kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока. Тема: Православное учение о человеке. 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока по линиям развития личности.

1-я линия развития личности – определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим) через понятия «душа», «тело», «образ Бога», «внутренний мир». 

2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей: использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, получае­мой в межличностном общении и массовой коммуникации, формулировать и обосновывать свою точку зрения   по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

3-я линия развития личности – действовать в пределах норм нравственности, договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

 УМК: А.В.Кураев. Основы православной культуры 4-5 класс, Просвещение, 2012 год.

  • Оборудование: Презентация по теме, компьютер, интерактивная доска 

Технологии: системно-деятельная, информационная, методика развития личности

 Проблема урока:

             «Почему Бог дал человеку душу?»

Поиск решения проблемы.

         1.Что бы человек мог понимать и чувствовать других людей.

2.Приблизится к Богу человек может только через душу.

Примерный вывод по проблеме: Без души человек в полной мере не будет человеком: он не сможет любить, творить, быть свободным, понимать своё предназначение.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Тема: Православное учение о человеке. 4 класс. »

Технологическая карта урока.

Тема: Православное учение о человеке.

4 класс.

Цели урока по линиям развития личности.


1-я линия развития личности – определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим) через понятия «душа», «тело», «образ Бога», «внутренний мир».

2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей: использовать приобре­тённые знания для кри­тического восприятия информации, получае­мой в межличностном общении и массовой коммуникации, формулировать и обосновывать свою точку зрения по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.

3-я линия развития личности – действовать в пределах норм нравственности, договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Уметь:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

УМК: А.В.Кураев. Основы православной культуры 4-5 класс, Просвещение, 2012 год.

  • Оборудование: Презентация по теме, компьютер, интерактивная доска

Технологии: системно-деятельная, информационная, методика развития личности


Проблема урока:

«Почему Бог дал человеку душу?»

Поиск решения проблемы.

1.Что бы человек мог понимать и чувствовать других людей.

2.Приблизится к Богу человек может только через душу.

Примерный вывод по проблеме: Без души человек в полной мере не будет человеком: он не сможет любить, творить, быть свободным, понимать своё предназначение.



Учитель (возможные вопросы, действия)


Ученики (ожидаемые ответы, действия)



Применяемые учебные действия

Создание проблемной ситуации, поиск формулировки проблемы

Учитель предлагает ученикам разгадать ребус и сформулировать тему урока:




Строят предположения, работая в группах.

Расшифровывают схему: Душа +Тело=Человек

Варианты темы:

-Учение о человеке.

-Религии о человеке.

-Христианство о человеке.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.






Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки.

Примерная формулировка проблемы урока: «Почему Бог дал человеку душу?»


Ученики предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой и с вариантом авторов учебника. Затем ученики в диалогах с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока.

«Почему душа так важна для человека?»

«Почему Бог дал человеку душу?»

«Может ли человек жить без души?»

«Останется ли человек в полной мере человеком без души?»

Формулирование проблемного вопроса.


Учитель записывает проблему урока на доске.

Ученики записывают проблему урока в тетрадях.

Версии

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Учитель с одобрением принимает любые версии и записывает их в виде кратких тезисов (ключевых слов) на доске рядом с основным вопросом урока.

Ученики предлагают свои версии и записывают их в тетрадях.

Вариант

Что бы человек мог понимать и чувствовать других людей

Приблизится к Богу человек может только через душу

Выдвижение версий.


Актуализация знаний, планирование деятельности

– Что мы уже знаем по этой проблеме? Какие знания нам пригодятся для её решения?

– Мы знаем, что каждый человек имеет тело и наделён душой с точки зрения христианства;

-Наука исследует только тело человека.

- Религия считает душу главной.


Умение выделять главное.


Учитель даёт задание классу для работы в парах в течение трёх минут, два варианта представляют на доске (работа в парах):

– Перед вами технологические карты урока, предлагаю вам в группах проанализировать понятие «Тело» и составить кластер, отмечая действия возможные для «Тела».

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.


– Что мы должны узнать, чтобы найти решение проблемы? Посмотрите, какие частей параграфа учебника по нашему уроку нужно изучить, чтобы найти ответы на наши вопросы. Посовещайтесь в парах, как переформулировать название 1 и 2 пункта параграфа в пункт плана решения нашей проблемы.

Ученики предлагают свои варианты. Допустимы разные формулировки; главное, чтобы они опирались на заголовки пунктов (на исходный материал) и привязывали их к решаемой проблеме (в авторском варианте). Например, так:

1) Внутренний и внешний мир человека.


2) Когда душе легко, а когда она болит?

Составление плана действий.

Организация сотрудничества.


Учитель записывает план урока на доске.


Э.3.п.1.Внутренний и внешний мир человека.

–Итак, мы вспомнили, заполнили, кластер «Тело», давайте вернемся к нашей технологической карте и заполним кластер «Душа» и сделать вывод, какими качествами обладает «Тело» и «Душа» человека, чем наполнен внутренний мир человека, используя стр. 32-34?



Тело- действует, управляется разумом, ходит, бегает, ест

Душа -думает, мечтает, верит, радуется, творит, болит…

Организация сотрудничества.

Умение систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы.

Формулирование суждений.


– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– С точки зрения православия, человек наделён душой и телом.

-Духовный мир человека- это дар Бога, он называется внутренний мир.

-Внутренний мир- это разум, свобода, любовь, творчество, то, что у христиан называют образ Бога в человеке.


Формулирование вывода.

2. 2. Когда душе легко, а когда она болит?

– Что бы найти ответ на вопрос, заполните технологическую карту п.2, используя стр.34-35.


Заполните в группах таблицу:

Ученики выполняют задание.


Причины болезни души







Организация сотрудничества.

Умение систематизировать информацию.

Умение строить логические рассуждения, анализировать причинно-следственные связи.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Душе легко, когда человек поступает согласно своей совести, когда не жалеет материальные блага, а пытается помочь другим.


Формулирование вывода.

Вывод по проблеме урока, применение новых знаний.

– Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать?

Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока.

Примерный вывод по проблеме:

Без души человек в полной мере не будет человеком: он не сможет любить, творить, быть свободным, понимать своё предназначение.


Формулирование вывода.

– Давайте сравним наши выводы мнением авторов учебника. Какую формулировку вы считаете наиболее точной?

Ученики сравнивают свои выводы с авторским вариантом и обсуждают их.

Формулирование вывода.

1.Используя свои новые знания, выполните задание 2,4 на с. 35.


2.Проанализируйте в группах следующие определения понятия «душа», какое вам ближе, почему:

Душа – бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении; сущность, сродная небесным и бесплотным существам, личная, свободная, одаренная способностью желать и действовать, изменяемая в воле.

Прот. Серафим Слободской: «Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа».

Св. Филарет, митрополит Московский: Душа - невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное.

Преп. Иоанн Дамаскин: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим…»

Ученики выполняют задания и предлагают свои объяснения.






Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам


Используя свои новые знания проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»


1.Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


4.Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.


2.Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!


5.А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


3.Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!


6.Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!






Домашнее задание

Выполнить задание 1,3 стр.35, письменно

Ученики записывают задание в тетрадях.

Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности.

Умение доказывать суждение.





4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока. Тема: Православное учение о человеке. 4 класс.

Автор: Крайникова Ольга Вячеславовна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215633

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства