kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКЭС на тему: "Этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКЭС на тему: "Этикет"»

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме: «Этикет»

учитель начальных классов

ГБОУ СКОШИ № 60 г. Москва

Шимчук Татьяна Александровна.




Цель: Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи:


  • развивать этические чувства как регулятор морального поведения

  • формировать умение высказывать суждения

  • учить осуществлять поиск и обработку информации

  • формировать умение и готовность слушать, вести диалог

  • обобщить и расширить знания о правилах этикета.





Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока:

1.Оргмомент (Эмоциональный настрой на урок)


2.Актуализация знаний.

(Разгадывание кроссворда).

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.(порок)

  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)

  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)














Э

Т

И

К

А









С

О

В

Е

С

Т

Ь















Э

Г

О

И

З

М













П

О

Р

О

К











Д

О

Б

Р

О

Д

Е

Т

Е

Л

Ь





С

П

Р

А

В

Е

Д

Л

И

В

О

С

Т

Ь







3. Целеполагание.


Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

  • А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

-Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

4.Беседа по теме.


 С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы пове­дения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По­жалуй, без них нельзя было выжить даже в пер­вобытнообщинном обществе. 

   Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных пра­вил поведения появился одновременно с возник­новением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования


 Уже в древних египетских, римских руко­писях, гомеровской «Одиссее» говорится о пра­вилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламенти­рованы взаимоотношения высших и низших со­словий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.

Средние века богаты всевозможными трак­татами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.


Русь достаточно долгое время жила замкну­то и практически не имела контактов с восточ­ными и европейскими странами. Это обстоятель­ство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

   Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. При­ведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не по­зволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не оста­новитесь в пути, везде напойте и накормите вся­кого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Боль­ного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

   Позже, в первой половине XVI века, в Рос­сии была написана «Книга, называемая Домостро­ем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служан­кам». Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести до­машнее хозяйство, как встречать гостей и нано­сить ответные визиты и т. д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

   В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Пет­ра I была издана книга «Юности честное зерца­ло, или показа к житейскому обхождению, со­бранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в свет­ском обществе и в обычных житейских ситуациях.


Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.


 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.


5.Игра « Школа разведки

Карточки для «разведчиков»:

Школьный этикет

Речевой этикет

Этикет в общественных местах

Карточки для учащихся:

- Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.

-При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.

- Нельзя во время разговора гримасничать.

- Обращайтесь к собеседнику только по имени.

-Не перебивайте и не прерывайте собеседника.

-Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке.



-Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.

-Не бросайте мусор.

-Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

-При посадке в транспорт придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины - женщинам.

- В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.

-В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.


-На занятия нужно приходить без опозданий.

-При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.

-В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.

-Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.

-Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться.

-Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.


По окончании игры класс разделён на 3 группы.

- Мы обсудили только три вида этикета. Существуют и другие. Например: -гостевой этикет

-деловой этикет

-дипломатический этикет

-этикет для дома и т.д.

Человек постоянно попадает в различные ситуации .Этикет, регулирующий поведение людей дома, с соседями, на улице, в транспорте, кино, театре является частью культуры.

Правил поведения очень много. Как вы считаете, может ли человек сказать о себе, что он знает все эти правила? (ответы детей)

Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить различные этикетные ситуации.


6.Работа в группах:


Задание 1 группе:



Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определи, что в них неправильно:


Если ты пришел к знакомым
Не здоровайся ни с кем,

Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.

Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.


Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома:-
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.



Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им

Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла...


Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет кокой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
“Стой, сдавайся! Руки

вверх!”



Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот

Задание 2 группе:

Обсудите текст и составьте памятку «Как вести себя в кино или театре»

« Если собираясь в театр, ты не хочешь остаться без билетов, то возьми себе на заметку: приобретать билеты необходимо заранее. Имей в виду, что театральные спектакли начинаются в точно назначенный час, и потому надо вовремя приходить и занимать места. Если вы опоздали, то вам следует стоя подождать антракта.

,,Случается так, что, проходя на свое место в ряду, вам приходится просить тех зрителей, которые уже сидят, пропустить вас. Скажите ,

сидящему с края: «Разрешите, пожалуйста, пройти», – остальным говорить ничего не надо. Полагается, чтобы зритель, сидящий на краю, встал и сказал: «Пожалуйста».

Первым в ряд проходит всегда мужчина. Нередко можно видеть, что к своему месту в ряду люди проходят, повернувшись к сидящим спиной,– это неверно: следует всегда оборачиваться лицом. Мужчина проходит первым, даже если потом занимает место ближе к краю ряда, чем идущая за ним женщина.

Начала представления каждый ждет, усевшись на своем месте. Знакомых приветствуют кивком головы, улыбкой; руку подают, если только они сидят близко, из ряда не выходят. В антракте вы можете выйти, даже когда остальные зрители остаются на своих местах.


Задание 3группе:

Выбрать пословицы и поговорки, в которых нашли отражения различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл(3-4 примера):




  1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай

  2. Терпение и труд всё перетрут.

  3.  У Сидора обычай, у Карпа свой.

  4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

  5. Ученье –свет, а не ученье –тьма.

6. Мил тот гость, что недолго гостит.

7. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

8 .Своя земля и в горсти мила.

 9.  У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

10. Не дорог подарок – дорога любовь.

11.  О пустяках спорить – дело упустить

12.Скучен день до вечера ,коли делать нечего.

.  13. Слово – серебро, молчание – золото.

14.Без труда не вынешь рыбку из пруда.

15.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

16.  Хоть не богат, а гостям рад.

17. От слова спасенье, и от слова погибель.

18. На незваного гостя не припасена и ложка.

19. От одного слова, да навек ссора.


7.Отчёт групп.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

  • Что такое этикет?

  • Какие правила этикета запомнили?

  • Нужны ли сейчас знания этих правил?

Дома вы выполните следующее домашнее задание:

  1. Задания учебника (стр.57)

  2. Придумать и инсценировать этикетную ситуацию (по желанию)

  3. Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций(по желанию)

VI. Рефлексия.

Высказывания ребят (по желанию)

  • Я научилась…

  • Мне стало ясно…

  • Я поняла…

  • Теперь я знаю…

  • Я буду стараться…

  • Я узнала…







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКЭС на тему: "Этикет"

Автор: Шимчук Татьяна Александровна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160078

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства