kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по модулю"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка   соответствует  ФГОС И может  быть применена  на  уроках  ОРКСЭ  по  модулю  "Основы православной культуры"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по модулю"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ "»





ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (УРОК 11)









Конспект урока на тему

«Заповеди. Заповедь 5

«Почитай отца своего и мать свою»





Автор-составитель:



Горохина И.И.

МБОУ №25, п. Новоульяновский

Георгиевского района


к









2017 г.









Тема урока: Заповеди. Заповедь 5 «Почитай отца своего и мать свою»

Цель:

Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей.

Задачи:

  • образовательная: сформировать понятие, что значить чтить родителей в контексте с пятой Заповедью;

  • развивающая: развивать наблюдательность, умения обобщать, сравнивать, делать выводы; обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;

  • воспитательная: воспитывать любовь и уважение к родителям, чувство ответственности за свои поступки, чувство благодарности и долга перед родителями.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; песня «Родительский дом»; выставка детских рисунков; карточки для работы в группах и парами; рисунок дерева и яблок для рефлексии.

Основные термины и понятия: прародители, семья, послушание, почтительность, счастье, любовь.

Ход урока:

  1. Организационный момент (психологический настрой)

Учитель:

 Я рада видеть вас,  друзья!
 И пусть в окно прохлада  дышит,
 Нам здесь уютно: весь наш класс
 Друг друга  любит, чувствует и слышит.

Я надеюсь, что на протяжении урока мы будем испытывать радость общения, душевное тепло, взаимопонимание.

  1. Объявление темы урока. (слайд 1,2)

- Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть важную грань христианской радости – радости послушания воле Божьей, воле родителей. (На экране проецируется тема урока: «Заповедь: Чти отца твоего и мать твою».) Мы познакомимся с такими понятиями, как (слова-понятия на слайде) уважай, береги, слушайся, заботься, помогай, прощай, проси, люби, помни.

(Зачитывается эпиграф урока)

Эпиграф урока: (слайд 3)

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой».

3. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

Учитель:

- Как в дружбе, в семье или даже в обществе сделать так, чтобы жизнь была полна радости, понимания, любви?

Ученик:

- Нужно понимать друг друга, помогать, уступать, не обманывать…

Учитель:

- Что бы вы посоветовали соблюдать людям в разных жизненных ситуациях? Назовите одним словом.

Ученик:

- Соблюдать правила.

2. Индивидуальная работа.

Учитель:

- Правил в нашей жизни много. Прочитайте некоторые виды правил, которые выбирают для себя и соблюдают люди.

На доске:

Правила дорожного движения, правила правильного питания, правила поведения в обществе, правила жизни человека, правила по русскому языку и т.д.

Учитель:

- У вас есть возможность выбрать одно единственное из этих понятий, на ваш взгляд самое важное. Напишите его на листочке и прикрепите к доске. Обоснуйте свой выбор.

- Какие самые главные правила вы выбрали?

Ученик:

- Это правила жизни человека. И эти правила имеют свои названия: Заповеди. (на доске)

Учитель:

- Где записаны эти заповеди?

Ученик:

- Эти заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

Первые четыре заповеди - это отношение человека к Богу.

Следующие шесть заповедей - это правила отношений между людьми.

Повторение заповедей 5-10 (слайд 4)

  • Почитай отца твоего и матерь твою

  • Не убивай.

  • Не кради.

  • Не прелюбодействуй.

  • Не лги.

  • Не завидуй.

Учитель:

- Для чего они были даны людям?

Ученик:

- Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.

Учитель:

- А что значит быть «счастливым человеком»?

Ученик:

- Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.

3. Работа с выставкой рисунков.

- Дома вы подготовили рисунки на тему: «Счастливый человек». Что вы на них изобразили? (Представление рисунков детьми)

4. Обобщение.

Учитель:

- Какого человека можно назвать счастливым? (выслушиваются ответы детей)

А теперь я зачитаю вам примерный портрет счастливого человека. А вы послушайте и скажите, хочется ли вам, чтобы это был ваш портрет?

Счастливый: (слайд 5)

  • человек, который, заметив свои плохие поступки, старается исправиться, стать лучше;

  • человек, который не любит ценить себя выше всех;

  • честный человек;

  • человек, уважающий старших, родителей;

  • миролюбивый человек, умеющий прощать обиды;

  • дружелюбный человек

Учитель. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать счастливым человеком?

Ученик:

- Жить по заповедям Божьим.

4. Новый материал урока.

Учитель:

- Сегодня мы поговорим о 5 заповеди

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой».

- Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

(ответы детей)

Учитель:

О пятой заповеди Закона Божия.

Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью. (Марк 7, 10). Например (самое трудное Богу молиться и родителей в старости содержать).

Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто, в каком-либо отношении, заменяют нам родителей. К таким лицам принадлежат: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; начальники гражданские, которые заботятся о нашей мирной жизни; воспитатели, учители и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все доброе и полезное; и, вообще старшие по возрасту.

Учитель:

- Давайте разберемся, что такое род, кто для нас родители, родные. Кто был Отцом для Адама и Евы? (Бог) Адам и Ева прародители всего человечества, значит Бог - есть Вседержитель, потому, что всё содержит в своей благодатной власти, премудро руководит происходящим и поддерживает порядок во Вселенной.

Самостоятельное задание по вариантам: Подобрать слова и словосочетания, производимые от данных.

1 вариант – слово «Отец» (Отечество, Отчий дом, Отеческая любовь, Отечественная война, Отчизна)

2 вариант - слово «Родители» (Род, народ, родные, родник, природа, Родина)

Учитель:

- Отец, родители, родные – как одним словом сказать, что это?

Ученик: (слайд 6)

- Это семья.

Учитель:

- А что означает слово семья? (ответы детей)

- Правильно ли говорят, что семья - это значит 7(Семь) Я? (ответы детей)

Найдите корень в слове «семья». (корень «сем»)

Корень слова «Семья» - «сем». Он имеет отношение к семени, то есть к продолжению рода, рождению и воспитанию детей. Когда ваши родители создали семью, они тоже напоминали «семя». Его надо было выращивать, жить в согласии и любви, заботиться друг о друге.

Отцом Адама и Евы, прародителей человечества, был Бог. Бог – отец, родитель каждому человеку на земле.

Учитель:

Говорят, что дети чаще всего похоже на своих родителей. Какие русские пословицы об этом говорит?

Ученик:

«Яблоко от яблони недалеко падает»

«Родители трудолюбивы - и дети не ленивы»

«Каков отец, таковы и дети»

Учитель:

- Прочитайте внимательно первое слово заповеди: «Почитай» - «чти».

- Что значит «почитать родителей»? (уважать) Почему родителей нужно «почитать»?

Ученик:

Родители дали жизнь ребёнку, заботятся о нем. Родители для детей – лучшие друзья, которые всегда помогут, посоветуют, не бросят в беде.

Словарная работа: почитать – быть послушным, вежливым, внимательным.

Потомки – дети.

Учитель: (слайд 7)

- Вспомните пословицу о почтении к родителям. Как вы её понимаете?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

(выслушиваются ответы детей)

Учитель:

- Уважать – это значит не говорить грубых слов; уступать место, если взрослый стоит, а ты сидишь; на все дела спрашивать позволения; видеть в твоих родителях тех, кто дал тебе жизнь.

Учитель:

- Родителей нужно «беречь». Что это значит?

Ученик:

- Беречь - это приносить родителям как можно меньше хлопот, связанных с твоей жизнью. Родители должны всегда знать, где ты, что с тобой, какое у тебя здоровье. Зная это о тебе, они спокойны.

Учитель:

- Родителей надо «Слушаться». Как вы понимаете значение слова?

Ученик:

- Слушаться – это слышать, слушать и понимать, что говорят твои родители, потому что родители плохого не посоветуют.

Учитель.

- Послушание - это необыкновенное слово. Оно связано со словом «радость».

Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми, из-за чего они потеряли радость, и счастье ушло от них. Сегодня мы прочитаем о тех людях, которые были послушны Богу и о тех, которые нарушили Его заповедь послушания.

Работа с учебником стр.49. Чтение рассказа из Священной истории “Об Аврааме”.

Словарная работа: благословение - милость Божия.

Ответы на вопросы после прочтения:

- Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (Он был послушен Богу)

- Что сказал Ангел? (Ангел сказал, что Бог видит его веру).

Чтение рассказа из Священной истории “Дети Ноя”

Ответы на вопросы после прочтения:

- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)

- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)

- Как поступили Сим и Иафет? (Ответы детей)

- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)

- За что Ной благословил Сима и Иафета? (Ответы детей)

- Догадайтесь, откуда пришло в русский язык слово «хамство»? Что оно означает?

Работа со словарём (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)

- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете. (ответы детей)

Физкультминутка.

Учитель:

- Родители заботятся о детях, но и дети тоже должны проявлять внимание и заботу к родителям. В чём она проявляется?

Ученик:

- Заботиться - это уметь видеть, что нужно родителям в данной ситуации, предложить помощь.

Учитель:

- Родителям нужно «помогать». Что включает в себя это понятие?

Ученик:

- Помогать – это добровольно брать на себя работу взрослых по силам возраста и здоровья, чтобы помочь семье.

Учитель:

- Важное качество человека «прощать». Что значит «прощать родителей»?

Ученик:

- Прощать – значит не помнить зла, понимать, что как и ты, родители – обычные люди. Как и ты, имеют свои недостатки и слабости.

Учитель:

- Часто дети просят у родителей что-либо. Просить – это видеть крайнюю необходимость того, что просишь. С какими просьбами обращаются дети?

(ответы детей)

- Какая просьба самая важная? (просьба совета, помощи)

Учитель:

- Родителей нужно «любить». Что входит в понятие «любить родителей»

Ученик:

- Любить – принимать родителей такими, какие они есть, уважать их, беречь, заботиться, не обижать.

Учитель:

- Последнее понятие, о котором пойдёт речь – это «помнить о родителях». Помнить – это утром и вечером молиться Богу за здоровье и благополучие родителей. Сейчас вы живёте вместе с ними, они вас воспитывают, заботятся о вас. Дети должны быть благодарны родителям за это. В чём выразится эта благодарность, когда вы вырастете, станете взрослыми, и у каждого из вас будет своя семья?

Ученик:

- Дети не должны забывать своих родителей. Они обязаны заботиться о них в старости.

5. Закрепление изученного.

Работа в парах. Задание 2, стр.51. Выбери правильный ответ.

Вежливый, почтительный человек должен...

Проверка работы в парах.

(Вежливый, почтительный человек должен здороваться; спрашивать о самочувствии; желать спокойной ночи близким; слушать старших, не перебивая; не дерзить; быть благодарным родителям за их заботу).

8. Творческая работа в парах.

Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение:

(Парам раздаются карточки со словами: Я должен...)

Проверка творческой работы. Примерные ответы учащихся:

- я должен помогать родителям;

- я должен быть со всеми вежливым;

- я должен почитать своих родителей;

- я должен здороваться со взрослыми;

- я должен слушаться старших;

- я должен защитить маленьких;

- я должен быть благодарным родителям за их заботу.

Обобщение. Родители дали каждому из вас самое дорогое – жизнь. Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе. Потом дети помогают престарелым родителям на закате их жизни.

Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием. Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Творческая работа в группах. (слайд 8)

1 группе предложена логическая цепочка слов:

послушание – почтительность – красота – радость – счастье

2 группе предложена цепочка слов:

Непочтительность – несчастливость

Задание: объясните, почему эти слова связаны по смыслу.

(выслушиваются ответы групп)

11. Подведение итога урока.

Учитель. 

- Итак, сегодня на уроке мы говорили о послушании и почитании родителей и своих наставников. Ответьте на вопрос, почему слово «послушание» связано со словом «радость»?

(выслушиваются ответы детей)

Учитель. Если дети не будут выполнять заповедь послушания, радость уйдёт от них, и они никогда не будут счастливы. Подчинение родителям - это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Для христиан это значит: исполнить свой долг с любовью. Любовь есть исполнение законов Бога!

12. Рефлексия учебной деятельности.

- Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.

На столе у каждого из вас лежат по 3 кружка – красный, жёлтый, зелёный.

Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь послушания – покажите красный кружок, жёлтый – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёный – если этот вопрос вы отложите на будущее.

13. Домашнее задание:

  • Расскажите родителям, что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.

  • Что общего между Нагорной проповедью и десятью заповедями?

  • Проиллюстрируйте 5 заповедь.



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по модулю"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ "

Автор: Горохина Ирина Ивановна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390658

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства