Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории г.Моршанска;
- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;
- познакомить с устройством храма;
развивающие:
- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия, справочной литературой, интернетом;
- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).
По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного. Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЕ на тему: "Храм" »
Урок «ХРАМ»
Макарова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории г.Моршанска;
- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;
- познакомить с устройством храма;
развивающие:
- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия, справочной литературой, интернетом;
- развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа .
Основные понятия и термины: Храм. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь.
Канун. Престол.
Средства наглядности: презентационный материал, содержащий фотографии храмов г.Моршанска, Храма Христа Спасителя (г. Москва), внутреннего устройства и интерьера православного храма, наглядные материалы «Добрый мир».
Оборудование урока:
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.
- Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур народов России. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2011.
- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2010.
- Доска; компьютер; мультимедиапроектор; экран; стихотворения; тесты; карточки; раздаточный материал для самостоятельной работы; сигналы; свеча; звукозапись «Праздничный колокольный звон».
Примечание:По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного. Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.
Учитель: На прошлом уроке вы познакомились с золотым правилом этики. Повторим его хором.
Слайд 1. (На экране слайд с правилом)
«Во всём, как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Учитель: Чему же учит золотое правило этики? Ответ на этот вопрос вы должны были найти в пословицах и поговорках.
(Дети читают свои пословицы и поговорки. Например: «Не рой другому яму: сам в нее попадешь», «Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда», «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» и т.д.)
Учитель: Какой же вывод можно сделать из всего этого?
(Ответы учащихся. Прежде, чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)
Учитель: Я надеюсь, что это правило станет главным законом вашей жизни.
III. Выявление восприятия, мотивация. Определение темы и целей урока.
Учитель: Наш сегодняшний урок мне хотелось бы продолжить стихотворением Веры Кушнир «Божий дом»
В нашей жизни, где столько труда и усталости,
Столько боли в груди, столько слез на очах,
Для усталой души одно место осталося -
Это Божьего Дома уютный очаг.
В этом месте, где слышится весть о спасении,
Возвышается смело Христа благодать,
Еще слышны молитвы и дружное пение,
Еще, падая, люди умеют вставать.
В этом месте поныне душой сокрушаются,
И еще не забыли о слове "прости",
Еще в память о Господе хлеб преломляется,
И погибшему можно спасенье найти.
Как вы думаете, о чем идет речь в данном стихотворении?
(Ответы учащихся. О церкви, храме это слова синонимы.)
Учитель: Определите тему нашего урока.
Учитель: Сегодня мы поговорим о храме, его строении и значении в жизни православного человека. Тема нашего урока «Храм».
IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
1. Храм Христа Спасителя.
Учитель: А теперь посмотрите на доску. Что вы видите на ней?
Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию и увидим храмы нашего города и района.
Слайды.
(Демонстрация слайдов «Храмы Моршанска»).
Свято-Троицкий собор г.Моршанска является уникальным памятником архитектуры. В настоящее время этот величественный собор с крупной центральной главой является главным украшением нашего города. Высота собора - 75,6 м, полезная площадь — 2500 м. История храма начинается с 1830 г., когда было выбрано место для строительства на берегу реки Цны и утвержден проект. Пятиглавый моршанский храм внешне напоминает петербургский Преображенский собор. После Октябрьской революции Троицкий собор, как и подавляющее большинство других российских храмов, пережил трагические события. Были конфискованы церковные ценности, ради небольшого количества золота уничтожен иконостас. В 30-е г. ХХ века в соборе разместили склад. Правда, в 1978 г. была начата реставрация, но десять лет труда были перечеркнуты сильным пожаром, уничтожившим все, что могло гореть. Возрождение храма началось в 1990 г. после возвращения его Русской Православной Церкви. С 1998 г. в соборе совершаются регулярные богослужения.
Не одно поколение моршанцев родилось, выросло, состарилось, с благоговением созерцая красоту и духовное величие небольшого, но значимого сооружения - храма Святителя Николая Чудотворца.
История этой церкви удивительна и соизмерима разве что с историей самого Моршанска, получившего статус города в 1779 году.
Задолго до этого в селе Морша уже существовал храм, названный во имя Святого Николая угодника Божия. Был он по свидетельству летописца: «Деревянный, дубового леса, кресты железные на обоих главах, крыт тесом». И в наши дни Никольский храм продолжает оставаться действующим. В нем регулярно проводятся Богослужения и все церковные Таинства. При храме работает воскресная школа.
Ныне существующий храм построен в 1901-1913 гг. в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Кирпичная однокупольная трехпрестольная церковь с высокой стройной колокольней. Построена на деньги прихожан.. В 1937 г. храм закрыт, открыт вновь в 1946. Является памятником архитектуры.
Учитель: Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?
Слайд .
(Слайд, демонстрирующий 3 храма с колокольнями. Ответы учеников: купола, кресты, колокольня).
3. Основные части храма.
Учитель: - Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм.
Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.
В разных местахчеловек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий и в храме есть свои правила.
А знаете ли вы, как нужно вести себя в храме?
(ответы учащихся.)
В храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.
- Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? В знак уважения приветствуем хозяина дома. Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Заходить надо спокойно.. К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в храм в брюках или короткой юбке, а на голове должна быть косынка или платок; мужчины входят в храм без головного убора.
Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах, а следует держать их перед собой, скрестив при этом ладони (словно прося Божьей милости). Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.
В храме нельзя кричать, мобильные телефоны следует отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.
Памятка мальчику: Слайд
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке: Слайд
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
4. Внешнее строение храма
Учитель: Асейчас я предлагаю вам рассмотреть внешнее строение храма.
Слайды
(слайды, демонстрирующие внешнее строение храма)
Мы с вами поднимаемся на паперть.
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.
Храмы архитектурно украшены. Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня.
Почти у каждого храма построена колокольня, которая является важной его частью.
(Слайды с изображением колокольни).
Учитель: Об этом нам расскажет Ситухин Витя.
(Сообщение подготовленного ученика.Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Внешняя форма колокола толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.)
Колокольный звон напоминает людям о православных праздниках, созывает всех христиан в церковь и говорит о начале богослужения.
5. Работа по слайду
Учитель: Далее вы поработаете самостоятельно. Перед вами слайд с изображением Храма Успения Пресвятой Богородицы. Вы должны найти все указанные элементы и показать их.( Работу выполняет один ученик, показывая на слайде)
Учитель: Мы рассмотрели внешнее строение храма, а сейчас мы с вами «войдем» в храм. Что же мы там увидим? Я предлагаю Вам разделится на группы, поработать самостоятельно и найти ответ на этот вопрос.
У каждого на столе карточки с написанными на них словами. Прочитайте эти слова, подумайте над их значением, может кто-то уже знает. А затем проверьте свои предположения по учебнику.
Я предлагаю воспользоваться информацией из учебника (страница указана в карточке), обратив внимание на выделенные слова.
1 группа (Иконостас, царские врата, каждение)
Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери. Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами кадит. Кадить – наполнять воздух дымом благоуханным.
2 группа:(алтарь, благословление, престол)
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь область бытия Бога. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Благословение – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к богу, о том, чтобы это добро осуществилось. (Благословлять может любой христианин).
Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем об этом в учебнике на стр. 51 – последний абзац.
Учитель: Что находится в алтаре? Почему это место в храме является особо значимым? Об этом нам расскажет Аршинова Диана.
(Выступление подготовленного ученика. Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении мужчина бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.)
Учитель: Как вы думаете, для чего человек приходит в храм?
(Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших, пообщаться с Богом, поблагодарить Бога)
Учитель: Чего много в храме? (Свечей и Икон.)
Правильно. Они помогают нам в этом. Своей информацией, что такое церковная свеча и икона, с нами поделится 3 группа.
3 группа (Церковная свеча, икона).
Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. Свеча ставится около иконы. Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Выполнение учащимися работы.
Подведение результатов работы в группе.
V. Закрепление.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: А теперь проверим, что вы запомнили. Отгадайте загадки:
- Висит цветок, внутри его лепесток,
кто к нему прикасается – музыка получается.(колокол)
- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица.( ангел)
- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.(церковь)
- Дверей много, а входят не все.(алтарь)
- Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает. (подсвечник)
(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)
Учитель: Смотрите, свеча имеет такую особенность: ее огонек стремится вверх, но свет и тепло она отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим.
VII. Рефлексия.
Учитель: Вот и подходит к концу наш урок. Попробуйте оценить свою работу по опорным словам:
Слайды 32.
Мне понравилось…
Я узнал…
Мне запомнилось…
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Для домашнего задания я предлагаю вам подготовить сообщение о любом храме нашего города.
Учитель: Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя.