Просмотр содержимого документа
«Урок "Монастырь- образ Царствия Божия на земле"»
Номинация «Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Терехова Светлана Викторовна-
учитель ОРКиСЭ,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №20», ст.Суворовская, Предгорный район, Ставропольский край.
Слайд №1
Цель урока: сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества.
Задачи:
Познавательные УУД:формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы.
Коммуникативные УУД:формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД:нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные УУД:формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
- Освоение знаний по теме «Монастыри»
Прогнозируемые результаты :
обучающиеся познакомятся с жизнью православного монастыря;
проанализируют смысл монашеских обетов;
изучат монашеские одежды;
овладеют понятиями: любовь и уважение к людям, выбравшим монашеский путь, и к православным святыням России.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку, учебник «Основы православной культуры».
Участники: обучающиеся 5 класса.
Форма урока: комбинированный
Использованные программы для подготовки к уроку:
Power point (для создания презентации)
Ход урока:
Организационный момент
При входе в класс дети выбирают себе геометрическую фигурку и согласно выбранной фигуре рассаживаются за столы. ( круг- модельеры, треугольник- краеведы, квадрат- журналисты, овал- знатоки слова)
Вводно-мотивационный момент.
Добрый день, мои друзья!
Очень рада встрече я!
Мы сегодня новое будем изучать,
Выводы делать и рассуждать,
На уроке, чур, не лениться,
Что узнаете- надеюсь вам пригодится.
А чтобы урок прошел нам с вами впрок,
Активней в работу включайся, дружок!
- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок?
Слайд №2( На экране выводятся картинки с изображением монастырей, храмов, монахов.)
- А какие ассоциации у вас вызвали эти картинки?
- Кто из вас был на территории монастыря?
- С какой целью вы там были?
- Что вас удивило, заинтересовало, показалось необычным?
- Что бы вы хотели узнать сегодня? Заполните табличку, которая лежит у вас на столе. Слайд№3.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Слайд №4.
Сегодня, ребята, проведем с вами необычный урок, урок-исследование. Мы будем заниматься исследовательской работой, из которой узнаем о первых монастырях и первых монахах, которые не только молились за весь мир, но и защищали страну, когда она была в опасности, занимались благотворительностью, открывали при монастырях больницы и лечебницы, попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество: в чем смысл жизни человека.
Операционно-познавательный. Открытие нового материала.
Монастырь- это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые из них связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Монастырь- это общинное поселение верующих людей, которые живут вместе, уйдя от мира, соблюдая определенный монастырский устав. Мы узнаем, что не только молитвенный подвиг совершали монахи, но и защищали страну от врага, занимались благотворительностью, помогали населению во время голода.
У вас на столах в конвертах карточки с информацией, которая важна не только для православного человека, но и будет познавательна для любого человека, а так же словари, книги. Вам необходимо выбирать тот материал, который соответствует названию вашей группы.
Но прежде чем приступить, давайте вспомним правила работы в группах.
( ответы детей). Молодцы! У вас, ребята, 5 минут на подготовку материала по теме нашего урока.
Творческая работа группы. ( Слайд№5)
Первое слово даем группе «Модельеры». Они расскажут нам об облачении монахов.
Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательная для монаха . Клобук - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В чино-последовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом послушания.
Чётки— шнур или лента, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины. В христианстве чётки появляются не позднее IV века. Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.
Мантия. В православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих . Представляет собой длинную, до земли, накидку без рукавов с застёжкой на вороте. Возникла как монашеское облачение в IV—V веках. Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.
Пояс. Послушникам православных монастырей полагается носить кожаный пояс «усмень», само название, которого говорит о воспитании смирении.
Молодцы, ребята.
- На что вы опирались при выборе необходимого материала?
- Как вы считаете, вы справились с заданием?
- Давайте дадим оценку группе «Модельеров».
Сейчас мы передадим слово «Журналистам», которые поведают нам историю о первых монастырях и их обитателях.
Слайд №6 (Выступления «Журналистов»)
Я узнал, что основателем первого монастыря на Руси были пр. Антоний и Феодосий Печерские. Когда Преподобный Антоний пришел в Киев, здесь уже было несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в пещере. Это было в 1051 г. Здесь Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне; пищей его был черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, вторым пр. Феодосий.
Детство Феодосия прошло в Курске. Мальчик словно родился для монашества: его бывало из церкви никак не вытащишь. Когда исполнилось 13 лет, умер отец. Феодосий- старший сын, теперь на него вся надежда, а надежды никакой. Однажды проходили мимо странники, путь их лежал в Иерусалим, так Феодосий с ними убежал. Мать догнала, схватила за волосы, да в чулан. Два дня ни есть, ни пить не давала. А едва утих гнев матери – Феодосий опять в храм. В храме попросил благословения у батюшки печь просфору, так стал Феодосий просфорником. А когда мать хотела заставить Феодосия жениться, ушел в монастырь. Ушел Феодосий в Киев-град. Там, говорят, на высоком берегу Днепра живет в пещере монах Антоний. Где он только не побывал и каких святынь не видал! В самой Византии, на святой горе Афон, даже дважды. Вот и образовался монастырь – Печерский. Четыре года мать ничего не знала о сыне, а потом сказали, что стал он монахом. Чтобы ближе к сыну быть, раздала она имущество свое и ушла в женский монастырь в Киев. Частенько она приходила в Печерский монастырь к своему сыну. Подружилась с юным летописцем Нестором и любила рассказывать ему о детстве своего Феодосия.
Хорошо, спасибо. Но русское монашество сочетало в себе не только служение миру молитвой за всех страждущих, обездоленных, заблудших, но и помогало во время нашествия врага. Монахи считали себя защитниками Родины, поэтому они свое обличие воспринимали, как воинское.
Обители для монахов- монастыри, обычно строились в живописных местах; очень красивых, так как считалось, что монастырь- образ Царствия Божия на земле.
У каждого монастыря своя история и свои правила. Поэтому появилась поговорка «со своим уставом в чужой монастырь не лезут»
Молодцы, ребята. Вы дали нам интересную информацию.
- На что вы опирались при выборе необходимого материала?
- Как вы считаете, вы справились с заданием?
- Давайте дадим оценку группе «Журналистов».
Конечно, ребята, мы не можем обойтись без краеведов. Надеемся, что они тоже поведают нам интересную историю. Пожалуйста, ребята.
Слайд №7 (Выступления «Краеведов»)
Первые письменные упоминания о монастырях на Руси относятся к эпохе князя Владимира Святого (978–1015) и князя Ярослава Мудрого (1019–1054). Эти монастыри были основаны князьями или другими богатыми людьми, которые создавали их на свои средства и обеспечивали всем необходимым.
Слайд №8. Основателями первого большого монастыря Древней Руси, Киево-Печерского, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. 1015г. на берегу Днепра в искусственных пещерах. В 1598г монастырь получил статус Лавры. В пещерах погреблен 131 преподобный монах и затворник.
Слайд №9. Троице-Сергиева лавра. Более шести веков прошло с того времени, как монастырь был основан братьями Варфоломеем и Стефаном. При пострижении в монахи брат Варфоломей получил имя Сергий, которого стали называть Радонежским по названию городка, откуда он был родом. В 1353г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря. Уже с первых дней своего существования он приобрел большой авторитет и влияние.. Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий Донской приезжал в Троицкий Монастырь, чтобы получить благословение у Сергия Радонежского. Игумен послал с князем на битву двух монахов- воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. В 1452г. Сергий Радонежский был причислен к лику Святых. В 1744г. Монастырю было присвоено почетное наименование- Лавра.
С конца XVII в. растет число женских монастырей. Среди них Свято-Троицкий и Серафимо-Дивеевский монастырь. Духовниками обители были Саровские старцы Пахомий и Исайя.
Слайд №10. Свято- Троицкий женский монастырь находится в г. Муроме.
Но сегодня мы не можем не сказать и о наших монастырях, которые расположены рядом с нами.
Слайд №11. Успенский мужской монастырь на горе Бештау.
Во второй половине XIX и в начале XX веков свет благословенного Афона был принесен на Кавказ Афонскими монахами. Здесь было основано четыре монастыря с наименованиями Афонских, в том числе и Второ-Афонский на Кавказских Минеральных Водах. Местом рождения Второ-Афонского монастыря стала гора Бештау (в переводе - пять гор). Решение Святейшего Синода об учреждении монастыря состоялось в 1904 году. Благословение на его создание дал святой праведный Иоанн Кронштадский, который даже обозначил место крестом на привезенных ему фотографиях.
В 1927 году большевики закрыли обитель, братия ушла в горы, где в глухих местах строила кельи и часовни. Однако на следующий год произошло небывалое. Протесты и возмущение народа достигли такого накала, что братия вновь получила возможность вернуться в монастырские строения, однако ненадолго.
В начале 1929 года началась новая волна гонений, началось массовое закрытие храмов и монастырей. К концу XX века монастырь был полностью разрушен. Лишь старый полноводный родник Благодатный по-прежнему бил упругой струей.
В 1997 году на месте монастыря был установлен поклонный Крест в знак начала возрождения обители.
21 июня 1999 года стал историческим днем для Второ-Афонского монастыря, когда был совершен чин закладки первого храма обители.
Храм в труднодоступном месте, где отсутствовали свет и вода, был построен в течение двух лет.
День освящения храма, состоявшийся 28 августа 2001 года, стал днем второго рождения открытия Второ-Афонского монастыря. Митрополит Гедеон освятил храм в честь святого великомученика и Победоносца Георгия.
В обители проживает около 20 монахов.
Слайд №12. И, конечно, мы не можем не сказать о Свято-Георгиевском женском монастыре.
11 апреля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Свято-Георгиевского женского монастыря в Предгорном районе Ставропольского края близ станицы Ессентукской. Настоятельницей вновь открытого монастыря была назначена монахиня Варвара (Шурыгина) с возложением наперсного креста по должности.
Созидание новой православной обители на Северном Кавказе началось в 2003 ггду. Место выбрали удивительное - с одной стороны возвышается красавец Эльбрус, с другой - гора Машук. И в какой бы точке монастыря мы не находились, повсюду перед нами открывается простор на многие километры вокруг и несказанная красота.
Монастырский храм начали строить еще в 1998 году местные жители по обету. Храм построен в византийском стиле. Вслед за возведением храма в честь святого великомученика и Победоносца Георгия был построен жилой корпус. На территории монастыря расположены храм, часовня и один большой четырехэтажный корпус, в котором на первом этаже располагаются подсобные помещения, на втором - сестринские кельи, трапезные; на третьем этаже - детские спальни, классы для занятий, домовой храм; четвертый этаж предназначен для ботанического сада и обсерватории.
В настоящий момент, в обители проживают 17 сестер; регулярно приезжают трудники, паломники.
- Молодцы, ребята.
- Почему вы решили, что надо рассказать о наших монастырях?
- Как вы считаете, вы справились с заданием?
- Давайте оценим работу ребят.
- А теперь мы послушаем «Знатоков слова» , как они справились с заданием. Слайд №13.
(Дают определение по словарю Ожигова, толковому словарю В.Даля)
- монастырь-
- монах-
- монашеский обет-
- признание-
- послушание-
- постриг монаха-
- инок-
- Молодцы, ребята.
- Как вы считаете, вы справились с заданием?
- На что вы опирались, чтобы получить данную информацию?
- Все ли в вашей группе были активны?
- Давайте оценим их труд.
- Ребята, а как вы оцените работу, которую мы провели с вами вместе?
- Ценные ли сведения вы сегодня получили? А почему вы так считаете?
Слайд №14. Сегодня у нас в гостях священнослужитель нашей станичной церкви «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» протоиерей Роман Владимирович Иванилов.
Отец Роман, мы с ребятами хотели бы услышать об особо чтимых праздниках и памятных днях в нашей церкви.
Спасибо Вам большое.
Осмысление материала.
Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?
Кто такой монах?
Что такое признание?
Права ли буду я, если скажу, что монахи в монастыре только молятся Богу?
Легко ли, ребята, стать монахом?
Какие черты характера воспитываются в монастыре?
Ребята, а почему мы сегодня наш урок назвали «Монастырь- образ Царствия Божия на земле»?
А каких Святых Старцев знаете вы?
- И теперь вновь вернемся к нашей табличке. Запишите, что же нового вы узнали?
Знаю
Хочу знать
Узнал
Рефлексия. Изготовление панно «Монастырь»
Домашнее задание.
Ребята, какое домашнее задание хотели бы вы получить в соответствии с темой нашего урока? ( На основании предложенных заданий выбираем самое интересное)
Список литературы:
1. Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс»
2. Книга для учителя: рекомендательное пособие для учителей ОРКСЭ общеобразовательных учереждений.-М.: Просвещение,2010,36с.