kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКС (модуль "светская этика" ) по теме "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование: м\медийная установка, экран, таблицы, ручки, тетрадь, учебник, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

 

Самое главное украшение – чистая совесть.

Цицерон

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКС (модуль "светская этика" ) по теме "Совесть" »

Методическая разработка урока по теме «Совесть»

(модуль «Основы светской этики»)

Притчиной Людмилой Александровной

МАОУ «Школа №44» г.Полысаево


Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Оборудование: м\медийная установка, экран, таблицы, ручки, тетрадь, учебник, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.


Самое главное украшение – чистая совесть.

Цицерон

Ход урока.

І. Орг.момент. Мотивация.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую?



ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение. Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
(ответы детей)

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Назовите тему урока. (Совесть).

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

Учитель:

-Перед вами таблицы, отметьте те вопросы на которые вы хотели бы получить ответ, о чем хотели бы узнать на этом уроке?

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?




2. Нужна ли человеку совесть?




3. Что значит поступать по совести?




4. Какая совесть бывает чиста?






ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение. Работа в парах

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Вся сила нравственной совести заключается в осознание сделанного зла.

Дени Дидро

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть-это

Б) Работа со словарем.

Большая Советская Энциклопедия: Совесть- это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть(по Далю): - внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство , побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Совесть (по Ушакову)- внутреннее сознание своих поступков, чувство ответственности за свое поведение.

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.  

УЧИТЕЛЬ:

Совесть – это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

 совесть – это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое, это – неписанный закон души, помогающий человеку оценить свои мысли и поступки.





 Совесть – мощный голос сердца и сила, разрушающая эгоизм.

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

А) Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

В) Работа с текстом учебника.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Г) Составление таблицы. Работа в паре.

Совесть

Стыд





(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Проверка по эталону. (слайд)

ФИЗМИНУТКА

Работа в группах..

В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты)

1 группа.

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек .А в нем столько денег, что ему, жившему на пороге бедности , на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось. Обрадовался человек. Но не деньгам, а тому ,что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе- вся эта сытая жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

1.Чему обрадовался человек?

2.Что помешало ему оставить кошелек себе?

2 группа.

Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, сказал:

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! — Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.



- Почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

УЧИТЕЛЬ: Прежде чем перейти к заданию 3 группы послушаем притчу.

ЗВУКОВАЯ ЗАПИСЬ

1.Почему людей мучила бессонница?

2.Что по вашему ответил мудрейший?

На этот вопрос ответит точнее 3группа.

3группа.

Слуга совести.

Однажды к учителю пришел богатый господин и сказал:

-Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

-Твое сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но поступай всегда по совести, мой дорогой ученик. И тогда от тебя уйдет бессонница.

1.С какой просьбой обратился человек к учителю?

2.Какой совет дал ему учитель?

Е) Обобщение.

- Ребята, зачем человеку нужна совесть?

(Ответы детей).

Ж) Работа текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.)

- Что значит поступать по совести?

4 группа.

«Найди пару». - Перед вами предложения, найдите вариант как можно их заменить

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.

Учитель:

- А как вы считаете, можно ли услышать голос совести?

Чтение по абзацам рассказа А.П.Гайдара «Совесть»

-Почему Нина заплакала?

-Услышала ли она голос совести? Из каких слов это видно?

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

- Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

Ответьте на главный вопрос урока.

V. Творческое применение знаний.

1.Синквейн:

Совесть

Чистая, спокойная

Грызет, мучает, контролирует

Живет внутри каждого человека

Моральное сознание.

1. Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).

  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

  • Было ли стыдно за свои поступки?

  • Всегда ли вы поступали по совести?

VІ. Рефлексия.

Закончи предложение.

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Н.И.Рыленкова «Совесть».

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова.

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга.

Поют ли в перелеске соловьи, -

Держи ответ и ни врага, ни друга в свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней не легко живётся.

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе - русская душа.



Запомните, дети, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране. Я думаю, что каждый из нашего урока сделал выводы для себя.

Домашнее задание:

- А дома я предлагаю вам нарисовать «совесть».



- Подумайте в роли кого или чего она могла бы быть?

Само слово «совесть» женского рода. Значит, «совесть» можно изобразить в виде девушки, а может быть, в виде какой-то сказочной героини женского пола. Также совесть можно изобразить в виде какого-то поступка, действия. Пофантазируйте немножко, и мы посмотрим, у кого что получилось.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ОРКС (модуль "светская этика" ) по теме "Совесть"

Автор: Притчина Людмила Александровна

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112232

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства