kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур). Тема: Культура и мифология Японии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Разработка урока  по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»), на тему "Культура и мифология Японии", составлена по программе  разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д.в соответствии с ФГОС, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. составлена  на основе программы, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур). Тема: Культура и мифология Японии.»

ТЕМА: МИФОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ.

Цели: Метапредметные:



Основные понятия : Географические и природные особенности Японии.

Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре.

Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.

Японский календарь.



Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.



Цели: Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свою мысль в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа, практическая работа.

Формы организации учебной деятельности:

Групповая, Индивидуальная, Фронтальная.


Используемые технологии: информационные; здоровьесберегающие; игровые.

Используемые методы:

- словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний;

- метод демонстрации;

- перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов);

- метод практической работы;

Основные понятия:

1. Культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия.

2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.

3. Многообразие культуры и традиций Японии.


Зрительный ряд: слайды о Японии, работы учащихся по данной теме, презентация, фотографии; наглядность;

Оборудование: мультимедийный проектор; экран;

Для обучающихся: правила работы в группе.

Музыкальный ряд: Японская мелодия.

После урока учащиеся смогут:

– применять знания, полученные на уроке на других предметах (окружающий мир, литература, история, ИЗО, музыка).

– быть толерантными.





Основные этапы урока

1. ОРГМОМЕНТ (1-2 МИН.)

(Звучит японская музыка. Входит учитель, приветствует детей «по-японски» и предлагает им занять свои места.)

Учитель: -КОННИТИ ВА!

-Konnichwa- так звучит «по-японски» Добрый день! Здравствуйте!

-Ребята, давайте, вместе поприветствуем друг друга.

-Давайте поприветствуем «по-японски» наших гостей.

-Садитесь. Начинаем наш урок.



2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.


-Ребята, наша музыка, иллюстрации, ваш внешний вид говорит нам о какой-то стране? Вы, догадались, что это за страна?

Ученик: Япония.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. 1мин.

-Как вы думаете, что сегодня, на уроке ОМРК мы узнаем об этой стране? Сегодня, на уроке ОМРК мы познакомимся с религией и культурой Японии.

-Тема нашего урока сегодня: Мифология и культура Японии.

Слайд. Запишите число и тему в тетрадь.


3. ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

-Сегодня вы будете работать в группах. Первая группа называется Тигры, а вторая Драконы.

-Вспомним о правилах работы в группе. (Слайд).

  • Работайте дружно.

  • Говорите спокойно и ясно.

  • Уважайте мнение других.

  • Распределяйте обязанности между собой.

  • Договаривайтесь, помогайте друг другу.

  • Работать должен каждый на общий результат.


-Но прежде, вы должны выполнить задание, ответить на вопросы. (Работа в группах, 3 мин., найти соответствия по карточкам)



1.НАЗОВИТЕ МИРОВЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ.

2.НАЗОВИТЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ.

3. НАЗОВИТЕ СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ КАЖДОЙ КУЛЬТУРЫ.


4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

-Секретарь приносит. К нам пришло письмо из Японии, от девочки Акико. Конверт подписан.

Привет , ребята! Меня зовут Акико. Я хочу рассказать вам о моей стране.

-Очень интересно, что же написано в наших письмах. Прочитайте и расскажите мне.



Самостоятельная работа учащихся Чтение карточек. Слайды о Японии (2-3 мин.),

комментарии учителя и обобщение данного этапа урока

Текст карточек

1группа

  1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца.

  2. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».

  3. Флаг Японии - круг красного цвета в центре белого флага, символизирует восходящее солнце.

  4. Герб Японии - желтая хризантема состоящая из 16 лепестков, которая также символизирует солнце.

  5. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица Японии - город Токио, в нем больше 13 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.

  6. Основой японской кухни является рис и рыба. Важное место в жизни японцев занимает чайная церемония.

2группа

  1. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате).

  2. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби.

  3. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки».

  4. Жить в гармонии с природой для японца – это закон жизни. С древних времен, все, что окружало японца, становилось предметом любования – алые листья клена, журчащий ручеек, цветение садов.

  5. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитают там весенний праздник цветения сакуры (вишни).

  6. Есть в Японии также осенний праздник любования кленами (по-японски - момидзи). В Японии даже в школьную программу включены уроки любования природой.



ОБОБЩЕНИЕ

-Для нас Япония страна далекая, загадочная и необычная. Можно сказать экзотическая. А что значит слово экзотика вы знаете?

Слово экзотика найдите в словаре учебника. Прочитайте. Дома запишите его значение в тетрадь.


5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «музыкальная.. » (2мин.)

-Я рада, что вы справились с заданием. А теперь ребята, я предлагаю немного отдохнуть.


6. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

-Жизнь на островах, а также частые землетрясения и тайфуны сформировали у японцев особое отношение к природе - умение видеть ее малейшие изменения и восхищаться ее сиюминутной красотой. С этим связаны и верования японцев.

-Поклонение силам природы составило основу древней японской религии –СИНТОИЗМА.

-В представлении синтоистов землю, небо, деревья, горы, камни, реки населяют боги, а их души обитают в храмах. Японцы приходят в храмы поклониться своим богам.

-Важное значение в синтоизме имеет культ почитания предков.

Запись нового слова.

Синтоизм (от яп. синто —« путь богов») национальная религия Японии. Она основана на поклонении многочисленным божествам и духам умерших.

Учитель прикрепляет на стенд карточку с названием национальной религии. Запись в тетради и значения слова синтоизм.

-Другой религией в Японии является буддизм.

7. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (4 МИН.) стр.43-44

Самостоятельное чтение учащихся.


-Откройте учебники на стр. 44. Древняя буддийская легенда о 12 знаках восточного календаря.

-Прочитайте и перескажите содержание этих страниц.

-Не забываем о правилах работы в группе!

Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.

Фронтальный опрос учащихся.

О чем нам рассказывает легенда?



8. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ И ПРИТЧИ.

1 группа. Японская сказка «Врун»


В городе Осака жил врун. Он всегда врал, и все это знали. Поэтому ему никто не верил.

Один раз он пошёл гулять в горы. Когда он вернулся, он сказал соседке:

Какую змею я сейчас видел! Громадную, толщиной с бочку, а длиной с эту улицу.

Соседка только плечами пожала:

— Сам знаешь, что змей длиной с эту улицу не бывает.

Нет, змея в самом деле была очень длинная. Ну, не с улицу, так с переулок.

— Где же это виданы змеи длиной с переулок?

Ну, не с переулок, так с эту сосну.

— С эту сосну? Не может быть!

Ну, постой, на этот раз я тебе скажу правду. Змея была такая, как мостик через нашу речку.

— И этого не может быть.

Ну ладно, сейчас я тебе скажу самую настоящую правду. Змея была длиной с бочку.

— Ах, вот как! Змея была толщиной с бочку и длиной с бочку? Так, верно, это и была не змея, а бочка.

- Хорошо ли врать? Чему нас учит эта забавная сказка о маленьком врунишке. Рано или поздно ложь раскроется, и врун будет обличен.


2 группа. Притча о самурае! Как победить грубость и ненависть.


В Японии, в поселке недалеко от столицы жил старый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.


Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.


Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:

- Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?


Старый самурай ответил:

- Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?

- Своему прежнему хозяину, – ответил один из учеников.


- Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

- Ребята, чему нас может научить эта мудрая притча? ( Терпению и смирению, быть воспитанным и умнее других).

9. СТИХОТВОРЕНИЕ ЮРИЯ АНТА. О Японии

В Японии гармония,

В Японии сады,

В порядке церемонии,

Растут её плоды.


В том месте нетревоженном,

В тиши растет бамбук,

Ведь так лишь ей положено,

Мудреть душой без рук.

И латы самурайские,

В её покоях спят,

Для них ворота райские,

Для них целебный яд.


И камни очень круглые,

В садах ее лежат,

И белые и смуглые,

Природу сторожат.


В Японии гармония,

Старается кружить,

Души её ирония,

Людей всех учит жить.



10. ИНФОРМАЦИЯ О ЯПОНСКОМ БОЖЕСТВЕ, КУКЛЕ-ДАРУМЕ.

Ученица: -В японской традиции божества часто изображают в виде кукол. Например, пузатая кукла с насупленными бровями и пустыми глазницами называется дарума. Японцы верят, что она приносит удачу и счастье, помогает стать уверенным в себе и стойко переносить все трудности.

Поэтому, накануне нового года каждый старается приобрести такую куклу, загадывает желание и раскрашивает кукле один глаз. Если желание исполняется, в знак благодарности кукле раскрашивают и второй глаз.

(Раздать карточки с изображением куклы-дарумы).

-Предлагаю вам ребята и нашим гостям, согласно японским традициям, загадать желание и раскрасить нашей кукле-даруме один глаз. А если желание исполнится, то раскрасите ей и второй глаз.


11. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. (4 МИН.).



-Молодцы! Отлично поработали на уроке! Группа тигров и драконов. Кто сегодня был сильнее, спросим наше жюри?

Рисуем настроение. Цветик - многоцветик.


- Сегодня на уроке Я:

  • узнал …

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мне захотелось…





12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Д.З)Стр. 40-45 читать, (с помощью родителей) найти информацию о японских куклах, подготовить краткое сообщение и иллюстрации к своему выступлению.




-Попрощаемся на японском языке. САЕ НАРА! До свидания!

Прощание с учителем, С ГОСТЯМИ.





Использованы материалы

http://festival.1september.ru/articles/595584/

Разработка урока ИЗО «Образ художественной культуры Японии» Очковой С.А..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нурулвараева Сапият Таймасхановна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Разработка урока по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур). Тема: Культура и мифология Японии."
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotkaurokapoorksemodulosnovymirovykhrielighioznykhkulturtiemakulturaimifologhiiaiaponii1"
    ["file_id"] => string(6) "333501"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465398167"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства