Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по самопознанию "Быть, а не казаться" 10 класс»
Уроки 7-8
БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ
Цель: раскрытие ценностного смысла понятия «достоинство» в становлении человека как личности.
Задачи:
-расширить представления о понятиях «достоинство», «лицемерие»
-развить потребность в самоуважении и уважении достоинства окружающих
-воспитывать чувство собственного достоинства
В раскрытии данной темы следует сосредоточиться на соотнесении понятий «лицемерие» и «достоинство». Сначала следует проанализировать ситуации, представленные в учебнике, с точки зрения выявления истинного смысла понятия «лицемерие».
Рассмотрите ситуации. В какой из этих ситуаций проявляется лицемерие? Почему?
Учитель ведет урок, строго следит за дисциплиной, и учащиеся внимательно слушают его. Как только он вышел, все тут же начинают заниматься всем, чем угодно, только не учиться.
В учреждении ожидается приезд высокого начальства. Перед этим в помещении, в документах наводят порядок, «чтобы пустить пыль в глаза». После визита все возвращается в прежнее русло.
Продавщица, обсчитывая покупателей, оправдывается, что сделала это по невнимательности, когда вы выразили по этому поводу недовольство. Что она неправильно дала сдачу. Она извиняется, возвращает вам деньги, но продолжает это делать со следующими покупателями.
Подросток дома вежлив и послушен. В компании друзей он ведет себя развязно, употребляет слова, которые дома родители от него не слышали.
На самом деле в этих ситуациях человек проявляет стереотип поведения, принятый в обществе, в котором он вращается. Помочь в этом разобраться помогает знакомство с рубрикой «Это интересно»:
***
В различных ситуациях стереотипы действия человека различны. Возьмем школьника. Находясь со своими родителями, школьник будет вести себя так, как они позволяют ему делать это. То есть, он будет приспосабливаться к данным условиям. Например, он не будет при родителях нецензурно выражаться, если это не поощряется, и не будет делать то, что он позволяет себе, находясь рядом со своими друзьями. Друзья создают условия, отличные от домашних. И к ним придется по-другому приспосабливаться. Придется постоянно терпеть на себе подавление и подавлять самому, а также приобретать общий с компанией стереотип и принимать общие увлечения. В школе свой кодекс чести и свои правила поведения. Каждый человек видит и понимает, как он хочет, только его собственный контекст. То есть школьнику приходится постоянно менять маски, и во всех контекстах он не будет полностью самим собой. Он будет лицемером со своими родителями, когда будет уверять их, что не курит и не выражается нецензурными словами, что не дерется и старается уделять больше внимания учебе. Искренность здесь исключена, ведь родители тоже не видят всего положения дел. Они не знают, что среди друзей невозможно приспособиться и занимать достойное место, если жить по правилам родителей, то есть не курить, быть вежливым и хорошо учиться. Друзьям тоже придется лицемерить, ведь у них разные стереотипы и условия в их семьях. Одни не имеют возможности хорошо учиться, поэтому не уважают тех, кто имеет успехи в учении. И к их мнению придется приспособиться, если это выгодно. Другие, наоборот, ценят порядочность и ответственность. Поэтому каждый раз придется находить компромисс с каждым индивидуально.
Лицемерие – это основной способ приспособиться к многообразию условий. Нет на Земле ни одного человека, который вел себя одинаково во всех ситуациях. Разные стереотипы и взгляда на жизнь вынуждают нас понимать друг друга и всегда осуждать. В каждой семье люди осуждают своих соседей, друзей, коллег по работе, начальников, уличая их в жадности и пронырливости, нечестности и равнодушии. Но стоит оказаться с ним и рядом, как ни начинают изображать радушие и свое благосклонное отношение к ним, сдерживая порывы высказать свое настоящее мнению о них.
Понять истинный смысл лицемерия возможно при знакомстве с учебной информацией:
Лицемерие – несоответствие слов, поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям. С лицемерием связаны притворство, лукавство. Иногда человек действует так в силу обстоятельств, чтобы не противоречить устоявшимся стереотипам поведения. Но именно это способствует утрате верных жизненных ориентиров, расшатыванию нравственных основ личности.
Соотнести понятия «лицемерие» и «надевание маски» представляется возможных при анализе двух писем в рубрике «Ситуация»:
Прочитайте письма, которые авторы прислали известному писателю и публицисту Евгению Богату. Сформулируйте проблемы, которые обозначены Екатериной и Владимиром. Прокомментируйте их. Как вы относитесь к тому что, что в реальной жизни, человек часто надевает маски, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле? Можно ли назвать это лицемерием? Почему?
«… Меня с детства учили думать, мыслить самостоятельно, развивать ум, насколько это возможно. Отец мой моряк, поэтому я не успел с ним подружиться… Человек он хороший, но суровый и поэтому собственные мнения не высказывают, а декретирует. Во мне с малых лет начал развиваться некий аналитической комплекс, видимо, компенсирующий комплекс неполноценности. Что же, говорил я себе, я не красавец. В жизни мне не везет (так полагал я тогда), будем развивать то, что для меня, имеющего солидный наследственный потенциал и поглощающего с четырех лет все виды информации, наиболее выигрышно…
Моей первой любовью была девочка из соседнего класса. Наш роман - в основном телефонный – тянулся два месяца. Потом я ей «надоел». Ее новый парень, которому она пожаловалась, что я ей надоедал ей по телефону два месяца, меня отколотил. И все же, если бы после этого она позвала меня, я побежал бы к ней и совершил бы ради нее все, что угодно. Но она не позвала. Тогда мой гнев начал расти, наконец, он обрушился, но не на нее и нового его «возлюбленного» - на меня самого. Я подумал: что толку в моих душевных и умственных качеств, если я несчастлив?! И начал работу по перекраиванию себя самого.
Я решил построить танк. Из брони рассудочности и равнодушия. С вооружением из всех известных миру честных и нечестных методов жизнепроходства. Всю установку решил поставить на шасси из работоспособности, изворотливости и упорства. И ввел эту машину в эксплуатацию ко дню моего совершеннолетия. И я теперь торжествовал. Люди не могли достать за толстой броней, в то время как мне удавалось многое. Самое существенное: я научился не думать о потерях. Ведь идет война, где каждый за себя, это означает, что потери только у врагов.
Сейчас я воспринимаю мир таким, каков он есть, и обращаюсь с ним так, как он того заслуживает. И мне везет. Не хватает лишь одного – человеческого общения. Но ведь не даром о нем говорят, что это роскошь.
Владимир»
«Мне захотелось рассказать вам о моей жизни, точнее об образе, о поисках этого образа. Я – тихоня. Когда я училась в институте и жила в общежитии, обо мне говорили: «Да к ней в комнату и крокодила поселить можно, она с ним уживется».
Меня, пожалуй, любили, обо мне говорили, пожалуй, хорошо. Но в той любви было что-то обидное, потребительское, что ли. Стрясется беда – бегут ко мне, потому что я могу посочувствовать, дать дельный совет. Но при этом никто не интересовался, чем я живу, почему печальная или веселая, никто. И никто из моих общительных подруг или ухаживающих за мной молодых людей не пытался углубить отношения со мной. Не уродина я, красивее многих (это не мое мнение), и веселой могу быть в компании, а вот по настоящему никому не нужна… Я стала докапываться: почему? И один молодой человек объяснил: «Ты не такая как все: дело даже не в том, что ты не красишься и одета… э-э-э, ну, ты уж не обижайся… скромненько… а дело в том, что ты внутренне не такая, а это не хорошо. Тебе понять почти невозможно: существо иного порядка… » Я переспросила: «Неужели невозможно?» «Если поломать голову, то, конечно, можно, - ответил он мне. – Но ты сама посуди, кому же охота ее ломать. Тихая ты… лично я боюсь тихонь».
Вот тогда-то я и решила: играть в жизни определенную роль, что-то убить в себе – убить то, что мешает мне в общении с окружающими людьми, мешает быть «как все»…
Начала с того, что изменила, «усовершенствовала» внешность. Прическа теперь – как у всех, одежда теперь – как у всех, макияж на лице как у всех. И говорю теперь что же что и все. Болтаю с уверенным видом, порою тошно себя слушать самой. Раньше изредка улыбалась - теперь хохочу во весь голос.
Молодой человек позволил себе лишнее – дала по морде и вмиг перестала быть загадкой, над которой надо ломать голову. А раньше, наверное, заплакала бы… Когда надо было, по столу кулаком ударила, где было надо – локтями соседей распихала. Начинают разговор – и я тут как тут. Понимаю или не понимаю, о чем говорят, но к месту пару «умных» слов введу, анекдот расскажу.
Бог ты мой! Совсем иначе стали ко мне люди относиться. Говорят: супердевочка! Но почему-то от этого мне было не по себе. Смыла я косметику , надела старенькие джинсы и на том эксперимент закончился. И снова я одна, мне двадцать один год, и не нужно мне того ненастоящего, что было, когда я играла, ни за какие коврижки не нужно. Не могу я ничего в себе убить, не могу… Я поняла, что самое страшное – насилие над собственной душой, я поняла, что нельзя играть безнаказанно чужую роль в жизни, мне кажется, я что-то утратила внутренне ценное от этой игры.
Потому и пишу это письмо, хочется кому-то покаяться. А – некому. Не пойдешь же к тем, кто восхищался «супердевочкой»?
Екатерина»
Оба автора надели маски. Только Екатерине удалось ее снять, а Владимир вошел в роль окончательно. Лицемерие ли это? Прежде всего, по отношению к себе. Владимир разрушает свою личность, сам от этого сильно страдает, ведь даже друзей у него нет…
Второй урок по теме посвящается выявлению истинного смысла понятия «достоинство». Сначала на анализе изречений известных людей, а потом на основе реальной истории, произошедшей в жизни:
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
По материалам газет
Этот случай произошел на спортивных соревнованиях по воздухоплаванию на Кубок России. Казахстан представлял Загайнов Виктор Александрович – яркий, сильный пилот, победитель многих республиканских и международных соревнований. Перед началом одного из полетов на борт его аэростата попросилась восемнадцатилетняя девушка, который давно хотелось взглянуть на землю с высоты птичьего полета. Желание девушки подняться в воздух было столь сильным, что покорило Виктора Александровича.
Загайнов часто совершал полеты с пассажирами, поэтому поднялся в воздух уверенно, в очередной раз наслаждаясь красотой свободного неба. Вокруг парили разноцветные воздушные шары, создавая ощущение праздничного фейерверка. И вдруг пилот увидел, что расстояние между его аэростатом и тем, что находится выше, резко сокращается. Произошло столкновение, в результате которого из-за ошибки российского пилота пострадал шар Виктора Загайнова. Поврежденный воздушный шар стал с большой скоростью падать вниз. В глазах девушки застыл немой испуг…
Если бы Виктор Александрович был один, он непременно придумал, как можно смягчить для себя удар при падении. Но он принял другое решение. Рядом с ним находился человек, которого нужно было спасти. Тогда Загайнов сел на корточки, посадил девушку на колени и крепко обнял ее. Всю силу удара при падении он принял на себя.
Пассажирка не просто осталась жива – у нее не оказалось ни одной царапины. Виктор Александрович погиб от тяжелых травм… Те несколько часов, которые он еще жил, этот удивительный человек спрашивал о здоровье своей юной пассажирки. Для него главным было, чтобы девушка не пострадала от падения… Что это? Мужество? Человечность? Выдержка? Бесспорно! Но это прежде всего высшая степень проявления человеческого достоинства, о котором так убедительно сказал Булат Окуджава:
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него нес страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как Человек.
Что говорит о личности человека такого рода поступок?
В чем проявилось достоинство Виктора Загайнова?
Прийти к пониманию высокого смысла достоинства человека возможно через глубокое осмысление этого понятия, материалом для чего служат задания:
Приведите примеры проявления человеческого достоинства из жизни.
Обратитесь к перечню качеств человеческого характера, представленных в уроках 3-4. Выпишите те, которые охарактеризуют достоинство человека. Дополните список названиями качеств, не перечисленных в задании.
Упорядочить собственные выводы учащихся помогает учебная информация:
Достоинство – главное качество личности. Оно является совокупностью моральных качеств и проявляется в уважении этих качеств в самом себе. Достоинство заключается в умении человека быть верным себе, следовать в жизни нравственным нормам, отстаивать свои позиции, проявлять решительность и стойкость в отстаивании принципиальных вопросов.
В том числе в рубрике NB:
Быть собой – это сохранять свое в любых жизненных ситуациях, а значит, быть верным своим жизненным принципам. Достоинство проявляется в словах человека, в его поступках. Эта способность не является врожденной, а воспитывается каждым на протяжении всей жизни.
Достоинство – совокупность важнейших качеств личности, поэтому логично провести дискуссию по итогам изучения всего раздела, что отражено в рубрике ДК:
Проведите дискуссию на тему «Быть человеком». Наметьте ключевые позиции диалога. Возможно, речь пойдет о качествах личности, которыми человек обязательно должен обладать, жизненных целях, к которым он непременно должен стремиться. Может быть, вы захотите поговорить о видах деятельности, которые нужно освоить каждому из вас в жизни, ведь именно в труде и творчестве познается человек. А какова роль внешней красоты, образованности, общительности? Но главное, какими ценностями руководствуется в жизни человек, который хочет «быть, а не казаться»?
Чтобы дискуссия получилась глубокой, заранее составьте вопросы, которые особенно волнуют вас по данной теме. Важно, чтобы в процессе самой дискуссии и подготовки к ней вы открыли для себя еще одну грань вопроса: что значит быть настоящим человеком?
Итоговым видом деятельности учащихся станет защита первого этапа проекта «Мое призвание». По своей сути он теоретический. Десятиклассники могут представить свои материалы учителю для анализа. Задача учителя – изучить полученные творческие материалы. И сделать обобщение об открытиях, связанных с исследуемым понятием. Авторам наиболее глубоких работ следует предоставить для выступления на следующем уроке.