Учитель (возможные вопросы, действия) | Ученики (ожидаемые ответы, действия) | Применяемые учебные действия |
Создание проблемной ситуации, поиск формулировки проблемы |
Учитель включает отрывки мультфильма «Цветик-семицветик», затем предлагает ученикам вспомнить одноимённую сказку «Цветик-семицветик», ответить на вопросы и сформулировать тему урока. 1.Вспомните на что потратила шесть лепестков Женя? 2.Чьи желания исполняла Женя? 3.Как называется человек,который все делает для собственной выгоды? 4.Как потратила Женя своё последнее желание? 5.Почему поступокок Жени можно назвать добродетельным? | Строят предположения, работая в группах. Отвечают на вопросы, анализируя сюжет сказки. Варианты темы: - Доброта и Эгоизм. - Добродетель и Эгоизм. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. |
Какую проблему нам предстоит решить? Предлагайте свои формулировки. Примерная формулировка проблемы урока: «Нужно ли быть альтруистом в полной мере?» | Ученики предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой и с вариантом авторов учебника. Затем ученики в диалогах с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока. «Почему эгоизм опасен для человека?» «Что значит быть альтруистом?» | Формулирование проблемного вопроса. |
Учитель записывает проблему урока на доске. | Ученики записывают проблему урока в тетрадях. |
Версии |
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Учитель с одобрением принимает любые версии и записывает их в виде кратких тезисов (ключевых слов) на доске рядом с основным вопросом урока. | Ученики предлагают свои версии и записывают их в тетрадях. Вариант Человек должен совершать добрые поступки во имя других. Добрые поступки –основа жизни в обществе. Эгоист думает только о себе. Нельзя для блага «дальних» забывать о самых близких и родных. | Выдвижение версий. |
Актуализация знаний, планирование деятельности |
– Что мы уже знаем по этой проблеме? Какие знания нам пригодятся для её решения? | – Мы знаем, что такое добро и добродетельный поступок, понимаем кто такой эгоист | Умение выделять главное. |
Что мы должны узнать, чтобы найти решение проблемы? Посмотрите, какие частей параграфа 13 учебника по нашему уроку нужно изучить, чтобы найти ответы на наши вопросы | Для этого необходимо изучить «альтруизм», «эгоизм, «разумный эгоизм» | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг. |
– Предлагаю вам составить план работы в группах по материалу параграфа. | Ученики предлагают свои варианты. Допустимы разные формулировки; главное, чтобы они опирались на заголовки пунктов (на исходный материал) и привязывали их к решаемой проблеме (в авторском варианте). Например, так: Действия для блага другого Все ради меня (или пренебрежение к общественным ценностям?) Служение обществу для собственных интересов | Составление плана действий. Организация сотрудничества. |
Учитель записывает план урока на доске. | |
Э.3.1.Действия для блага другого. |
–Заполните схему, работая в группе стр. 30 | Происхождение понятия «альтруизм» | Определение понятия «альтруизм» | Примеры альтруистических поступков | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | | | | | Группы заполняют таблицу и отвечают. | Организация сотрудничества. Умение систематизировать информацию и представлять её в виде схемы. Формулирование суждений. |
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | – Добрые поступки –основа жизни в обществе | Формулирование вывода. |
Э.3.2.Все ради меня. |
– Заполните схему, работая в группе стр.31 | Ученики выполняют задание. Определение понятия «эгоизм» | Степени эгоизма | Примеры эгоистических поступков | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | | | | | Группы заполняют таблицу и отвечают. | Организация сотрудничества. Умение систематизировать информацию. |
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | | Формулирование вывода |
Э.3.3. Служение обществу для собственных интересов |
– Изучите предложенную схему, работая в группе, объясните, что такое «Разумный эгоизм» стр.31 | «Разумный эгоизм» | Организация сотрудничества. Умение систематизировать информацию. |
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | | Формулирование вывода. |
Вывод по проблеме урока, применение новых знаний. |
– Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать? | Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока. Примерный вывод по проблеме: Альтруизм не свободен от недостатков. В бескорыстной помощи «дальним» нельзя забывать о «ближних». Золотая середина между «альтруизмом» и «разумным эгоизмом» есть добродетель.
| Формулирование вывода. |
– Давайте сравним наши выводы мнением авторов учебника. Какую формулировку вы считаете наиболее точной? | Ученики сравнивают свои выводы с авторским вариантом и обсуждают их. | Формулирование вывода. |
Используя свои новые знания, обсудите вопросы и задания стр.31 1.Вспомните сказку Ш. Перро «Золушка». Можно ли Золушку назвать альтруисткой? Кто эгоисты в этой сказке? 2. Вспомните сказку В. Губарева «Старик Хоттабыч», Хоттабыч –альтруист? 3.Разумный эгоист, кто он, приведите пример. | Ученики выполняют задания и предлагают свои объяснения. Сказка «Золушка» | Альтруисты | Эгоисты | | | | | | Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
Домашнее задание |
Выберите одно из высказываний приведённых в рубрике «Мудрые мысли», попробуйте объяснить точку зрения автора, согласны ли вы с данным высказыванием? Вспомните и нарисуйте персонажей сказок, которых вы можете назвать альтруистами и разумными эгоистами. | Ученики записывают задание в тетрадях. | Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности. Умение доказывать суждение. |