kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока:"Христианин в труде".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель.

- Добрый день, ребята, уважаемые гости!

  Я вижу у вас сегодня хорошее настроение

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны,  добры, приветливы. А главное, что мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.

- Тихо сядьте.

Проведем  опрос домашнего задания по теме «Защита Отечества»

 1. Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу)

 2. Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)

 3. Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Донской)

4. Почему князя Дмитрия прозвали Донским? (за победу на Куликовом поле)

5. Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?

 ( Пересвета,  ОслЯбю)

6. В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)

7. Какая война с христианской точки зрения называется справедливой? (оборонительная,  если ведется за алтари и очаги, за семью, Родину и за ее святыни)

 8. Какие народы встали на защиту нашей Родины?

(русские, украинцы, белорусы, грузины, башкиры)

 9. Почему воин-христианин не боится смерти? (верит, что его  душа  бессмертна)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Введение в тему урока

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:"Христианин в труде".»



Учитель.

- Добрый день, ребята, уважаемые гости!

Я вижу у вас сегодня хорошее настроение

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. А главное, что мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.

- Тихо сядьте.

Проведем опрос домашнего задания по теме «Защита Отечества»


1. Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу)

2. Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)

3. Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Донской)

4. Почему князя Дмитрия прозвали Донским? (за победу на Куликовом поле)

5. Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?

( Пересвета, ОслЯбю)

6. В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)

7. Какая война с христианской точки зрения называется справедливой? (оборонительная, если ведется за алтари и очаги, за семью, Родину и за ее святыни)

8. Какие народы встали на защиту нашей Родины?

(русские, украинцы, белорусы, грузины, башкиры)

9. Почему воин-христианин не боится смерти? (верит, что его душа бессмертна)


Введение в тему урока



Слайд 1

Учитель. Сегодня у нас следующий урок по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики», а чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам потрудиться, поработав в группах: собрать рассыпавшие пословицы и определить их тему.







1 группа.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Терпенье и труд все перетрут. 
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Труд кормит, а лень портит. 

2 группа.  

Всякое уменье трудом дается.
Какие труды, такие – плоды!
Землю  красит солнце, а  человека - труд.

Дерево сильно корнями, а человек – трудами. 


Читают пословицы: 1 группа, 2 группа


Учитель. - На какую тему пословицы?  (О труде).



3. Изучение новой темы

Целеполагание



- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему. (Человек в труде)

- Ребята, а как мы называем людей, верующих в Иисуса Христа? (Христиане)

 Значит, какова тема урока? (ХристианИн в труде). Слайд 2

Откройте учебники на стр. 139, урок 29

- Запишите тему урока в тетради « ХристианИн в труде» (следить за осанкой уч-ся)



- А чтобы определить цели урока, послушайте легенду.



















Учитель.

 Давным-давно во Франции строился большой собор. Слайд 3. 

Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Слайд 4

 Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". Слайд 5. 

А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Слайд 6

- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?  (Люди по - разному относились к работе).

- Что мы должны сегодня узнать на  уроке, сформулируйте цель урока.

(Как люди должны относиться к труду).

- О чём ещё мы узнаем на уроке, вы узнаете, прочитав  рубрику «Вы узнаете»

Уч-ся читают в учебнике рубрику «Вы узнаете» (о первом грехе людей, какой труд напрасен). 

- Эти 3 основные цели будут планом нашей деятельности на уроке. Слайд 7. 

А девиз урока, я предлагаю назвать одной из собранных пословиц «Какие труды, такие и плоды».  Слайд 8

В конце урока как всегда самооценка - плоды нашей работы. Согласны?  (Да).



III.  Актуализация  знаний. 

Учитель. - Вспоминая библейские рассказы, скажите кто на земле существовал всегда? (Бог).

- Как вы думаете, ребята, а БОГ трудился? (Да, он создал мир, землю, людей).

- Теперь вспомните первых людей. Где они жили? (Их звали Адам и Ева. Они жили в  райском саду). Слайд 9.

- А они трудились? (Да, они ухаживали за садом).











Работа по учебнику

Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти. Слайд 9
Людям были даны четыре заповеди Слайд 10:
- умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»);
- возделывания и хранения сада;
- познания мира («нареки имена животным»);
- поста. 
( из учебника с.139)
Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост – это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучше. 
Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться – кроме плодов древа познания.
Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того – оно было святыней.
 Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии. Что такое магия Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Но мудрость никогда не дается без труда и опыта.


Слайд 11

 Самые первые грехи в истории человечества, по Библии – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. И это кончилось бедой. Люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.

Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа) и ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего». Слайд 12

Христиане трудятся не только ради себя и своей семьи. Есть труды на благо Отечества. Это любой труд человека, когда он трудится ради пользы другим людям, а не только ради денег. Например, геологи ищут полезные ископаемые для всех, врачи заботятся о здоровье сограждан, военные, летчики, моряки, машинисты поездов и многие другие работают на благо других и своей Родины.
Если человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога. ХристианИн считает, что его день проходит перед Божьим взором, и работает честно.

Любой труд почётен, если у него правильная цель.


Но, не всякий труд хорош.

Есть способы заработка, которые вредят другим людям и никто из христиан не станет ими заниматься.
Это продажа сигарет, водки. Низок труд тех, кто распространяет наркотики, кто открывает казино, организует бои без правил.


Бог дал людям 4 заповеди. А что включали в себя они, мы узнаем, проведя линии соответствия.

Работа в группах. Учащиеся на карточках соединяют название заповеди с её видом деятельности. Проверка по Слайду 10

IV. Создание проблемной ситуации.

- Какая из них заповедь труда? (Возделывание сада).

А что такое ПОСТ? Может ли эта заповедь относиться к труду? (Ответы уч-ся на уровне интуиции).

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Обратится к словарю, учебнику).

1. Работа с учебной литературой.

- И у нас на столах в каждой группе лежат печатные источники.

1 группа  ищет значение слова в учебнике на странице  92 или 139

2 группа  -  в словаре Ожегова,

Учащиеся работают с предложенной литературой над словом «пост».

Затем каждая группа выдаёт ответ. Слайд 13.

Из учебника в тетрадь записать определение

Запишите из учебника в тетради определение, что означает «ПОСТ» - это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее.

По ОЖЕГОВУ:

У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви.

• Не всё коту масленица, придёт и Великий пост (гласит пословица) о том, что на смену беззаботной жизни и удовольствиям придут неприятности, трудности.



Сейчас идёт Великий пост.

-Скажите, а в ваших семьях соблюдается пост? –

-Если да, то как? Расскажите.

-Какой Великий праздник завершает Великий пост? (Пасха)

Когда мы её отмечаем в этом году? (28 апреля)

Чем же отличается пост от остального времени?

Верующие в эти дни не кушают мясные продукты, молоко и яйца.

Кроме этого, мы должны воздерживаться от всякого зла.

Те, кто соблюдают пост, стараются быть добрее друг к другу.

В эти дни надо почаще бывать в храме и побольше молиться дома.

А еще мы стараемся в пост поменьше смотреть телевизор или вообще не смотреть.

Такое хорошее, спокойное и чистое время — Великий пост!


- Ребята, но более доходчиво и понятно для каждого из нас, является живое человеческое слово и его пример.



Читать высказывание святого Иоанна Златоуста на слайде 14

- Так, можно ПОСТ отнести к заповеди труда? (Конечно).

Кто большую часть своей жизни проводит в посту?  (Монахи.) Слайд 15

А кто всю свою жизнь проводили в посту?  (Святые). Слайд 16.

Работа со статьёй в учебнике.

- Какую заповедь нарушили люди? (Заповедь ПОСТА). 

- Каким путём должны были  пойти люди для познания мира по закону Божьему? (Путём труда).

- А каким пошли? (Путём лени).

- Какое качество проявил человек? (Не стал трудиться, а захотел сразу всё узнать).

- Какие первые грехи человека?  (Лень и гордыня).

- К чему привели эти грехи?

(Читают и отвечают:  люди перестали видеть Бога и стали смертными).









Размышление над своими внутренними качествами.

- Давайте подумаем, а у нас с вами какие первые грехи? (Высказывания детей: лень, непослушание).

- Так вот, ребята, за грехи Бог выгнал людей из рая. Но он не оставил людей. Он обещал послать на землю Спасителя (ХРИСТА). А ещё он  ввёл в жизнь необходимость повседневного труда «в поте лица своего», через который люди могут приблизиться к Богу. Слайд 17.

- Как вы это понимаете работать «в поте лица своего»?  Слайд 18.

- Сделайте вывод, каким должен быть труд христианина? 

( Бог приказал людям трудиться каждый день с большим усердием, напряжением, прилагая все силы, чтобы быть к нему ближе).





Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.





















Изучение целей труда.

- Ребята,  а все люди одинаково трудятся? (Нет).

- У всех людей разные цели.

Работа в парах.

Найдите в цепочке букв 2 слова, обозначающие эти цели.

(Очбсэрпользаквритлаобогащениехошгмчов). Слайд 19.

- Какая из этих целей приближает к Богу?  (Польза). 

- А если человек работает только для обогащения? (Отдаляется от Бога).



VI. Первичное осмысление и применение изученного.

Разноуровневая групповая работа по определению пользы труда.

- Давайте попробуем сами, поработав в группах, определить, когда труд полезен, а когда «напрасен»?

1 группа. Разделите виды трудовой деятельности на цели.

Раздаются карточки: 

распространение наркотиков, подделка лекарственных препаратов, изготовление табачной продукции,- обогащение

оказание медицинской помощи,  волонтёрство.- польза

2 группа. Составить список своей трудовой деятельности, приносящей пользу себе, одноклассникам, обществу.



1. Я помогаю своим родителям в уборке, готовке и в каких-либо домашних делах. Тружусь для того что бы помочь родителям, сделать им приятное.

2. Я участвовал(а) в субботнике в школе. Полезность этого в том что я это делаю на благо природы и помогаю своей школе.

Проверка групповой работы.

В каком случае труд приносит пользу? (Если работать без лени, честно

, т. е на совесть).

-Прочитайте раздел «Это интересно» с.140 и ответим на вопрос:

-Как должен быть вознагражден труд любого человека?

Ответ: Совершенно верно, труд должен быть оплачен.





Выборочное чтение.

Прочитайте в учебнике о том, как работали древние художники.

- Почему художники не позволяли себе лениться на высоте?

(Они работали на совесть).

- А работать честно тяжело?

- Поэтому христиане обращаются к молитве за помощью к Богу, а некоторые люди – к стихотворениям. Так вот Николай Заболоцкий написал прекрасное стихотворение, которое так и называется «Не позволяй душе лениться!» Я предлагаю вам его прослушать.

Чтение стихотворения Носовым Арсением

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!


Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.


А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!



- О каком труде идёт речь? 

(О работе над своими внутренними качествами).

А какой ещё бывает труд? (физический)

VII. Связь новых знаний с ранее изученными.

Работа с иллюстрациями. 

- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт? (Святые). 

- Узнайте на слайде Святого и расскажите, что вы знаете о нём? Слайд 20.

Групповая работа.

  • 1 группа рассказывает о Блаженной Ксении Петербургской.

  • 2 группа  - о Серафиме Саровском. 

Учитель.  – Ребята, можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? ( Да).

- А как вы думаете, можно ли им  подражать? Почему? (Можно. Их труд привёл к Богу, и с Божьей помощью  они стали  помогать людям).

- Ваши родители тоже много трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой, чем им приходится заниматься?

- Какую помощь вы можете им оказать?

- А кто расскажет о труде своих родителей? ( Букина Маша, Галкова Оксана)

(ответы детей)

РРебята! А ваш главный труд – хорошо учиться.

Учитель: кроме учебного труда вы вовлечены в трудовые дела класса, школы. Чем же вы ещё занимаетесь?

Ответы: Мы занимаемся творчеством на внеурочной деятельности, ухаживаем за комнатными цветами, поддерживаем порядок в классе, участвуем в субботниках, благоустройстве территории вокруг школы.

Опрос уч-ся:



Творческое  и практическое применение  знаний и умений. 

- А вы хотите сегодня  потрудиться на пользу класса, школы? Тогда за работу!

Звучит песня «Да, мне нравится всё вокруг».

  • 1 группа работает на пользу класса: сажает цветы.

  • 2 группа - на пользу школы: оформим рамку с  пословицами  о труде, которая будет висеть в фойе школы.

- Цветы будут радовать нас, и очищать воздух.

- Рамка с пословицами будет напоминать о том, как мы должны трудиться.

- Думали ли мы, о чём то, постореннем, когда трудились? (Нет).

- Мысли человека, сосредоточенного на труде, не рассеиваются и не блуждают.









Слайд 21.

 Вот, и Святитель Иоан Златоуст, то же говорил: ««Тот, кто занят, работаю, не скоро допускает что-либо излишнее и в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».



Вспомните и назовите художественные произведения о труде.
(Ш. Перро «Золушка», А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке», « С. Маршак Двенадцать месяцев», сказка «Морозко»).




IX. Подведение итогов.

Ну что, потрудились на славу? Тяжело было? Понравилось трудиться?

- Тогда пора подводить итоги!

- Что же нам даёт  труд? Слайд 22

  (Знания, опыт, радость, удовлетворение)

- И так, что же такое труд?

Читаем на с.141

Труд – это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»).

Труд – это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.

-Какие заповеди получили первые люди от Творца?

-Что такое пост?

-В чем грех первых людей?

-Почему человек должен трудиться?
- Каким бывает труд?
--Какой труд важнее?

- Всякий ли способ зарабатывания денег хорош для христиан?















X. Рефлексия. 

- Помните, ребята, в начале занятия я рассказывала вам легенду о строительстве храма. 

Слайд 23

- Сейчас  я вам предлагаю построить храм самим. Побудем в роли строителей и оценим свою работу на уроке.

  • Было интересно и всё получилось - голубой кирпич.

  • Было интересно, но испытывали  трудности - жёлтый кирпич.

  • Если вам было трудно и не интересно – берёте красный кирпич.

- Хороший получился храм? Это и есть плод нашей работы на уроке.

Домашнее задание: прочитать УРОК 29 и ответить на вопросы, обсудить с родителями тему нашего урока и написать мини-сочинение «Что значит для меня труд».

Оценки за урок___________________________

Спасибо за работу!

- И завершить наше занятие я хочу словами

Роберта Рождественского:

«Пока в пространстве кружится планета

На ней, залитой солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета

Не будет дня, чтоб не было труда»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тема урока:"Христианин в труде".

Автор: Корчагина Светлана Алексеевна

Дата: 25.05.2019

Номер свидетельства: 512178

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства