Учитель (возможные вопросы, действия) | Ученики (ожидаемые ответы, действия) | Применяемые учебные действия |
Создание проблемной ситуации, поиск формулировки проблемы |
Учитель предлагает ученикам разгадать ребус и сформулировать тему урока: | Строят предположения, работая в группах. Расшифровывают схему: Душа +Тело=Человек Варианты темы: -Учение о человеке. -Религии о человеке. -Христианство о человеке. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки. Примерная формулировка проблемы урока: «Почему Бог дал человеку душу?» | Ученики предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой и с вариантом авторов учебника. Затем ученики в диалогах с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока. «Почему душа так важна для человека?» «Почему Бог дал человеку душу?» «Может ли человек жить без души?» «Останется ли человек в полной мере человеком без души?» | Формулирование проблемного вопроса. |
Учитель записывает проблему урока на доске. | Ученики записывают проблему урока в тетрадях. |
Версии |
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Учитель с одобрением принимает любые версии и записывает их в виде кратких тезисов (ключевых слов) на доске рядом с основным вопросом урока. | Ученики предлагают свои версии и записывают их в тетрадях. Вариант Что бы человек мог понимать и чувствовать других людей Приблизится к Богу человек может только через душу | Выдвижение версий. |
Актуализация знаний, планирование деятельности |
– Что мы уже знаем по этой проблеме? Какие знания нам пригодятся для её решения? | – Мы знаем, что каждый человек имеет тело и наделён душой с точки зрения христианства; -Наука исследует только тело человека. - Религия считает душу главной. | Умение выделять главное. |
Учитель даёт задание классу для работы в парах в течение трёх минут, два варианта представляют на доске (работа в парах): – Перед вами технологические карты урока, предлагаю вам в группах проанализировать понятие «Тело» и составить кластер, отмечая действия возможные для «Тела». | | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. |
– Что мы должны узнать, чтобы найти решение проблемы? Посмотрите, какие частей параграфа учебника по нашему уроку нужно изучить, чтобы найти ответы на наши вопросы. Посовещайтесь в парах, как переформулировать название 1 и 2 пункта параграфа в пункт плана решения нашей проблемы. | Ученики предлагают свои варианты. Допустимы разные формулировки; главное, чтобы они опирались на заголовки пунктов (на исходный материал) и привязывали их к решаемой проблеме (в авторском варианте). Например, так: 1) Внутренний и внешний мир человека. 2) Когда душе легко, а когда она болит? | Составление плана действий. Организация сотрудничества. |
Учитель записывает план урока на доске. | |
Э.3.п.1.Внутренний и внешний мир человека. |
–Итак, мы вспомнили, заполнили, кластер «Тело», давайте вернемся к нашей технологической карте и заполним кластер «Душа» и сделать вывод, какими качествами обладает «Тело» и «Душа» человека, чем наполнен внутренний мир человека, используя стр. 32-34? | Тело- действует, управляется разумом, ходит, бегает, ест… Душа -думает, мечтает, верит, радуется, творит, болит… | Организация сотрудничества. Умение систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы. Формулирование суждений. |
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | – С точки зрения православия, человек наделён душой и телом. -Духовный мир человека- это дар Бога, он называется внутренний мир. -Внутренний мир- это разум, свобода, любовь, творчество, то, что у христиан называют образ Бога в человеке. | Формулирование вывода. |
2. 2. Когда душе легко, а когда она болит? |
– Что бы найти ответ на вопрос, заполните технологическую карту п.2, используя стр.34-35. Заполните в группах таблицу: | Ученики выполняют задание. | Организация сотрудничества. Умение систематизировать информацию. Умение строить логические рассуждения, анализировать причинно-следственные связи. |
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | - Душе легко, когда человек поступает согласно своей совести, когда не жалеет материальные блага, а пытается помочь другим. | Формулирование вывода. |
Вывод по проблеме урока, применение новых знаний. |
– Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать? | Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока. Примерный вывод по проблеме: Без души человек в полной мере не будет человеком: он не сможет любить, творить, быть свободным, понимать своё предназначение. | Формулирование вывода. |
– Давайте сравним наши выводы мнением авторов учебника. Какую формулировку вы считаете наиболее точной? | Ученики сравнивают свои выводы с авторским вариантом и обсуждают их. | Формулирование вывода. |
1.Используя свои новые знания, выполните задание 2,4 на с. 35. 2.Проанализируйте в группах следующие определения понятия «душа», какое вам ближе, почему: Душа – бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении; сущность, сродная небесным и бесплотным существам, личная, свободная, одаренная способностью желать и действовать, изменяемая в воле. Прот. Серафим Слободской: «Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа». Св. Филарет, митрополит Московский: Душа - невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное. Преп. Иоанн Дамаскин: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим…» | Ученики выполняют задания и предлагают свои объяснения. | Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
Используя свои новые знания проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» | 1.Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | 4.Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. | 2.Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! | 5.А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. | 3.Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! | 6.Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | | |
Домашнее задание |
Выполнить задание 1,3 стр.35, письменно | Ученики записывают задание в тетрадях. | Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности. Умение доказывать суждение. |