время верующие должны жить в шалашах, пристраиваемых к синагогам, в память о тех шалашах, в которых евреи жили во время сорокалетних скитаний по пустыне. Во время молитвы в праздник Суккот верующие держат в руках четыре веточки:цитрусовую,финиковой пальмы, мирта и вербы.Растениями плавно помахивают во время благодарения Богу, сначала на восток, потом на юг, запад и север,вверх и вниз.Это символизирует присутствие Бога в любой точке Вселенной.
СЛАЙД
ХанукА отмечается в декабре, главная традиция – зажигание свечей в ханукии-специальном девятисвечнике- в память о чуде, когда специальное масла для Миноры в единственно сохранившемся сосуде хватило не на один, как должно было быть, а на восемь дней. По традиции, в первый день ХАНУКИ зажигается одна свеча, во второй- две и т.д. В еврейском доме Ханукию ставят на видном месте, например на подоконнике.
СЛАЙД - обобщение религиозных праздников иудеев.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД -ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСТВА
СЛАЙД
В 988 г. на Руси на смену язычества пришла новая вера – христианство. Люди, жившие много лет назад, верили, что придет на Землю Спаситель и поможет им жить лучше.
Сначала люди об этом рассказывали устно, а потом составили книгу Евангелие, что в переводе с греческого языка означает «добрая весть».
В Евангелии говорилось, что отцом Иисуса был всесильный Бог, создатель Земли и всего что на ней есть. Решил Бог послать своего сына Иисуса на Землю. Слово ХРИСТОС означает Божий избранник. Евангелие рассказывает о чудесах Христа, о его смерти и чудесном воскрешении. Иисуса схватили жестокие враги, они издевались над ним, били, а потом распяли на кресте. Так Христос принял смерть на кресте. Но смерть Иисуса была недолгой: вскоре он воскрес и вознесся на небо.
Давно это было. Пришло приказание произвести перепись всего народа. Каждый должен был записаться в своем родном городе. Мария и Иосиф должны были записаться в г. Вифлееме. К их приезду все гостиницы были заняты. Осталась свободной только пещера для скота, где кроме соломы ничего не было.
В эту ночь в вертепе (пещере) родился младенец Иисус, которого Матерь Божья,спеленав, положила в ясли для скота. Ангелы известили эту новость, что родился будущий Спаситель мира – Иисус Христос.
Мир ожидал спасителя царя
А он родился тихо, как заря.
Не во дворце богатом, не в столице,
Где Богу подобало бы родиться.
Родился в хлеве полуночный час,
Явив пример смирения для нас.
Родился Бог под небом Вифлеема,
Его рожденье – целая поэма.
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель.
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.
Волхвы увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
И с этого дня стали отмечать День рождения Иисуса Христа.
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник
К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Последний день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома.
СЛАЙД
19 января все православные христиане отмечают другой праздник – Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или как его ещё называют – Богоявление.
- Кто из вас слышал слово «Крещение»? Кто знает о таком празднике?
(ответы детей)
В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос в возрасте 30 ти лет, Сын Божий, принял крещение в водах реки Иордан от святого Иоанна, которого называют Предтечей и Крестителем Господним.
Более тысячи лет назад восточные славяне приняли православие. Первым на Руси принял крещение в 988 году князь Владимир Святославич, а затем крестились все жители Киева.
Перед Русской землей с принятием Крещения открылся новый прекрасный путь, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых христианских началах.
По давней традиции, в Крещенский сочельник (18 января) в храме, а в самый день праздника на реке, у источника, где берут воду, - Церковь совершает великое освящение воды. Торжественное шествие на реку в день Крещения называют Крестным ходом на Иордан. Священники в белых облачениях (одеждах) торжественно выходили с крестом, иконами и горящими свечами. Певчие исполняли праздничные песнопения.
- На реках строили «ердани» (Иордани) – проруби.
(Купель – большой сосуд, в который погружают ребенка при церковном обряде крещения.) (рассказы детей).
VI. Самостоятельная работа по учебнику по рядам
СЛАЙД
Пасха – великий и благостный праздник Светлого Воскресенья Христова.Этот праздник, как и ПЕСАХ у евреев, не имеет точной даты. За отправную точку берется день весеннего равноденствия -21 марта. Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния . И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием и будет считаться ПАСХОЙ. Во все времена Пасха считалась главным событием, Праздником праздников.
У этого древнего и популярного, святого праздника очень богатые традиции.
Сообщение учащегося : Историческая справка
«После распятия Иисуса Христа, на третий день, грянуло великое землетрясение и покинул он свою гробницу не отодвинув камня закрывавшего её и оставшись незамеченным стражей охранявшей её.
Когда Мария Магдалина, самая любящая и благодарная, пришла к гробу Христову с благовониями, то обнаружила его пустым. Она решила, что тело господа украли. Со слезами, побежала она к апостолам, сообщить им, что тело господне пропало. Осмотрев пещеру, люди нашли только Его одежду.
Явился тут к ним ангел в белом одеянии и возвестил: «Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен
Оставшись одна, Мария Магдалина присела на камень и принялась горько плакать, но вдруг почувствовала рядом чье-то присутствие. Обернувшись, она увидела Его и, упав на колени, протянула руки к нему. "Не прикасайся ко Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему".
Так все христиане узнали о воскрешении господа своего Иисуса Христа. И сотни людей со всего света потянулись посмотреть на воскресшего господа…»
У. Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздника - полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
И теперь, после службы мы говорим друг другу «Христос воскресе!», дарим пасхальные яйца и куличи, символизирующие воскрешение Господа. Этот обычай олицетворяет ту дань, которую все верующие отдают Всевышнему за всё, что он сделал для людей и за те жертвы, которые принёс ради нас.
Главный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. Христиане красят, разрисовывают яйца, дарят друг другу.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постились: не ели мяса, яиц. На стол подаются крашеные варёные яйца, куличи, в честь праздника – творожная пасха.
СЛАЙД
МАСЛЕНИЦА. Рассказ ученицы о истории празднования Масленицы.
Дарим закладки для книг с традициями празднования Масленицы
VII. Подведение итогов урока.
Учитель:
-Вы хорошо поработали. Молодцы!
-Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы много узнали и рассуждали о праздновании религиозных событий. Ребята, есть ли общие черты в религиозных праздниках иудеев и христиан, в традициях празднования? Какие отличия?
Ответы детей
ВКЛЮЧИТЬ ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕ
У- Есть и другие религиозные праздники, не менее значимые, чем те, с которыми мы познакомились сегодня. На следующем уроке мы поговорим про праздники мусульман и буддистов. Об этом вы сможете узнать из учебника, энциклопедий, ресурсов интернета.
VIII. Рефлексия.
У. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы
СЛАЙД
* На уроке я работал активно/пассивно
* Своей работой на уроке я доволен/не доволен
* Урок для меня показался коротким/длинным
* За урок я не устал/устал
* Моё настроение улучшилось/стало хуже
* Материал урока мне был понятен/не понятен
*Сегодня на уроке я …
*Самым полезным интересным для меня было …
*Я встретился с трудностью при …
IX.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .СЛАЙД
1.Подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».
2.Творческая работа «Религиозные праздники в моей семье».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок ОМРК, 23-24 (часть 2)
«Праздники народов мира:ислама и буддизма»
4 класс
Цели урока:
образовательная - формирование у обучающихся первичных представлений о культуре проведения религиозных праздников народов мира;
воспитательные:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России;
формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
развивающая - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД, а именно:
развитие любознательности и наблюдательности учащихся, способности к установлению аналогий;
развитие учебно-организационных умений: умения планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации;
развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативной компетенции.
Задачи урока:
формировать первоначальные представления по истории мировых религий в России;
определять их роль в развитии культуры, истории и современности России.
Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы обучения (продуктивные): проблемный, частично-поисковый и исследовательский, игровой.
Организационные формы обучения:
фронтальная (беседа, ответы на вопросы учителя);
групповая : самостоятельная работа в группах с учебными пособиями и раздаточным материалом по выполнению учебных заданий;
коллективная: выступления по результатам работы в группах, самооценка и взаимооценка, игра.