kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русские православные традиции в романе И.С. Шмелва «Лето Господне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Урок сможет способствовать формированию следующих  УУД:                                                                                          личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, осознание важности полученного знания для национальной самоидентификации и потребности сохранения  русских традиций;                 регулятивных: способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, осуществление  самопроверки по эталону, способность к самооценке и её корректирование; коммуникативных:  осуществление деятельности  в рамках сотрудничества,  способность  участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, умение воспроизводить прочитанный текст с разной степенью развёрнутости, стремление к выражению своих мыслей;           познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, овладение приёмами отбора  и систематизации материала  на определённую тему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русские православные традиции в романе И.С. Шмелва «Лето Господне»»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8» Г.О. Саранск














Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне»

Методическая разработка урока













Автор: Лукашина М.Г.

учитель Основ православной культуры








9 г.



Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: практикум

Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо, стратегии «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ), «Инсерт»; здоровьесберегающая

Методы и приемы: проблемный, исследовательский, интерактивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Цели:

образовательная: познакомить учащихся с творчеством И.С.Шмелёва (роман И.С. Шмелёва «Лето Господне», глава «Великий пост»);

развивающая: развивать общеучебные навыки работы с текстовой информацией, аналитические процессы, учиться обобщать изученные факты;

воспитательная: воспитывать духовную культуру обучающихся через знакомство с русскими христианскими традициями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторский медиапродукт - презентация к уроку, толковые словари, раздаточный текстовый материал, бланки для составления проекта «постное меню», картинки-смайлики трёх цветов для распределения по

Урок сможет способствовать формированию следующих УУД: личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, осознание важности полученного знания для национальной самоидентификации и потребности сохранения русских традиций; регулятивных: способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, осуществление самопроверки по эталону, способность к самооценке и её корректирование; коммуникативных:  осуществление деятельности в рамках сотрудничества, способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, умение воспроизводить прочитанный текст с разной степенью развёрнутости, стремление к выражению своих мыслей; познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.



Ход урока

Среди зарубежных русских писателей

Шмелёв – самый русский.

Ни на минуту в своём душевном горении

он не перестаёт думать о России.

К. Бальмонт

I. Организационный момент

- Добрый день.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Прочитайте эпиграф к уроку. Что мы узнаём об этом человеке из высказывания поэта К. Бальмонта? (Ответы детей) Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать о нём? (Ответы детей) Прожив в эмиграции 28 лет, он был и остаётся истинно русским писателем. Роман «Лето Господне» (1933—1948), даёт широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Такие произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Запишите тему урока и эпиграф.

II. Целеполагание

Сформулируйте проблемный вопрос, получение ответа на который будет целью нашей работы на уроке. (Какие русские традиции связаны со временем Великого поста? Что о русских православных традициях можно узнать из романа И.С. Шмелёва «Лето Господне»? Выяснить, какие обычаи Великого поста сохраняются в современном мире.)



III. Вызов (актуализация проблемы)

Отгуляла широкая масленица, наступил Великий пост.

Словарная работа

Какие значения имеет слово «пост»?

- стоять на посту. (Что это значит?)

- занимать высокий пост (строго регламентированная ответственная должность)

- пост (время отказа от скоромной пищи)

Что объединяет все толкования? (строгое соблюдение правил)



• Что вам известно, об этом периоде? Сейчас начнём работу с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал».

(Ученики уже знакомы со стратегией ЗХУ, знают правила заполнения таблицы. Чтобы работа шла быстрее, задаю вопросы.)

Заполните 1 столбец таблицы.

З (знаю)

Х (хочу узнать)

У (узнал)

1.



2.



3.








Источник информации




(Второй столбец заполнится во время ответов на вопросы, третий - на этапе рефлексии.)

Вопросы учителя: (на слайде)

  1. Какова продолжительность Великого поста?

  2. Какова цель Великого поста?

  3. Как называется первый день поста и каковы его традиции?

  4. Допускает ли Великий пост отмечание светских праздников?

  5. Каковы бытовые ограничения в этот период?

  6. Что такое ефимоны?

  7. Можно ли в Великий пост есть конфеты, сладости, рыбу?



IV. РЕАЛИЗАЦИЯ (осмысление)

Попытаемся углубить знания о русских христианских традициях, связанных с Великим постом, познакомившись с отрывками из романа Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне».

Класс делится на 3 группы по цвету смайликов. (Дети перемещаются по классу, меняют положение за столами вместо физкультминутки)

1-я группа «Лексикографы». Ваша задача в процессе чтения выделить незнакомые слова, определить с помощью толковых словарей их лексические значения, записать и представить результат своей работы.

2-я группа «Хранители традиций»

(Стратегия «ИНСЕРТ» обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение.)

Прочитайте текст, делая маркировку знаками, указанными в таблице.

«V» - уже знал

«+» - новое

«-« думал иначе

«?»- не понял, есть вопросы

Затем кратко занесите эти сведения в третий столбец таблицы, и у вас получится отчёт об изучении новой темы.

3-я группа « Составители постного меню» (парная работа).

Ваша задача представить проект постного меню на один день. Для этого используйте названия блюд и продукты из текста главы «Великий пост». Если захотите дополнить рацион своими блюдами, помните, что нельзя употреблять продукты животного происхождения: мясо, молоко,сливочное масло, сыр, яйца, кстати, майонез сделан на основе яичного желтка – нельзя.



V. Рефлексия (открытие нового знания, обмен мнениями)

«Лексикографы»

Говеть – (у верующих) поститься и ходить в церковь, готовясь к исповеди и причастию.

Скоромный - запрещенный церковными правилами к употреблению в постные дни (о мясной, молочной пище).

Кутья́, коли́во, кану́н - ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья.

К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко (сочиво), которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, иногда из миндаля.

Гречишник - печеное изделие, изготовленное из гречневой муки.

Ефимоны - мн. вечерняя церковная служба в великий пост; мефимон (с нами Бог). (Толковый словарь Даля)

«Хранители традиций» представляют результаты своего исследования, дописываются сведения в 3 столбец таблицы ЗХУ, дополняют ответы товарищей.

1) Какова продолжительность Великого поста?

40 дней

2) Какова цель Великого поста?

Очистить душу

3) Как называется первый день поста и каковы его традиции?

Чистый понедельник: в доме всё чистят, «выкуривают масленицу», до рассвета нужно сходить в баню, намаслить голову

4) Допускает ли Великий пост отмечание светских праздников?

грех смеяться и веселиться,

5) Каковы бытовые ограничения в этот период?

Нельзя гневаться, одеваются в «затрапезное», », в доме «по-бедному»: снимают красивые шторы, закрывают яркие картины, убирают красивую посуду;

6) Что такое ефимоны?

Стояние – покаяние со слезьми. Скорбение… Стой и шепчи: «Боже, очисти мя, грешного!»

7) Можно ли в Великий пост есть конфеты, сладости, рыбу?

«насушил себе чёрных сухариков с солью и весь пост будет с ними пить чай – «за сахар»,

«великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой»



Что ещё нового узнали из текста?

Ответим на один из вопросов, который вы сформулировали в начале занятия: - Какие христианские обычаи Великого поста сохраняются в современном мире? (мнения учеников)

«Составители постного меню» представляют проект меню одного дня. Возможны разные варианты.

- Ребята, как вы поняли, обязывает ли пост обычных людей голодать? Так ли страшно ограничение в пище?



VI. Оценочная рефлексия (ученики по цепочке высказывают своё мнение)

Ребята, мне хочется думать, что в ходе работы вы узнали новое, сделали для себя какие-то открытия. Поделитесь своим открытием.

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Меня удивило, что…

Мне понравилось на уроке …

Мне было интересно …

Свою работу на уроке я оцениваю на …, потому что …



VII. Домашнее задание: стр.96-97 (краткий конспект),

Стр.97-105 читать, ответы на вопросы.



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

И.С. Шмелёв. «Лето Господне» гл. «Великий пост» (в сокращ.)

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый понедельник, и всё у нас в доме чистят. Теперь уж «душа начнётся»,- Горкин вчера сказывал: «Душу готовить надо» Говеть, поститься, к Светлому дню готовиться. Вчера был Прощённый день. И Василь Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках: «Всех прощаю!» Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и поднимается кислый пар – священный. Я и теперь слышу его из дали лет. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. Необыкновенный, священный запах. Это пахнет Великий пост.

И Горкин совсем особенный – тоже священный будто. Он ещё до свету сходил в баню, попарился, надел всё чистое – Чистый сегодня понедельник!- только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, «так по закону надо». И грех смеяться, и голову надо намаслить, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, для молитвы. Я знаю, что он насушил себе чёрных сухариков с солью и весь пост будет с ними пить чай – «за сахар».

– А почему папаша сердитый… на Василь Василича так? – А за грехи… - со вздохом говорит Горкин. – Тяжело переламываться, теперь всё строго, пост. Ну и сердится. А ты держись, про душу думай. Такое время, всё равно что последние дни пришли… по закону-то! Читай «Господи Владыко живота моего». И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни… по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина - «Красавица на пиру»- закрыта простынёю. Преосвященный так посоветовал. Покачал головой и прошептал: «Греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится – такой шик! Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатками – и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий пост: раскатишься – и сломаешь ногу. В буфете остались самые расхожие тарелки, бурыми пятнышками – щербинками, - великопостные.

Я иду к ефимонам с Горкиным. Это первое моё стояние, и оттого мне немножко страшно. То были службы, а теперь стояния. - Стояние – покаяние со слезьми. Скор – бе – ние… Стой и шепчи: «Боже, очисти мя, грешного!»

В храме как-то особенно пустынно, тихо. Свечи с паникадил убрали, сняли с икон венки и ленты: к Пасхе всё будет новое. Убрали и сукно с приступов, и коврики с амвона. Канун и аналои одеты в чёрное. И риза на престоле – великопостная, чёрная с серебром. И на великом Распятии серебряная лента с чёрным. И начались ефимоны, стояние. Я слушаю страшные слова: «увы, окаянная моя душе», «конец приближается», «скверная моя, окаянная моя … душа-блудница … во тьме остави мя, окаянного!..» … Ефимоны кончаются. Выходит на амвон батюшка, долго стоит и слушает, как дьячок читает и читает. И вот начинает воздыхающим голосом: «Господи и Владыко живота моего…» Все падают трижды на колени и потом замирают, шепчут. Шепчу и я – ровно 12 раз: «Боже, очисти мя, грешного.» И опять падают.

Я даю себе слово не скоромиться весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут варить компот и делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, маковый хлеб красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки … Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… , а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а … великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! …а мочёные яблоки по воскресеньям…, а гречишники с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с тёплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! Поедем на Постный рынок, где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был. Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают: «Пост, не смей! Сломаешь ногу».





















Приложение 2.

Дал Бог ротик, даст и кусочек.

Постное меню

Завтрак: Каков у хлеба, таков и у дела.





Обед: Ужин не нужен, был бы обед.









Ужин: Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Русские православные традиции в романе И.С. Шмелва «Лето Господне»

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 29.09.2019

Номер свидетельства: 521341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства