kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«монастырь-центр христианской православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы урока для обучающихся.

Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей  русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства. Роль монастыря и монашеских подвигов значимы в жизни общества и государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««монастырь-центр христианской православной культуры»»










КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА

ПРЕДМЕТНЫЙ МОДУЛЬ «Основы Православной культуры»


тЕМА УРОКА: «Монастырь-центр христианской православной культуры»















СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект занятия

4-12

III.

Список литературы

13


























Актуальность темы урока для обучающихся.

Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства. Роль монастыря и монашеских подвигов значимы в жизни общества и государства.

На данном уроке учащиеся знакомятся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями, познакомятся с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, монашеским облачением, с ролью монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России.

Знания, приобретенные на данном уроке, учащиеся могут применить при изучении других предметов. Заинтересовавшиеся учащиеся могут глубже изучить данную тему и участвовать в конкурсах, олимпиадах по православию.



















Конспект занятия


  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Название предметного модуля

Название раздела

Основы духовно-нравственной культуры народов России

О чем рассказывает православная культура


1.2

Автор УМК

Л.Л.Шевченко. «Православная культура» 5 класс


  1. Методическая информация


1.

Тема урока


Монастырь-центр христианской православной культуры


2.

Содержание темы урока


 Монастырь – маяк христианской веры. Христианские добродетели: вера, надежда и любовь к Богу и ближним. Талант-дар Бога, монашеский путь-путь следования всем заповедям Христа, монах, целомудрие, нестяжание, послушание, обет, красота духовная


3.

Методы и приемы реализации содержания урока


Беседа, работа в парах, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Технологии:

Проблемное обучение

Коллективно-группового взаимодействия

ИКТ

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Технология обучения навыкам смыслового чтения


4.

Возраст обучающихся:

5 класс


5.

Целевые ориентиры:



5.1

Целевой ориентир на личностный результат:

- формировать личностное самоопределение (определение себя как человека верующего);

- смыслообразование (значение монастыря и веры в жизни человека),

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому, вере, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


5.2

Целевой ориентир на метапредметный результат:

- формировать умение формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей (Р)

- формировать умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (К)

- формировать умение планирования последовательных этапов решения задач (Р);

- формировать навыки оценки и самооценки собственной деятельности (Р);

- развивать навыки смыслового чтения;

- развивать логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям


5.3

Целевой ориентир на предметный результат:

Раскрыть сущность понятий: Монастырь – маяк христианской веры. Христианские добродетели: вера, надежда и любовь к Богу и ближним, талант-дар Бога, монашеский путь-путь следования всем заповедям Христа, монах, целомудрие, нестяжание, послушание, обет, красота духовная


6.

Планируемые результаты:



6.1

Личностный результат

- уметь определять себя как человека верующего;

- понимать значение монастыря и веры в жизни человека,

- осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому, вере, быть готовым и способным вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


6.2

Метапредметный результат

Р. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

К. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

П. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


6.3

Предметный результат

Знать и понимать сущность понятий: «монастырь», «послушание», «целомудрие», «умеренность», «устав», «обет»


7.

Материально-техническое оснащение

Учебник Л.Л.Шевченко. «Православная культура» 5 класс

Презентация, раздаточный материал


Конспект занятия (образовательной деятельности)


I.

Вводная часть

Вхождение в тему урока и создание условий для организации урока.

5 минут

1.1


Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний, чтобы узнать еще что-то очень важное о нашей православной культуре. Наша вера, которая и является основой культуры, называется (Православное христианство).

- Почему она так называется? (Христианство - в центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий; православное - мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его).

- Где можно молиться Богу? ( В любом месте, в церкви, в Храме).

- Скажите, кроме церкви и храма есть еще другие места, где люди и живут и молятся? (монастырь)


1.2

Мотивация деятельности обучающихся

- Почему монастыри называют маяками христианской культуры? (Подобно маякам, освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время, монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни.) слайд


1.3

Целеполагание

Давайте узнаем:

-Что такое монастырь?

- Что такое монашеский путь?

- По каким нормам и правилам живут в монастыре?

-Почему монастыри считают центром христианской православной культуры?

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на эти вопросы


II.

Основная часть:


37 минут

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

-О каких монастырях вы слышали?

-Видели ли вы картины с изображением монастырей?

- Был ли кто из вас в монастыре?


2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

- Христианская православная культура – культура религиозная. Она развивалась как культура монастырская.

- Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?

Монастырь называют маяками христианской веры. Подобно маякам освещающим путь всем путешествующим по водам в темное время монастыри были ориентирами для христиан в выборе ими верного пути в жизни. Они показывали как может устроить христианин счастливую, радостную жизнь. Но необычной – житейской была та радость, христианской радостью о Господе.

-Что вы понимаете под определением «христианская радость»?

Работа с учебником с.63-64

(Душевный мир, смирение, чистота сердца, духовная радость и любовь к Богу и ближнему)

-Христианская православная культура отражает смысл жизни христианина: он стремится спасти свою бессмертную душу для жизни с Богом. Для этого христиане старались исполнять заповеди Божии, учились преодолевать страсти, приобретать добродетели.

-Что является самыми главными христианскими добродетелями? (вера, надежда, любовь к Богу и ближним)

-Что означало для христианина служение Богу? (любить Бога и ближнего по заповедям Христа. Быть милосердным к людям, приветливым, чутким, сострадательным )

- Это был общий для всех христиан путь к небесной радости. В Священной истории об этом рассказано в притче о талантах.

Работа с учебником. Читаем притчу с. 65

- Как вы понимаете слова «талант», «зарыть талант в землю»

- Кто и почему назван в «Притче о талантах» верным, а кто лукавым рабом?

-Как христиане старались поступать с полученными дарами?

-На что они надеялись, чему радовались?

Кроме общего для всех христиан пути добродетельной жизни, существовал путь совершенного следования всем заповедям Христа - монашеский путь. (клип)

-О каком пути, о какой дороге говорит автор? (о монашеском)

- К чему при призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

(Слайд монастыри )

- С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, (слайд 2, 3) пустынях, вдали от мира и его соблазнов.(слайд 4, 5) Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков. Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). (слайд 6)

Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, (слайд 7) жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре. (слайд 8)

-Келия прп.Феодосия (слайд 9)

-Давайте посмотрим на облачение монахов. (Слайд 10, 11, 12)

- Что означает слово монах?, какие обеты дает монах?, по каким правилам живут монахи (работа с учебником с 66)

Работа с таблицей

-Итак, мы выяснили, кто такие монахи, по каким правилам они живут, чем занимаются. (Слайд 13,14)

При монастырях создавались школы, (слайд 15) в которых детей учили не только грамоте, но и правилам благочестивой жизни, определенными заповедями Божиими.

При монастырях создавались крупнейшие библиотеки, (слайд 16) монахи переписывали священные книги.

При монастырях были созданы первые книгоиздательства. слайд

Также в них работали иконописные мастерские.

(Слайд Нестер, Рублев)

Своим внешним видом монастыри вызывают удивление: (слайды 22-29) они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, сияющими золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура не случайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества – Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю).

Православные монастыри воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле.

Монастыри возводились в красивых местах. Христиане, любя Бога более всего, столь же чутко относились ко всем творениям Божиим, умели видеть красоту окружающей природы и благодарить Творца.

Христиане полагали, что место для возведения монастыря должно было быть избрано Богом. Поэтому прежде основания монастыря, они молились, искали Божииго благословения.

Название монастыря часто было связано с именами святых, которые прославились в нем своими духовными подвигами.

На Руси монастыри называли «сторожами». Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надежные крепости-защитники города. Сила духа монахов проявлялась также в воинской доблести. Так, например, в начале 17 века Троице-Сергиева Лавра, расположенная на землях Московского края выдержала многомесячную осаду литовско-польских войск Лжедмитрия II. А на земли северных Соловецких островов, на которых расположена духовная твердыня России – Соловецкий монастырь, никогда не ступал враг.


- А теперь скажите, почему что монастыри являются центрами христианской культуры



- А есть ли монастыри в нашем крае? (да)

-Какие вам известны? (слайд 30 монастыри Оренбургской области)



2.3

Применение и закрепление обучающимися нового знания


Работа в парах по карточкам.

- А сейчас мои помощники раздадут карточки, на которых вы должны дать ответы, заполнить таблицу.

Взаимопроверка


III.

Заключительная часть


3 минуты

3.1

Рефлексия деятельности обучающихся


-Что такое монастырь?

- Что такое монашеский путь?

- По каким нормам и правилам живут в монастыре?

-Почему монастыри считают центром христианской православной культуры?


IV.

Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся


4.1

Указываются мероприятия внеурочной деятельности обучающихся (экскурсия, выставка и т.д.),

Предполагается экскурсия в Николаевский мужской монастырь. Новосергиевский район


4.2




4.3




4.4




6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература:

Шевченко Л.Л. « Православная культура». Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2012г. С.63

Шевченко Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации». – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 112 с.

Закон Божий для детей. Сост.Д.Соколов.- М.: Русский Хронографъ, 2008



Интернет-ресурсы:

1.Основы религиозных культур и светской этики. Сайт издательства «Просвещение»;

2.Основы религиозных культур и светской этики. Официальный сайт ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Сайт Министерства образования и науки РФ по сопровождению учителей ОРКСЭ.

3.http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/8

4.http://volgedu.ru/asp/Announce/ViewAnnouncements.asp)

5.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступ а: http://school-collection.edu.ru

6. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа : www.lyceum8.pp.r

7 Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru























2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«монастырь-центр христианской православной культуры»

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 13.06.2018

Номер свидетельства: 473250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства