kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Семья". Модуль "Основы мировых религиозных культур"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить как традиционные религии относятся к семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Семья". Модуль "Основы мировых религиозных культур"»

Технологическая карта урока

1. ФИО Панкратова Ольга Александровна

2. Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.

Коминтерн»

3. Должность социальный педагог, учитель ИЗО, ОРКСЭ

4. Предмет Основы религиозных культур и Светской этики.

5. Класс 4

6. Тема и номер урока в теме четверти «Семья» , 28 урок

7. Базовый учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4 -5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева

8. Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина; выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

9. Задачи:

- личностные формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения; развивать мотивы учебной деятельности и

формировать личностный смысл учения; воспитывать уважительное отношение к семье как значимой ценности

- метапредметные определять и формулировать тему и цель урока; развивать умение работать с информацией

( с текстом учебника, словарем); формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и

аргументировать её; формировать умение взаимодействия в группах

- предметные определить значение понятий «семья», «семейные ценности; знание, понимание и принятие обучающимися религиозных

семейных традиций

10. Тип урока ОНЗ (открытие нового знания).

11. Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная

работа с источниками информации.

12. Необходимое техническое оборудование Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор).

13. Структура и ход урока







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

1

Организационный момент Создание эмоционального настроя.

Настрой на работу

- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.


Сосредоточение внимания обучающихся

Коммуникативные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости


1 мин

2

Актуализация знаний

Тема урока, задачи.














































Работа в парах

Постановка вопросов. Ответы обучающихся

- Вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках?

- Какие качества вы бы хотели видеть в человеке, живущем рядом с вами? Почему?

- Кто вас окружает?

-Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте. Доскажите словечко.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ) (слайд)

Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

- Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах. Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. 

-Назовите всех членов вашей семьи.

- Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью.


О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.


-Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

- У вас на партах лежит один вот такой (учитель показывает) «лепесток», работая в парах, запишите слово обозначающее качество.

(слайд)-повторим правила работы в парах

  1. В паре работают оба

  2. Один говорит, другой слушает

  3. Не понял, переспроси соседа

  4. Своё несогласие высказывай вежливо



На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель прикрепляет лепестки ромашки с названием качеств.

-На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье?






На чём держатся лепестки?

- Что же символизирует сердцевинка?

- Ромашка считается символом семьи в России с 2008 года. 8 июля – День семьи, любви и верности. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Вы уже догадались, что они были мужем и женой. А вот как они жили и почему их приравняли к лику Святых, вы сможете узнать из дополнительной литературы. (Д-З выносится на доску)

-Каждый ответит по-своему, на вопрос: «для чего человеку нужна семья», но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока

Возьмите карту урока и запишите число и тему урока

Повторение материала с прошлого урока

- Любовь, доброта, милосердие и т. Д


Ответы учащихся



Члены семьи, соседи, друзья, окружающие и т.











Высказывают свои предположения без научного объяснения.


В словарях.

(Семья – группа живущих вместе близких родственников сплоченных общими интересами.)

- Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра

-Дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…



Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья» 

















Дети записывают на листочках качество













Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.



(на сердцевинке)

(Ценности, на которых основывается семья).





























-Семья, семейные ценности

Предметные

Знает определения нравственных качеств человека, умеет их применять на практике

Личностные УУД:

– воспитывать уважительное отношение к членам семьи

Коммуникативные УУД:

– развивать навыки участия в коллективном обсуждении;

Познавательные УУД

– определить значение семьи в жизни каждого человека






Знает определение понятия семья, умеет применять его на практике



Личностных УУД:

– формировать отношение к семье как значимой ценности;

– воспитывать уважительное отношение к членам семьи;

Регулятивные УУД: формировать навыки самостоятельности в мыслительной сфере


15 мин

3

Физминутка.

Дадим себе немного отдохнуть.

Ваша задача проследить взглядом за движением предметов( тренажер Базарнова В.Г. )



2 мин

4

Усвоение новых знаний


Постановка проблемы.













(Групповая работа)

- О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке?


-Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня на уроке? На доске записаны слова. -Что это?

- Как вы считаете, одинаково ли религии относятся к семье?

- Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах?

Вы сейчас высказали свои предположения, которые нам нужно будет проверить и доказать.

Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье?

-Для того чтобы проверить ваши предположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно поработать с учебником стр. 74-75 каждая группа представляет религиозную культуру; в рабочих листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой работает ваша группа.


Обобщение высказываний обучающихся (просмотр слайдов)

Иудаизм (Слайд)

В иудаизме семья – это

величайшая ценность, а брак

и рождение детей считаются одной

из главнейших заповедей, данной

ещё Адамом и Евой.

Христианство (Слайд)

Для православных христиан брак –

это одно из таинств, в которых Сам

Бог благословляет любящих друг

друга. Семья – это школа

любви. Огромное значение

в христианстве придаётся

почитанию родителей

и уважительному к ним отношению.

Буддизм (Слайд)

В буддизме все верующие делятся

на монахов и мирян. Для

мирян семейная жизнь

является важнейшей частью их

жизни. Назначение семьи –

это ответственность и забота о детях,

о родителях, о монахах.

Ислам (Слайд)

Ислам рассматривает брак

как обязательство перед Богом,

а многочисленное потомство

–это благословение всевышн

его. Семейная жизнь у

мусульман ограждена от

посторонних взоров.

С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк

Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

– Как вы понимаете это выражение?


-Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

-Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили?

-Что такое семья, на каких семейных ценностях держится семья.

Учащиеся читают: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм. Это религии .- О религиях; о том, как религии относятся к семье.

Высказывания детей





Групповая работа. (Работа с учебником стр. 74-75): Найти в учебнике ответ на вопрос: 1 группа – Как должны жить люди в христианском браке? 2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме? 3 группа – Какое значение имеет брак в исламе? 4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?



-Да.













































-Любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях.















Познавательные УУД:

представлений об отношении к семье традиционных религий России.

Коммуникативные УУД:

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

Личностные УУД – формировать отношение к семье как значимой ценности;

Регулятивных УУД

развивать навыки анализа текста

18 мин

5

Закрепление изученного материала


Сейчас мы поработаем в группах

На ваших партах тест, посовещайтесь и ответьте совместно на вопросы теста. Содержание теста:

  1. В Христианстве семья - это школа…. (любви)

  2. Согласно исламу, женатый человек имеет преимущество перед ….(неженатым)

  3. В буддийской религии семья – это важнейшая часть…(жизни)

  4. В иудаизме брак и рождение детей считается выполнением одной из… (главнейших заповедей).

Немного посоревнуемся. Сейчас я вам раздам слова, ваша задача составить пословицы, используя эти слова. Какая группа быстрее соберет пословицу? (слова написаны разноцветными буквами),

Например:

1 группа: Вся семья вместетак и душа на месте. 

2 группа: Дерево держится корнями, а человек семьёй.

3 группа:. Семья сильна, когда над ней крыша одна

4 группа: Отца с матерью почитать — горя не знать.

Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.



Личностные :

воспитание доброжелательности

Познавательные :

расширение представления детей о семье

Коммуникативные :

умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении

4 мин

6

Рефлексия


Подводит итог урока.

Давайте вернёмся к целям нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое

семья? Как относятся к семье основные религии мира?

Какую семью можно назвать счастливой?

Организует рефлексию

-Сейчас давайте вернемся к нашим

символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.

- Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.



– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.



Отвечают на поставленные вопросы.





Осуществляют самооценку



























Личностные:

развивать навыки рефлексивной деятельности, понимать свое внутренне состояние

Коммуникативные:

умение использовать невербальные средства коммуникации

Регулятивные:

развивать умение анализировать полученную информацию с нравственных позиций

Познавательные:

осознанное построение речевого высказывания.

3 мин

7

Домашнее задание




Задает домашнее задание (по выбору)

- Найти информацию о Петре и Февронии, подготовить небольшое сообщение.

- Составление схемы «Моя семья»

- Подобрать пословицы народов России, желательно разного вероисповедания, характеризующие ценность семьи.

- Найти и прочитать стихотворения о семье (или песню).


-Я желаю всем вам здоровья, счастья хочу наш урок завершить следующими строками стихотворения: (звучит музыка)Давайте семейные ценности чтить,  
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем, 
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом! 
Пусть дети и взрослые помнят всегда – 
Семья – это главное! Через года,

 Сумейте вы счастье свое пронести, 
Пускай только лучшее ждет впереди!




Записывают домашнее задание



2 мин




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Семья". Модуль "Основы мировых религиозных культур"

Автор: Панкратова Ольга Алесандровна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329872


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства