kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Монастырь- образ Царствия Божия на земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Монастырь- образ Царствия Божия на земле"»










Номинация «Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»








Терехова Светлана Викторовна-

учитель ОРКиСЭ,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №20», ст.Суворовская, Предгорный район, Ставропольский край.


Слайд №1

Цель урока: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.

Задачи:

Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

- Освоение знаний по теме «Монастыри»

Прогнозируемые результаты :

  • обучающиеся познакомятся с жизнью православного монастыря;

  • проанализируют смысл монашеских обетов;

  • изучат монашеские одежды;

  • овладеют понятиями: любовь и уважение к людям, выбравшим монашеский путь, и к православным святыням России.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку, учебник «Основы православной культуры».

Участники: обучающиеся 5 класса.

Форма урока: комбинированный

Использованные программы для подготовки к уроку:

  • Power point (для создания презентации)

Ход урока:

  1. Организационный момент

При входе в класс дети выбирают себе геометрическую фигурку и согласно выбранной фигуре рассаживаются за столы. ( круг- модельеры, треугольник- краеведы, квадрат- журналисты, овал- знатоки слова)

  1. Вводно-мотивационный момент.

Добрый день, мои друзья!

Очень рада встрече я!

Мы сегодня новое будем изучать,

Выводы делать и рассуждать,

На уроке, чур, не лениться,

Что узнаете- надеюсь вам пригодится.

А чтобы урок прошел нам с вами впрок,

Активней в работу включайся, дружок!

- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок?

Слайд №2( На экране выводятся картинки с изображением монастырей, храмов, монахов.)

- А какие ассоциации у вас вызвали эти картинки?

- Кто из вас был на территории монастыря?

- С какой целью вы там были?

- Что вас удивило, заинтересовало, показалось необычным?

- Что бы вы хотели узнать сегодня? Заполните табличку, которая лежит у вас на столе. Слайд№3.

Знаю

Хочу знать

Узнал




Слайд №4.

Сегодня, ребята, проведем с вами необычный урок, урок-исследование. Мы будем заниматься исследовательской работой, из которой узнаем о первых монастырях и первых монахах, которые не только молились за весь мир, но и защищали страну, когда она была в опасности, занимались благотворительностью, открывали при монастырях больницы и лечебницы, попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество: в чем смысл жизни человека.

  1. Операционно-познавательный. Открытие нового материала.

Монастырь- это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые из них связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Монастырь- это общинное поселение верующих людей, которые живут вместе, уйдя от мира, соблюдая определенный монастырский устав. Мы узнаем, что не только молитвенный подвиг совершали монахи, но и защищали страну от врага, занимались благотворительностью, помогали населению во время голода.

У вас на столах в конвертах карточки с информацией, которая важна не только для православного человека, но и будет познавательна для любого человека, а так же словари, книги. Вам необходимо выбирать тот материал, который соответствует названию вашей группы.

Но прежде чем приступить, давайте вспомним правила работы в группах.

( ответы детей). Молодцы! У вас, ребята, 5 минут на подготовку материала по теме нашего урока.

  1. Творческая работа группы. ( Слайд№5)

Первое слово даем группе «Модельеры». Они расскажут нам об облачении монахов.

Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательная для монаха .
Клобук - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чино-последовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания.

Чётки— шнур или лента, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины. В христианстве чётки появляются не позднее IV века. Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.

Мантия. В православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих . Представляет собой длинную, до земли, накидку без рукавов с застёжкой на вороте. Возникла как монашеское облачение в IV—V веках. Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.

Пояс. Послушникам православных монастырей полагается носить кожаный пояс «усмень», само название, которого говорит о воспитании смирении.

Молодцы, ребята.

- На что вы опирались при выборе необходимого материала?

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- Давайте дадим оценку группе «Модельеров».

Сейчас мы передадим слово «Журналистам», которые поведают нам историю о первых монастырях и их обитателях.

Слайд №6 (Выступления «Журналистов»)

Я узнал, что основателем первого монастыря на Руси были пр. Антоний и Феодосий Печерские. Когда Преподобный Антоний пришел в Киев, здесь уже было несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в пещере. Это было в 1051 г. Здесь Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне; пищей его был черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, вторым пр. Феодосий.

Детство Феодосия прошло в Курске. Мальчик словно родился для монашества: его бывало из церкви никак не вытащишь. Когда исполнилось 13 лет, умер отец. Феодосий- старший сын, теперь на него вся надежда, а надежды никакой. Однажды проходили мимо странники, путь их лежал в Иерусалим, так Феодосий с ними убежал. Мать догнала, схватила за волосы, да в чулан. Два дня ни есть, ни пить не давала. А едва утих гнев матери – Феодосий опять в храм. В храме попросил благословения у батюшки печь просфору, так стал Феодосий просфорником. А когда мать хотела заставить Феодосия жениться, ушел в монастырь. Ушел Феодосий в Киев-град. Там, говорят, на высоком берегу Днепра живет в пещере монах Антоний. Где он только не побывал и каких святынь не видал! В самой Византии, на святой горе Афон, даже дважды. Вот и образовался монастырь – Печерский. Четыре года мать ничего не знала о сыне, а потом сказали, что стал он монахом. Чтобы ближе к сыну быть, раздала она имущество свое и ушла в женский монастырь в Киев. Частенько она приходила в Печерский монастырь к своему сыну. Подружилась с юным летописцем Нестором и любила рассказывать ему о детстве своего Феодосия.

Хорошо, спасибо. Но русское монашество сочетало в себе не только служение миру молитвой за всех страждущих, обездоленных, заблудших, но и помогало во время нашествия врага. Монахи считали себя защитниками Родины, поэтому они свое обличие воспринимали, как воинское.

Обители для монахов- монастыри, обычно строились в живописных местах; очень красивых, так как считалось, что монастырь- образ Царствия Божия на земле.

У каждого монастыря своя история и свои правила. Поэтому появилась поговорка «со своим уставом в чужой монастырь не лезут»

Молодцы, ребята. Вы дали нам интересную информацию.

- На что вы опирались при выборе необходимого материала?

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- Давайте дадим оценку группе «Журналистов».

Конечно, ребята, мы не можем обойтись без краеведов. Надеемся, что они тоже поведают нам интересную историю. Пожалуйста, ребята.

Слайд №7 (Выступления «Краеведов»)

Первые письменные упоминания о монастырях на Руси относятся к эпохе князя Владимира Святого (978–1015) и князя Ярослава Мудрого (1019–1054). Эти монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создавали их на свои средства и обеспечивали всем необходимым.

Слайд №8. Основателями первого большого монастыря Древней Руси, Киево-Печерского, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. 1015г. на берегу Днепра в искусственных пещерах. В 1598г монастырь получил статус Лавры. В пещерах погреблен 131 преподобный монах и затворник.

Слайд №9. Троице-Сергиева лавра. Более шести веков прошло с того времени, как монастырь был основан братьями Варфоломеем и Стефаном. При пострижении в монахи брат Варфоломей получил имя Сергий, которого стали называть Радонежским по названию городка, откуда он был родом. В 1353г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря. Уже с первых дней своего существования он приобрел большой авторитет и влияние.. Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий Донской приезжал в Троицкий Монастырь, чтобы получить благословение у Сергия Радонежского. Игумен послал с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. В 1452г. Сергий Радонежский был причислен к лику Святых. В 1744г. Монастырю было присвоено почетное наименование- Лавра.

С конца XVII в. растет число женских монастырей. Среди них Свято-Троицкий и Серафимо-Дивеевский монастырь. Духовниками обители были Саровские старцы Пахомий и Исайя.

Слайд №10. Свято- Троицкий женский монастырь находится в г. Муроме.

Но сегодня мы не можем не сказать и о наших монастырях, которые расположены рядом с нами.

Слайд №11. Успенский мужской монастырь на горе Бештау.

Во второй половине XIX и в начале XX веков свет благословенного Афона был принесен на Кавказ Афонскими монахами. Здесь было основано четыре монастыря с наименованиями Афонских, в том числе и Второ-Афонский на Кавказских Минеральных Водах. Местом рождения Второ-Афонского монастыря стала гора Бештау (в переводе - пять гор). Решение Святейшего Синода об учреждении монастыря состоялось в 1904 году. Благословение на его создание дал святой праведный Иоанн Кронштадский, который даже обозначил место крестом на привезенных ему фотографиях.

В 1927 году большевики закрыли обитель, братия ушла в горы, где в глухих местах строила кельи и часовни. Однако на следующий год произошло небывалое. Протесты и возмущение народа достигли такого накала, что братия вновь получила возможность вернуться в монастырские строения, однако ненадолго.

В начале 1929 года началась новая волна гонений, началось массовое закрытие храмов и монастырей. К концу XX века монастырь был полностью разрушен. Лишь старый полноводный родник Благодатный по-прежнему бил упругой струей.

В 1997 году на месте монастыря был установлен поклонный Крест в знак начала возрождения обители.

21 июня 1999 года стал историческим днем для Второ-Афонского монастыря, когда был совершен чин закладки первого храма обители.

Храм в труднодоступном месте, где отсутствовали свет и вода, был построен в течение двух лет.

День освящения храма, состоявшийся 28 августа 2001 года, стал днем второго рождения открытия Второ-Афонского монастыря. Митрополит Гедеон освятил храм в честь святого великомученика и Победоносца Георгия.

В обители проживает около 20 монахов.

Слайд №12. И, конечно, мы не можем не сказать о Свято-Георгиевском женском монастыре.

11 апреля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Свято-Георгиевского женского монастыря в Предгорном районе Ставропольского края близ станицы Ессентукской. Настоятельницей вновь открытого монастыря была назначена монахиня Варвара (Шурыгина) с возложением наперсного креста по должности.

Созидание новой православной обители на Северном Кавказе началось в 2003 ггду. Место выбрали удивительное - с одной стороны возвышается красавец Эльбрус, с другой - гора Машук. И в какой бы точке монастыря мы не находились, повсюду перед нами открывается простор на многие километры вокруг и несказанная красота.

Монастырский храм начали строить еще в 1998 году местные жители по обету. Храм построен в византийском стиле. Вслед за возведением храма в честь святого великомученика и Победоносца Георгия был построен жилой корпус. На территории монастыря расположены храм, часовня и один большой четырехэтажный корпус, в котором на первом этаже располагаются подсобные помещения, на втором - сестринские кельи, трапезные; на третьем этаже - детские спальни, классы для занятий, домовой храм; четвертый этаж предназначен для ботанического сада и обсерватории.

В настоящий момент, в обители проживают 17 сестер; регулярно приезжают трудники, паломники.

- Молодцы, ребята.

- Почему вы решили, что надо рассказать о наших монастырях?

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- Давайте оценим работу ребят.

- А теперь мы послушаем «Знатоков слова» , как они справились с заданием. Слайд №13.

(Дают определение по словарю Ожигова, толковому словарю В.Даля)

- монастырь-

- монах-

- монашеский обет-

- признание-

- послушание-

- постриг монаха-

- инок-

- Молодцы, ребята.

- Как вы считаете, вы справились с заданием?

- На что вы опирались, чтобы получить данную информацию?

- Все ли в вашей группе были активны?

- Давайте оценим их труд.

- Ребята, а как вы оцените работу, которую мы провели с вами вместе?

- Ценные ли сведения вы сегодня получили? А почему вы так считаете?

Слайд №14. Сегодня у нас в гостях священнослужитель нашей станичной церкви «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» протоиерей Роман Владимирович Иванилов.

Отец Роман, мы с ребятами хотели бы услышать об особо чтимых праздниках и памятных днях в нашей церкви.

Спасибо Вам большое.

  1. Осмысление материала.

  • Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

  • Кто такой монах?

  • Что такое признание?

  • Права ли буду я, если скажу, что монахи в монастыре только молятся Богу?

  • Легко ли, ребята, стать монахом?

  • Какие черты характера воспитываются в монастыре?

  • Ребята, а почему мы сегодня наш урок назвали «Монастырь- образ Царствия Божия на земле»?

  • А каких Святых Старцев знаете вы?

  • - И теперь вновь вернемся к нашей табличке. Запишите, что же нового вы узнали?

Знаю

Хочу знать

Узнал




  1. Рефлексия. Изготовление панно «Монастырь»

  2. Домашнее задание.

Ребята, какое домашнее задание хотели бы вы получить в соответствии с темой нашего урока? ( На основании предложенных заданий выбираем самое интересное)


Список литературы:

1. Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс»

2. Книга для учителя: рекомендательное пособие для учителей ОРКСЭ общеобразовательных учереждений.-М.: Просвещение,2010,36с.



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Панно «Монастырь»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Монастырь- образ Царствия Божия на земле"

Автор: Терехова Светлана Викторовна

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства