kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКС "Наш дом - Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

- формировать представления детей о России как об общей Родине для всех народов, живущих в ней;

- воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

Задачи урока:

- дать представление о единстве многонационального российского народа;

- создать условия для осознания учащимися духовно-нравственных ценностей: патриотизм, уважение к людям других национальностей, добро, честь, справедливость, милосердие;

- помочь учащимся ощутить единство народов России, общность языка, культуры, истории;

- учить слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКС "Наш дом - Россия" »

Разработка урока по ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Тема:

«Наш дом - Россия»

Цель урока:

- формировать представления детей о России как об общей Родине для всех народов, живущих в ней;

- воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

Задачи урока:

- дать представление о единстве многонационального российского народа;

- создать условия для осознания учащимися духовно-нравственных ценностей: патриотизм, уважение к людям других национальностей, добро, честь, справедливость, милосердие;

- помочь учащимся ощутить единство народов России, общность языка, культуры, истории;

- учить слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию.

Основные понятия:  Россия, Родина, культурные традиции, духовный мир человека, нравственные ценности.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, запись гимна России, карта России.

План урока:

1. Орг.момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Беседа о символике страны.

4. Работа по карте.

5. Открытие новых знаний.

6. Физкультминутка.

7. Работа с учебником.

8. Беседа по прочитанному.

9. Формирование вывода.

10. Практическая работа.

11. Итог урока.

12. Рефлексия.

13. Домашнее задание.

Ход урока:

На доске эпиграф:

Россия – Родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия – ты обитель рая,

Горжусь великою страной.

1. Орг. момент.

- Сегодня мы начинаем изучать новый для вас предмет «Основы православной культуры». О чем сегодня мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда отгадаете ключевое слово урока.

По первым буквам отгадок сложите ключевое слово.

Слайд №1.

2. Сообщение темы, целей урока.

Звучит гимн России.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Как вы понимаете тему урока «Наш дом - Россия»?

Слайд №2.

3. Беседа о символике страны.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Кто является главой нашего государства?

- Назовите символику России.

Слайд № 3.

- Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый.  На нем изображен золотой двуглавый орел. Орел обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.

Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

Слайд № 4.

- Вы знаете, что обозначают цвета флага? ( Белый – свободу, синий – цвет веры, красный – кровь, пролитую за Отечество.)

4. Работа по карте.

- Какие города России вам известны?

- Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины.

- Покажите на карте наш край. Как он называется?

- Покажите столицу ЯНАО.

Слайд № 5.

- - Родина – это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге  твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью.

- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

- По последним данным переписи населения в России живет 143 млн.  человек. А как всех их можно назвать одним словом?

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство.  Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по –разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.  

- Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации : «… государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.»

- И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?

- Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

Слайд № 6.

5. Открытие новых знаний.

Проблемное задание:

- У вас на столах лежат карточки со словами. Разделите данные понятия на две группы, запишите их в два столбика (хлеб, счастье, доброта, земля, воспоминания, одежда, любовь, солнце).

- Почему вы так разделили?

Слайд № 7.

- Первый столбик: хлеб, земля, одежда, солнце - мы можем это увидеть, потрогать, узнать из какого материала это сделано, это материальный мир.

- Второй столбик: счастье, доброта, воспоминания, любовь - мы это можем почувствовать, ощутить в душе, это духовный мир.

6. Физкультминутка.

7. Чтение учебника. Стр. 4, третий абзац.

- Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это материальный мир. Но есть и другой мир - духовный. Духовный мир - это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называется миром культуры.

8. Беседа по прочитанному:

- Что мы называем материальным миром?

- Что является духовным миром?

Слайд № 8.

Материальный мир - внешний мир.

Духовный мир - внутренний мир.

- Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек сам определяет, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Наши уроки помогут вам учиться понимать внутренний мир человека. Для этого в духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки.

- Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция – ( от лат. tradition – предание ) – передача образов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

Слайд № 9.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

- Издавна в России у каждого народа особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

9. Формирование вывода.

Самостоятельное чтение последних двух абзацев темы.

- Найдите предложение, которое может стать выводом нашего урока.

10. Практическая работа.

- С сегодняшнего урока мы отправляемся в увлекательное путешествие, где мы познакомимся с культурными традициями народов нашей страны. Каждый человек – это отдельный мир.  Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. ( Обвести ладошку на цветной бумаге и вырезать . на доске прикреплен ватман с улыбающимся лицом. Дети прикрепляют вырезанные ладошки из цветной бумаги к лицу. )

11. Итог урока.

- Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.  Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим





12. Рефлексия.

Учитель заранее готовит большой лист бумаги, на котором изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно»,  «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно».

- Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью условного значка-галочки рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии.

13. Домашнее задание.

Слайд № 10.

- Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций в вашей семье.

- Закончи предложения:

Моя Родина – это…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

Я благодарен своей Родине за то, что…








Дополнительный материал:

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!



Что Родиной моей зовётся?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьётся,

Иль куст кудрявых красных роз?

     Вон  та осенняя берёзка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Всё то, что с детства рядом было?

Но это станет всё пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовётся!

Чтоб были рядышком всегда

Всё, кто поддержит, улыбнётся,

Кому нужна и я сама!

Вопросы по стихотворению:

- О чём спрашивает себя герой стихотворения?

- К какому ответу приходит герой?

- А вы согласны с его мнением? Почему?

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)

-Что для нас является Родиной?







Тепло родного порога



С наслаждением пью, на родимом крылечке,

Свежий воздух зари, как берёзовый сок,

А пушистый туман обнимается с речкой

Еле слышен довольный её голосок.



Солнцем пахнет от клевера, мёдом от кашки,

И умылась спросонья росою трава,

Строят глазки в лугах озорные ромашки

И кружится от счастья моя голова.



На ступеньках тепло от родного порога,

Вместе с эхом кукушка считает года,

Словно жизнь не простая петляет дорога



Просмотр видеоряда под песню «Гляжу в озёра синие».

Гляжу в озёра синие,

В полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

Спроси, переспроси меня-

Милее нет земли.

Меня здесь русским именем

Гляжу в озёра синие,

В полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

Не знаю счастья большего,

Чем жить одной судьбой:

Грустить с тобой, земля моя

И праздновать с тобой.



Прослушивание песен:

группы «Любэ» «Россея» и её анализ.

Трофим «Аты-баты» и её анализ

Стас Михайлов «Жди» и её анализ

Ольга Воронец «Деревенька моя»



Решите кроссворд.








1.

Р














2.




О














3.




С















4.



С













5.





И










6.








Я












Всенародное голосование.

Власть народа.

Основной закон государства?

Столица России.

Первый президент России.

Одна из ветвей власти России.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по ОРКС "Наш дом - Россия"

Автор: Цокаева Хадижат Кутузовна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 186057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства