МКОУ «Ольховецкая ООШ»
конспект урока по теме:
«Основы иудейской культуры.
Еврейский календарь.
Подготовила: учитель начальных классов
Луканина Алевтина Сергеевна
д. Ольховец
2012 год
Цели урока: 1. Разъяснить, как построен еврейский календарь.
2. Познакомить детей с особенностями еврейского
календаря.
3. Познакомить учащихся с названиями еврейских
месяцев и дней недели.
4. Прививать интерес к изучаемому, расширять
кругозор детей.
Оборудование: календари обычные и еврейские, музыкальный
центр, диск с песнями, цветной мел, бумага,
фломастеры, иллюстрация с изображением
сотворения мира.
Ход урока.
1. Вступительная беседа учителя.
На доске изображены следующие предметы: различные виды часов, календарь, Солнце, Луна.
-Что общего в этих вещах?
-Как ими пользуются при измерении времени?
Дети говорят о том, как наручные и настенные часы измеряют время в минутах и часах, а календари – в днях, неделях и месяцах, объясняют связь движения Солнца и Луны со сменой дня и ночи, а также времён года.
-Какие ваши самые любимые дни года?
Уч-ся составляют список особых дней, куда входят дни рождения, праздники, семейные даты, дни отдыха, группируют их по категориям: личные и семейные даты, национальные праздники, религиозные праздники и т. д.
-С помощью чего мы следим за наступлением этих дней?
-Что такое календарь?
-Ребята, слышали ли вы когда-нибудь о Хануке, Песахе или других еврейских праздниках?
-Попробуйте найти эти праздники в обычном календаре.
-Где эти праздники отмечены?
2. Сообщение целей урока.
-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое еврейский календарь, зачем он нужен, для какой цели создан.
3. Объяснение нового материала.
-История еврейского народа – это история их развития как нации в разных странах в течение многих веков. Она содержит в себе даты и места военных и мирных событий, имена героев и великие идеи. Но есть у евреев также Святая История, изложенная в Торе, которая описывает, как они стали еврейским народом.
Идея Святой Истории может оказаться трудной для понимания. В конце концов, история есть история: это изложение событий так, как они происходили. Что делает Тору Святой Историей? Под термином Святая История мы понимаем пересказ событий, которые имеют религиозное значение для народа и характеризуются развитием взаимоотношений между Богом и еврейским народом. Эта идея Завета между Богом и Израилем является центральной в том, что евреи называют Святой Историей.
Важнейшее и поворотное событие Святой Истории произошло тогда, когда Бог вывел евреев из Египта и сделал свободными людьми. Эта история изложена в книге Шмот, являющейся второй книгой Торы.
Одним из первых важных дел, сразу же после освобождения из рабства, было создание календаря. В чём его значение?
Пока евреи были рабами, у них не было возможности контролировать время. Они не могли решать, когда просыпаться и когда ложиться спать, когда работать и когда отдыхать. Всё решалось за них. В сущности, иметь календарь было не так уж важно, поскольку народ не был самостоятельным. Но в книге Шмот мы читаем, что Моше и Аарону было сказано: « Месяц сей для вас начало месяцев. Первый он у вас из месяцев года». С этого момента наличие календаря становится важным для еврейского народа; появилась возможность записывать важные события еврейской истории, фиксировать их историческую последовательность, начиная с Песаха – первой записи в календаре свободы евреев.
4. Словарная работа.
-Запишите в словари значения данных слов:
Луах – календарь.
Шабат – начинается в пятницу вечером с заходом солнца и заканчивается через час после захода солнца в субботу вечером.
Рош ходеш – начало нового еврейского месяца. Это слово на иврите буквально означают «глава месяца».
-Начиная с этого времени, евреи сохраняли календарь, который отличается от календарей других народов. Еврейский календарь – лунно-солнечный. Каждый из его 12 месяцев имеет 29 или 30 дней. Вначале месяцы были просто пронумерованы. С течением времени месяцам были даны названия: тишрей, хешван, кислев, тевет, шват, адар, нисан, ияр, сиван, тамуз, ав, элул. Тишрей примерно совпадает по времени с сентябрём-октябрём, хешван – с октябрём-ноябрём, кислев – с ноябрём-декабрём и т. д. до элула, который возвращает нас к августу-сентябрю.
5. Разучивание ивритской песни о месяцах еврейского календаря.
6. Знакомство с особенностями еврейского календаря.
-Сравните страницу обычного календаря со страницей еврейского календаря. Что необычного в еврейском календаре? (Названия месяцев, исчисление лет.)
-кроме названий месяцев и еврейского летоисчисления, существуют ещё несколько особенностей еврейского календаря, с которыми вы, возможно, не знакомы. В календаре вы увидите время зажигания субботних свечей (в квадрате, соответствующем пятнице). В квадрате субботы вы найдёте название части Торы – парашат а-шавуа, которую читают в синагоге в эту неделю. Обозначено также время, когда в субботу вечером заканчивается Шабат, - время церемонии гавдала. Отмечены в календаре и еврейские праздники, такие, как Рош ходеш – начало нового месяца. Обратите внимание на то, что праздники всегда выпадают на одни и те же даты календаря. Например, Рош а-шана выпадает на первое и второе число тишрея, но они могут соответствовать разным датам светского календаря в разные годы.
7. Игра на запоминание дней недели.
Учитель нарисованную картину сотворения мира разрезает на 7 частей и подписывает каждую часть. Дети запоминают еврейские названия дней недели. Затем картинки перемешиваются, и учитель просит детей разложить их по порядку. (Можно каждой паре детей дать «день» и попросить под музыку «построить» неделю.)
-Дни недели названы по номерам (кроме субботы):
воскресенье йом ришон первый день
понедельник йом шени второй день
вторник йом шлиши третий день
среда йом рвии четвёртый день
четверг йом хамиши пятый день
пятница йом шиши шестой день
суббота Шабат седьмой день
-Эти названия – порядковые номера дней, показывающие положение дня недели по отношению к Шабату. Таким образом, евреи считают дни, начиная с воскресенья – первого дня после Шабата, затем идут день второй, день третий и т. д. Как уже было сказано, вначале месяцы также имели номера. Каждый месяц в Торе имеет номер, начиная с первого месяца, который сейчас называют нисан.
Когда еврейский народ находился в изгнании в Вавилоне, месяцы получили названия, которые евреи используют и сегодня.
8. Закрепление пройденного материала.
Учитель готовит карточки на русском и иврите, используя слова: неделя, день, месяц, семь, год, 12 и т. д. Раздаёт детям по одной карточке: одним на русском языке, другим – на иврите и просит их объединиться в пары по значению слов.
9. Подведение итогов урока.
-Все эти различия в календарях показывают, что еврейский календарь отражает время по-особому, с точки зрения еврейской истории.
Этим календарём пользуются евреи во всём мире. Где бы ни жили евреи, определённые вещи для них являются общими. Они празднуют одни и те же праздники. Дни недели, месяцы и годы для них имеют определённый ритм. Евреи – единый народ, хотя и говорят на разных языках.
Они живут по одному календарю, и на следующем уроке мы узнаем о праздниках, которые евреи всего мира празднуют вместе.
10. Домашнее задание.
-Повторите песню о месяцах еврейского календаря, которую вы выучили на уроке.