методическая разработка факультативного занятия по теме "Совесть"
Методическая разработка факультативного занятия по теме "Совесть"
Факультаттивное занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида. В рамках факультативного курса Основы мировых религиозных культур и светской этики по теме "Совесть". На занятии пприменялись следующие технологии: ИКТ, здоровьеберегающие, игровые.
Цель :помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»
Задачи:
1.Формировать у учащихся понятие о слове «Совесть» и «Стыд»
2.Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
3. Воспитывать нравственные качества. Воспитывать умение работать в команде.
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Слайд №3
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика?
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик?
– Как можно оценить убийство бабочки?
– А сохранение ее жизни?
2.Актуализация опорных знаний по теме.
Учитель. Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?
Я считаю, об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.
Тренинг «Как не попасть в сети зла?
Слайд №4
Учитель. Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?
Слайд № 5.
Дети поочерёдно называют положительные качества и записывают их на интерактивной доске.
3.Формулирование темы урока, постановка цели:
- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
Использование метода «Кластер». Слайд №6
Учитель. Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чём мы будем говорить на занятие
Кроссворд.
Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть». Слайд №7
Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели? Слайд №8
Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида. Слайд №9
Недоброе чувство, мысль или дело. Слайд №10
Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок. Слайд №11
Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек. Слайд №12
Состояние полной, высшей радости. Слайд №13
Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда. Слайд №14
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
Учитель. Однажды перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас. Слайд №15
– Какое впечатление произвела на вас Нина? (звучит рассказ Гайдара «Совесть») Проведём исследование.
Заполнение кластера. Слайд №16
– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
Заполнение кластера. Слайд №17
Учитель. Оцените поступок Нины.Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
4. В чес сходство и различие «Совесть» и «Стыд»
Заполнение таблицы (Слайд №19)
5. Упражнения совести.
А) «Минута раскаяния»
Учитель. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают.
Учитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Учитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.
Б) «Минута прощения».
Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения.
Все знают такой праздник, как Масленица.
Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Советую вам провести такое упражнение дома.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
6.Работа в группах
Учитель. А сейчас я предлагаю поработать в группах. Разобьемся на две группы ( у кого на стульях красный кружочек - 1 группа, синий – 2 группа)
Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой»
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Карлсон;
-Винни-Пух;
-Красная Шапочка;
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
-Золушка?
Задание второе. «Собиралки»
Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц).
Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. Итальянская пословица.
В ком стыд, в том и совесть. Русская пословица.
Оценить работу детей
7. Итог занятия
– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?
Дети высказывают свои мысли
Рефлексия. Оценка.
Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.
У вас на парте ручки и листочек от дерева. напишите, какими качествами ты хотел бы обладать. На доске нарисовано дерево. Дети с помощью стикеров приклеивают листочки.
Слайд№20
Учитель. Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.
Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .
Не забывайте использовать слова….
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Активно работали на уроке….
Интересны были высказывания…
Учитель. Расставаясь, я хочу пожелать:
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Слайд №21Всё в Ваших руках.
Телегин М. В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. — М.: МГППУ, 2004.
http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15
http://grandcorsar.blog.ru/145292099.html
Совесть как предмет психологического исследования. С.А. Барсукова (Пенза) Психология человека в современном мире Том 6 .Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Издательство «Институт психологии РАН» .Москва – 2009
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2012
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2012
Пособие для учителя. М.: Просвещение-2011 (Стандарты второго поколения)