-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. А главное, что мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.
- Тихо сядьте.
Проведем опрос домашнего задания по теме «Защита Отечества»
1. Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу)
2. Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)
3. Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Донской)
4. Почему князя Дмитрия прозвали Донским? (за победу на Куликовом поле)
5. Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?
( Пересвета, ОслЯбю)
6. В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)
7. Какая война с христианской точки зрения называется справедливой? (оборонительная, если ведется за алтари и очаги, за семью, Родину и за ее святыни)
8. Какие народы встали на защиту нашей Родины?
(русские, украинцы, белорусы, грузины, башкиры)
9. Почему воин-христианин не боится смерти? (верит, что его душа бессмертна)
Введение в тему урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока:"Христианин в труде".»
Учитель.
- Добрый день, ребята, уважаемые гости!
Я вижу у вас сегодня хорошее настроение
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. А главное, что мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.
- Тихо сядьте.
Проведем опрос домашнего задания по теме «Защита Отечества»
1. Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу)
2. Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)
3. Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Донской)
4. Почему князя Дмитрия прозвали Донским? (за победу на Куликовом поле)
5. Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?
( Пересвета, ОслЯбю)
6. В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)
7. Какая война с христианской точки зрения называется справедливой? (оборонительная, если ведется за алтари и очаги, за семью, Родину и за ее святыни)
8. Какие народы встали на защиту нашей Родины?
(русские, украинцы, белорусы, грузины, башкиры)
9. Почему воин-христианин не боится смерти? (верит, что его душа бессмертна)
Введение в тему урока
Слайд 1
Учитель. Сегодня у нас следующий урок по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики», а чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам потрудиться, поработав в группах: собрать рассыпавшие пословицы и определить их тему.
1 группа.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Терпенье и труд все перетрут. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Труд кормит, а лень портит.
2 группа.
Всякое уменье трудом дается. Какие труды, такие – плоды! Землю красит солнце, а человека - труд.
Дерево сильно корнями, а человек – трудами.
Читают пословицы: 1 группа, 2 группа
Учитель. - На какую тему пословицы? (О труде).
3. Изучение новой темы
Целеполагание
- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему. (Человек в труде)
- Ребята, а как мы называем людей, верующих в Иисуса Христа? (Христиане)
- Значит, какова тема урока? (ХристианИн в труде). Слайд 2
Откройте учебники на стр. 139, урок 29
- Запишите тему урока в тетради « ХристианИн в труде» (следить за осанкой уч-ся)
- А чтобы определить цели урока, послушайте легенду.
Учитель.
Давным-давно во Франции строился большой собор. Слайд 3.
Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.
Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Слайд 4
Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". Слайд 5.
А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Слайд 6
- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Люди по - разному относились к работе).
- Что мы должны сегодня узнать на уроке, сформулируйте цель урока.
(Как люди должны относиться к труду).
- О чём ещё мы узнаем на уроке, вы узнаете, прочитав рубрику «Вы узнаете»
Уч-ся читают в учебнике рубрику «Вы узнаете» (о первом грехе людей, какой труд напрасен).
- Эти 3 основные цели будут планом нашей деятельности на уроке. Слайд 7.
А девиз урока, я предлагаю назвать одной из собранных пословиц «Какие труды, такие и плоды». Слайд 8
В конце урока как всегда самооценка - плоды нашей работы. Согласны?(Да).
III. Актуализация знаний.
Учитель. - Вспоминая библейские рассказы, скажите кто на земле существовал всегда? (Бог).
- Как вы думаете, ребята, а БОГ трудился? (Да, он создал мир, землю, людей).
- Теперь вспомните первых людей. Где они жили? (Их звали Адам и Ева. Они жили в райском саду). Слайд 9.
- А они трудились? (Да, они ухаживали за садом).
Работа по учебнику
Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти. Слайд 9 Людям были даны четыре заповеди Слайд 10: - умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»); - возделывания и хранения сада; - познания мира («нареки имена животным»); - поста. ( из учебника с.139) Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост – это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучше. Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться – кроме плодов древа познания. Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того – оно было святыней. Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии. Что такое магия Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Но мудрость никогда не дается без труда и опыта.
Слайд 11
Самые первые грехи в истории человечества, по Библии – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. И это кончилось бедой. Люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа) и ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего». Слайд 12
Христиане трудятся не только ради себя и своей семьи. Есть труды на благо Отечества. Это любой труд человека, когда он трудится ради пользы другим людям, а не только ради денег. Например, геологи ищут полезные ископаемые для всех, врачи заботятся о здоровье сограждан, военные, летчики, моряки, машинисты поездов и многие другие работают на благо других и своей Родины. Если человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога. ХристианИн считает, что его день проходит перед Божьим взором, и работает честно.
Любой труд почётен, если у него правильная цель.
Но, не всякий труд хорош.
Есть способы заработка, которые вредят другим людям и никто из христиан не станет ими заниматься. Это продажа сигарет, водки. Низок труд тех, кто распространяет наркотики, кто открывает казино, организует бои без правил.
Бог дал людям 4 заповеди. А что включали в себя они, мы узнаем, проведя линии соответствия.
Работа в группах. Учащиеся на карточках соединяют название заповеди с её видом деятельности. Проверка по Слайду 10
IV. Создание проблемной ситуации.
- Какая из них заповедь труда? (Возделывание сада).
А что такое ПОСТ? Может ли эта заповедь относиться к труду? (Ответы уч-ся на уровне интуиции).
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Обратится к словарю, учебнику).
1. Работа с учебной литературой.
- И у нас на столах в каждой группе лежат печатные источники.
1 группа ищет значение слова в учебнике на странице 92 или 139
2 группа - в словаре Ожегова,
Учащиеся работают с предложенной литературой над словом «пост».
Затем каждая группа выдаёт ответ. Слайд 13.
Из учебника в тетрадь записать определение
Запишите из учебника в тетради определение, что означает «ПОСТ» - это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее.
По ОЖЕГОВУ:
У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви.
• Не всё коту масленица, придёт и Великий пост (гласит пословица) о том, что на смену беззаботной жизни и удовольствиям придут неприятности, трудности.
Сейчас идёт Великий пост.
-Скажите, а в ваших семьях соблюдается пост? –
-Если да, то как? Расскажите.
-Какой Великий праздник завершает Великий пост? (Пасха)
Когда мы её отмечаем в этом году? (28 апреля)
Чем же отличается пост от остального времени?
Верующие в эти дни не кушают мясные продукты, молоко и яйца.
Кроме этого, мы должны воздерживаться от всякого зла.
Те, кто соблюдают пост, стараются быть добрее друг к другу.
В эти дни надо почаще бывать в храме и побольше молиться дома.
А еще мы стараемся в пост поменьше смотреть телевизор или вообще не смотреть.
Такое хорошее, спокойное и чистое время — Великий пост!
- Ребята, но более доходчиво и понятно для каждого из нас, является живое человеческое слово и его пример.
Читать высказывание святого Иоанна Златоуста на слайде 14
- Так, можно ПОСТ отнести к заповеди труда? (Конечно).
- Кто большую часть своей жизни проводит в посту? (Монахи.) Слайд 15
- А кто всю свою жизнь проводили в посту? (Святые). Слайд 16.
Работа со статьёй в учебнике.
- Какую заповедь нарушили люди? (Заповедь ПОСТА).
- Каким путём должны были пойти люди для познания мира по закону Божьему? (Путём труда).
- А каким пошли? (Путём лени).
- Какое качество проявил человек? (Не стал трудиться, а захотел сразу всё узнать).
- Какие первые грехи человека? (Лень и гордыня).
- К чему привели эти грехи?
(Читают и отвечают: люди перестали видеть Бога и стали смертными).
Размышление над своими внутренними качествами.
- Давайте подумаем, а у нас с вами какие первые грехи? (Высказывания детей: лень, непослушание).
- Так вот, ребята, за грехи Бог выгнал людей из рая. Но он не оставил людей. Он обещал послать на землю Спасителя (ХРИСТА). А ещё он ввёл в жизнь необходимость повседневного труда«в поте лица своего», через который люди могут приблизиться к Богу. Слайд 17.
- Как вы это понимаете работать «в поте лица своего»? Слайд 18.
- Сделайте вывод, каким должен быть труд христианина?
( Бог приказал людям трудиться каждый день с большим усердием, напряжением, прилагая все силы, чтобы быть к нему ближе).
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Изучение целей труда.
- Ребята, а все люди одинаково трудятся? (Нет).
- У всех людей разные цели.
Работа в парах.
Найдите в цепочке букв 2 слова, обозначающие эти цели.
- Какая из этих целей приближает к Богу? (Польза).
- А если человек работает только для обогащения? (Отдаляется от Бога).
VI. Первичное осмысление и применение изученного.
Разноуровневая групповая работа по определению пользы труда.
- Давайте попробуем сами, поработав в группах, определить, когда труд полезен, а когда «напрасен»?
1 группа. Разделите виды трудовой деятельности на цели.
Раздаются карточки:
распространение наркотиков, подделка лекарственных препаратов, изготовление табачной продукции,- обогащение
оказание медицинской помощи, волонтёрство.- польза
2 группа. Составить список своей трудовой деятельности, приносящей пользу себе, одноклассникам, обществу.
1. Я помогаю своим родителям в уборке, готовке и в каких-либо домашних делах. Тружусь для того что бы помочь родителям, сделать им приятное.
2. Я участвовал(а) в субботнике в школе. Полезность этого в том что я это делаю на благо природы и помогаю своей школе.
Проверка групповой работы.
- В каком случае труд приносит пользу? (Если работать без лени, честно
, т. е на совесть).
-Прочитайте раздел «Это интересно» с.140 и ответим на вопрос:
-Как должен быть вознагражден труд любого человека?
Ответ: Совершенно верно, труд должен быть оплачен.
Выборочное чтение.
- Прочитайте в учебнике о том, как работали древние художники.
- Почему художники не позволяли себе лениться на высоте?
(Они работали на совесть).
- А работать честно тяжело?
- Поэтому христиане обращаются к молитве за помощью к Богу, а некоторые люди – к стихотворениям. Так вот Николай Заболоцкий написал прекрасное стихотворение, которое так и называется «Не позволяй душе лениться!» Я предлагаю вам его прослушать.
Чтение стихотворения Носовым Арсением
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
- О каком труде идёт речь?
(О работе над своими внутренними качествами).
А какой ещё бывает труд? (физический)
VII. Связь новых знаний с ранее изученными.
Работа с иллюстрациями.
- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт? (Святые).
- Узнайте на слайде Святого и расскажите, что вы знаете о нём? Слайд 20.
Групповая работа.
1 группа рассказывает о Блаженной Ксении Петербургской.
2 группа - о Серафиме Саровском.
Учитель. – Ребята, можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? ( Да).
- А как вы думаете, можно ли им подражать? Почему? (Можно. Их труд привёл к Богу, и с Божьей помощью они стали помогать людям).
- Ваши родители тоже много трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой, чем им приходится заниматься?
- Какую помощь вы можете им оказать?
- А кто расскажет о труде своих родителей? ( Букина Маша, Галкова Оксана)
(ответы детей)
РРебята! А ваш главный труд – хорошо учиться.
Учитель: кроме учебного труда вы вовлечены в трудовые дела класса, школы. Чем же вы ещё занимаетесь?
Ответы: Мы занимаемся творчеством на внеурочной деятельности, ухаживаем за комнатными цветами, поддерживаем порядок в классе, участвуем в субботниках, благоустройстве территории вокруг школы.
Опрос уч-ся:
Творческое и практическое применение знаний и умений.
- А вы хотите сегодня потрудиться на пользу класса, школы? Тогда за работу!
Звучит песня «Да, мне нравится всё вокруг».
1 группа работает на пользу класса: сажает цветы.
2 группа - на пользу школы: оформим рамку с пословицами о труде, которая будет висеть в фойе школы.
- Цветы будут радовать нас, и очищать воздух.
- Рамка с пословицами будет напоминать о том, как мы должны трудиться.
- Думали ли мы, о чём то, постореннем, когда трудились? (Нет).
- Мысли человека, сосредоточенного на труде, не рассеиваются и не блуждают.
Слайд 21.
Вот, и Святитель Иоан Златоуст, то же говорил: ««Тот, кто занят, работаю, не скоро допускает что-либо излишнее и в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».
Вспомните и назовите художественные произведения о труде. (Ш. Перро «Золушка», А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке», « С. Маршак Двенадцать месяцев», сказка «Морозко»).
IX. Подведение итогов.
- Ну что,потрудились на славу? Тяжело было? Понравилось трудиться?
- Тогда пора подводить итоги!
- Что же нам даёт труд? Слайд 22
(Знания, опыт, радость, удовлетворение)
- И так, что же такое труд?
Читаем на с.141
Труд – это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»).
Труд – это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.
-Какие заповеди получили первые люди от Творца?
-Что такое пост?
-В чем грех первых людей?
-Почему человек должен трудиться? - Каким бывает труд? --Какой труд важнее?
- Всякий ли способ зарабатывания денег хорош для христиан?
X. Рефлексия.
- Помните, ребята, в начале занятия я рассказывала вам легенду о строительстве храма.
Слайд 23
- Сейчас я вам предлагаю построить храм самим. Побудем в роли строителей и оценим свою работу на уроке.
Было интересно и всё получилось - голубой кирпич.
Было интересно, но испытывали трудности - жёлтый кирпич.
Если вам было трудно и не интересно – берёте красный кирпич.
- Хороший получился храм? Это и есть плод нашей работы на уроке.
Домашнее задание: прочитать УРОК 29 и ответить на вопросы, обсудить с родителями тему нашего урока и написать мини-сочинение «Что значит для меня труд».