Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по модулю"ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ "»
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ (УРОК 11)
Конспект урока на тему
«Заповеди. Заповедь 5
«Почитай отца своего и мать свою»
Автор-составитель:
Горохина И.И.
МБОУ №25, п. Новоульяновский
Георгиевского района
к
2017 г.
Тема урока: Заповеди. Заповедь 5 «Почитай отца своего и мать свою»
Цель:
Воспитание обучающихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения пятой заповеди Закона Божьего о послушании и почитании родителей.
Задачи:
образовательная:сформировать понятие, что значить чтить родителей в контексте с пятой Заповедью;
развивающая:развивать наблюдательность, умения обобщать, сравнивать, делать выводы; обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников;
воспитательная:воспитывать любовь и уважение к родителям, чувство ответственности за свои поступки, чувство благодарности и долга перед родителями.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; песня «Родительский дом»; выставка детских рисунков; карточки для работы в группах и парами; рисунок дерева и яблок для рефлексии.
Основные термины и понятия: прародители, семья, послушание, почтительность, счастье, любовь.
Ход урока:
Организационный момент (психологический настрой)
Учитель:
Я рада видеть вас, друзья! И пусть в окно прохлада дышит, Нам здесь уютно: весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.
Я надеюсь, что на протяжении урока мы будем испытывать радость общения, душевное тепло, взаимопонимание.
Объявление темы урока. (слайд 1,2)
- Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть важную грань христианской радости – радости послушания воле Божьей, воле родителей. (На экране проецируется тема урока: «Заповедь: Чти отца твоего и мать твою».) Мы познакомимся с такими понятиями, как (слова-понятия на слайде) уважай, береги, слушайся, заботься, помогай, прощай, проси, люби, помни.
(Зачитывается эпиграф урока)
Эпиграф урока: (слайд 3)
«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой».
3.Проверка домашнего задания.
1. Ответы на вопросы.
Учитель:
- Как в дружбе, в семье или даже в обществе сделать так, чтобы жизнь была полна радости, понимания, любви?
Ученик:
- Нужно понимать друг друга, помогать, уступать, не обманывать…
Учитель:
- Что бы вы посоветовали соблюдать людям в разных жизненных ситуациях? Назовите одним словом.
Ученик:
- Соблюдать правила.
2. Индивидуальная работа.
Учитель:
- Правил в нашей жизни много. Прочитайте некоторые виды правил, которые выбирают для себя и соблюдают люди.
На доске:
Правила дорожного движения, правила правильного питания, правила поведения в обществе, правила жизни человека, правила по русскому языку и т.д.
Учитель:
- У вас есть возможность выбрать одно единственное из этих понятий, на ваш взгляд самое важное. Напишите его на листочке и прикрепите к доске. Обоснуйте свой выбор.
- Какие самые главные правила вы выбрали?
Ученик:
- Это правила жизни человека. И эти правила имеют свои названия: Заповеди. (на доске)
Учитель:
- Где записаны эти заповеди?
Ученик:
- Эти заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.
Первые четыре заповеди - это отношение человека к Богу.
Следующие шесть заповедей - это правила отношений между людьми.
Повторение заповедей 5-10 (слайд 4)
Почитай отца твоего и матерь твою
Не убивай.
Не кради.
Не прелюбодействуй.
Не лги.
Не завидуй.
Учитель:
- Для чего они были даны людям?
Ученик:
- Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.
Учитель:
- А что значит быть «счастливым человеком»?
Ученик:
- Если человек не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.
3. Работа с выставкой рисунков.
- Дома вы подготовили рисунки на тему: «Счастливый человек». Что вы на них изобразили? (Представление рисунков детьми)
4. Обобщение.
Учитель:
- Какого человека можно назвать счастливым? (выслушиваются ответы детей)
А теперь я зачитаю вам примерный портрет счастливого человека. А вы послушайте и скажите, хочется ли вам, чтобы это был ваш портрет?
Счастливый: (слайд 5)
человек, который, заметив свои плохие поступки, старается исправиться, стать лучше;
человек, который не любит ценить себя выше всех;
честный человек;
человек, уважающий старших, родителей;
миролюбивый человек, умеющий прощать обиды;
дружелюбный человек
Учитель. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать счастливым человеком?
Ученик:
- Жить по заповедям Божьим.
4. Новый материал урока.
Учитель:
- Сегодня мы поговорим о 5 заповеди
«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой».
- Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?
(ответы детей)
Учитель:
О пятой заповеди Закона Божия.
Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.
Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью. (Марк 7, 10). Например (самое трудное Богу молиться и родителей в старости содержать).
Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто, в каком-либо отношении, заменяют нам родителей. К таким лицам принадлежат: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; начальники гражданские, которые заботятся о нашей мирной жизни; воспитатели, учители и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все доброе и полезное; и, вообще старшие по возрасту.
Учитель:
- Давайте разберемся, что такое род, кто для нас родители, родные. Кто был Отцом для Адама и Евы? (Бог) Адам и Ева прародители всего человечества, значит Бог - есть Вседержитель, потому, что всё содержит в своей благодатной власти, премудро руководит происходящим и поддерживает порядок во Вселенной.
Самостоятельное задание по вариантам:Подобрать слова и словосочетания, производимые от данных.
1 вариант – слово «Отец» (Отечество, Отчий дом, Отеческая любовь, Отечественная война, Отчизна)
2 вариант - слово «Родители» (Род, народ, родные, родник, природа, Родина)
Учитель:
- Отец, родители, родные – как одним словом сказать, что это?
Ученик: (слайд 6)
- Это семья.
Учитель:
- А что означает слово семья? (ответы детей)
- Правильно ли говорят, что семья - это значит 7(Семь) Я? (ответы детей)
Найдите корень в слове «семья». (корень «сем»)
Корень слова «Семья» - «сем». Он имеет отношение к семени, то есть к продолжению рода, рождению и воспитанию детей. Когда ваши родители создали семью, они тоже напоминали «семя». Его надо было выращивать, жить в согласии и любви, заботиться друг о друге.
Отцом Адама и Евы, прародителей человечества, был Бог. Бог – отец, родитель каждому человеку на земле.
Учитель:
Говорят, что дети чаще всего похоже на своих родителей. Какие русские пословицы об этом говорит?
Ученик:
«Яблоко от яблони недалеко падает»
«Родители трудолюбивы - и дети не ленивы»
«Каков отец, таковы и дети»
Учитель:
- Прочитайте внимательно первое слово заповеди: «Почитай» - «чти».
- Что значит «почитать родителей»? (уважать) Почему родителей нужно «почитать»?
Ученик:
Родители дали жизнь ребёнку, заботятся о нем. Родители для детей – лучшие друзья, которые всегда помогут, посоветуют, не бросят в беде.
Словарная работа:почитать– быть послушным, вежливым, внимательным.
Потомки – дети.
Учитель: (слайд 7)
- Вспомните пословицу о почтении к родителям. Как вы её понимаете?
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
(выслушиваются ответы детей)
Учитель:
- Уважать – это значит не говорить грубых слов; уступать место, если взрослый стоит, а ты сидишь; на все дела спрашивать позволения; видеть в твоих родителях тех, кто дал тебе жизнь.
Учитель:
- Родителей нужно «беречь». Что это значит?
Ученик:
- Беречь - это приносить родителям как можно меньше хлопот, связанных с твоей жизнью. Родители должны всегда знать, где ты, что с тобой, какое у тебя здоровье. Зная это о тебе, они спокойны.
Учитель:
- Родителей надо «Слушаться». Как вы понимаете значение слова?
Ученик:
- Слушаться – это слышать, слушать и понимать, что говорят твои родители, потому что родители плохого не посоветуют.
Учитель.
- Послушание - это необыкновенное слово. Оно связано со словом «радость».
Но не всегда и не все люди оставались послушными. Многие из них оказались гордыми, из-за чего они потеряли радость, и счастье ушло от них. Сегодня мы прочитаем о тех людях, которые были послушны Богу и о тех, которые нарушили Его заповедь послушания.
Работа с учебником стр.49. Чтение рассказа из Священной истории “Об Аврааме”.
Словарная работа:благословение - милость Божия.
Ответы на вопросы после прочтения:
- Какое качество позволило Аврааму стать праведным перед Богом? (Он был послушен Богу)
- Что сказал Ангел? (Ангел сказал, что Бог видит его веру).
Чтение рассказа из Священной истории “Дети Ноя”
Ответы на вопросы после прочтения:
- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)
- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)
- Как поступили Сим и Иафет? (Ответы детей)
- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)
- За что Ной благословил Сима и Иафета? (Ответы детей)
- Догадайтесь, откуда пришло в русский язык слово «хамство»? Что оно означает?
Работа со словарём (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)
- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете. (ответы детей)
Физкультминутка.
Учитель:
- Родители заботятся о детях, но и дети тоже должны проявлять внимание и заботу к родителям. В чём она проявляется?
Ученик:
- Заботиться - это уметь видеть, что нужно родителям в данной ситуации, предложить помощь.
Учитель:
- Родителям нужно «помогать». Что включает в себя это понятие?
Ученик:
- Помогать – это добровольно брать на себя работу взрослых по силам возраста и здоровья, чтобы помочь семье.
Учитель:
- Важное качество человека «прощать». Что значит «прощать родителей»?
Ученик:
- Прощать – значит не помнить зла, понимать, что как и ты, родители – обычные люди. Как и ты, имеют свои недостатки и слабости.
Учитель:
- Часто дети просят у родителей что-либо. Просить – это видеть крайнюю необходимость того, что просишь. С какими просьбами обращаются дети?
(ответы детей)
- Какая просьба самая важная? (просьба совета, помощи)
Учитель:
- Родителей нужно «любить». Что входит в понятие «любить родителей»
Ученик:
- Любить – принимать родителей такими, какие они есть, уважать их, беречь, заботиться, не обижать.
Учитель:
- Последнее понятие, о котором пойдёт речь – это «помнить о родителях». Помнить – это утром и вечером молиться Богу за здоровье и благополучие родителей. Сейчас вы живёте вместе с ними, они вас воспитывают, заботятся о вас. Дети должны быть благодарны родителям за это. В чём выразится эта благодарность, когда вы вырастете, станете взрослыми, и у каждого из вас будет своя семья?
Ученик:
- Дети не должны забывать своих родителей. Они обязаны заботиться о них в старости.
5. Закрепление изученного.
Работа в парах. Задание 2, стр.51. Выбери правильный ответ.
Вежливый, почтительный человек должен...
Проверка работы в парах.
(Вежливый, почтительный человек должен здороваться; спрашивать о самочувствии; желать спокойной ночи близким; слушать старших, не перебивая; не дерзить; быть благодарным родителям за их заботу).
8. Творческая работа в парах.
Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение:
(Парам раздаются карточки со словами: Я должен...)
Проверка творческой работы. Примерные ответы учащихся:
- я должен помогать родителям;
- я должен быть со всеми вежливым;
- я должен почитать своих родителей;
- я должен здороваться со взрослыми;
- я должен слушаться старших;
- я должен защитить маленьких;
- я должен быть благодарным родителям за их заботу.
Обобщение. Родители дали каждому из вас самое дорогое – жизнь. Родители помогают ребёнку, пока он растёт и нуждается в их помощи и заботе. Потом дети помогают престарелым родителям на закате их жизни.
Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным вниманием и участием.Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Задание: объясните, почему эти слова связаны по смыслу.
(выслушиваются ответы групп)
11. Подведение итога урока.
Учитель.
- Итак, сегодня на уроке мы говорили о послушании и почитании родителей и своих наставников. Ответьте на вопрос, почему слово «послушание» связано со словом «радость»?
(выслушиваются ответы детей)
Учитель. Если дети не будут выполнять заповедь послушания, радость уйдёт от них, и они никогда не будут счастливы. Подчинение родителям - это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких. Для христиан это значит: исполнить свой долг с любовью. Любовь есть исполнение законов Бога!
12. Рефлексия учебной деятельности.
- Оцените, пожалуйста, своё отношение к теме сегодняшнего урока.
На столе у каждого из вас лежат по 3 кружка – красный, жёлтый, зелёный.
Если после нашего урока вы будете стараться выполнять заповедь послушания – покажите красный кружок, жёлтый – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёный – если этот вопрос вы отложите на будущее.
13. Домашнее задание:
Расскажите родителям, что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.
Что общего между Нагорной проповедью и десятью заповедями?