Конспект открытого урока основ православной культуры в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"
Конспект открытого урока основ православной культуры в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"
Цель урока: помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока основ православной культуры в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"»
Открытый урок в 4 классе по основам православной культуры Тема: «Совесть и раскаяние»
Цель урока: Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.
Задачи урока:
Обучающая: Осмыслить понятия добро и зло; понять, зачем человеку нужна совесть;показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
Развивающая: Развивать умения четко и грамотно излагать свои мысли, умение работать с учебником, навыки сравнительного анализа.
Воспитывающая: Воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремление к хорошим поступкам.
Ключевые понятия урока: добро, зло, грех, совесть, раскаяние, быть в ладу со своей совестью.
Предварительная подготовка к уроку учащихся.
Работа по группам:
Составить словосочетания со словом «добро».
Найти пословицы о добре, доброте.
Прочитать рассказ А.Гайдара «Совесть»
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, распечатки из рабочей тетради, карточки с заданием, священная книга православного народа Евангелие, текст повести Л.Н. Толстого "Детство" (отрывок), словарь С.И.Ожегова, учебник «Основы православной культуры» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2012г.
План урока
Организационный момент. (1мин.)
Проверка домашнего задания.(5 мин.)
Введение в тему урока.(2 мин.)
Сообщение темы и целей урока.(1 мин.)
Изучение нового материала.(20 мин.)
Физкультминутка. (2 мин.)
Закрепление изученного материала.(10 мин.)
Домашнее задание.(1 мин.)
Подведение итогов урока.( 3мин.)
Ход урока I. Организационный момент
Учитель:
Я рада приветствовать всех и желаю, чтобы сегодняшний урок прошел с пользой для каждого из нас.
Учитель: Ребята, сегодня мы снова отправимся с вами в мир православной культуры. II. Проверка домашнего задания 1) Фронтальная работа
Учитель:На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
-Какое качество человеческой души приближает человека к Богу? ( добро)
-Как вы понимаете смысл слова "добро"? (всё хорошее, положительное, полезное). 2) Дифференцированная работа:
Учитель:- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания, другие подбирали пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с данной работой.
Учитель: -Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро) Учитель: Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти? (Ответы детей) III.Введение в тему урока.
Учитель: Давайте дадим определениеслову добро
Определение"добра" Учитель:- В православии "добро" - это то, что: Слайд 1
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
А какого человека можно назвать добрым? (ответы детей)
Слайд 2 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)
-Ребята, какие слова у вас ассоциируются со словом добро? Что для вас добро? (Прикрепить добро)Напишите на доске.
Назовите антоним слова «добро». (Зло) Учитель: Какой смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное). Ребята, какие слова у вас ассоциируются со словом «зло»?(прикрепить) Напишите их на доске.
Слайд 3: определение слова "зло" Учитель: В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех) Слайд 4 Учитель: Прочитайте, что такое грех
Слайд 5 Учитель: Ребята, дома вы прочитали небольшой рассказ А.Гайдара. Давайте вспомним какие плохие поступки, совершила Нина Карнаухова , героиня рассказа (не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом). Слайд 6-8 Учитель: По православным понятиям она совершила грех.
Нина сама поняла , что она совершила плохой поступок или ей кто-то указал на ее плохие поступки?
Почему у Нины на сердце было тяжело? ("И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть")
Учитель: Как вы понимаете это предложение? (её мучает совесть). Слайд 9
Учитель: Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (нет, она раскаялась в своём поступке).
Учитель: Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
(о совести и раскаянии).
IV. Сообщение темы и целей урока. Учитель: -Тема нашего урока «Совесть и раскаяние».
Слайд 10: "Совесть и раскаяние"
-Сегодня на уроке вы узнаете
О том какие подсказки дает нам совесть и о том как исправлять свои ошибки
Учитель: Слайд 11А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия "Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой." (на листе прикрепить магнитом) V. Изучение нового материала.
Слайд 12. Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик» серия «Совесть». (поставить на паузу)
Учитель: А как бы вы ответили ребята на вопрос Лунтика? Что такое совесть? Слайд 13
(варианты ответов)
Учитель: Давайте прочитаем толкование этого слова в словаре Ожегова (чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом). Словарь 2) Работа по учебнику
Учитель: Прочитайте определение понятия совесть на слайде.
Слайд 14Совесть помогает нам отличать добро от зла. А в православии совесть называют гласом божьим Слайд 15
Чтение стихотворения музыка
Мы делаем для памятки зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна, не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Учитель:
А теперь посмотрите на следующий слайд .Слайд 16 Это портрет апостола Петра.
- Кого называли апостолами?
- Обратите внимание, какое выражение лица у Петра?
- Как выдумаете, что послужило причиной его грусти, муки?
- Хотите узнать, что случилось с Петром, тогда давайте прочитаем рассказ "Отречение Петра" из Евангелие? с. 37
Чтение вслух Слайд 17 (переключить 3 раза)
Учитель: Какой грех совершил апостол Петр? (трижды отрёкся от своего учителя).
Учитель: Что творилось с его душой после отречения от Христа?(мучилась)
Учитель: Что мучило душу Петра? (совесть) Слайд 18Ученик Петра, святой Климент, рассказывает, что всю оставшуюся жизнь при полуночном пении петуха апостол Петр становился на колени, и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Христос простил его. Петр не предал Христа, потому что отречение - это не предательство. Но своим отречением он причинил боль своей душе.
Учитель: Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чем говорит совесть с человеком?
Учитель: Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
Физкультминутка
Учитель:
Работа с притчей
А сейчас послушайте притчу
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Беседа по притче.
- Как поступит герой притчи?
- Что не позволило человеку взять кошелек себе? Ведь никто же не видел как он нашел кошелек с деньгами? А как бы вы поступили на месте этого человека?
- Слайд 19 Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.
Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Поэтому вы и не совершали плохого поступка. Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (голос совести).
Учитель: Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха. А как работает совесть? Прочитайте об этом в учебнике.
на стр.37 и затем ответьте на вопрос , какие важные дела совершает совесть?
Учитель: Какие важные дела совершает совесть? Слайд 20 (1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: "Так нельзя! Исправься!".
Слайд 21 Учитель: Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Что самое главное в жизни человека? Найдите ответ в учебнике. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью).
Слайд 22
Работа с понятием "раскаяние" Учитель: Поступать по совести нелегко. Слайд 23 Совесть болит и не дает забыть о проступке. Но ведь с болью трудно жить. Когда у нас ,например, болит горло, что мы делаем?(ответы)
-Какое лекарство надо принять, когда болит душа?(ответы)
Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Сделать доброе дело, попросить прощения, раскаяться)
Так что же такое раскаяние? Слайд 24
На слайде дано определение слова «раскаяние», из словаря Ожегова С.И..
(чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка)
Учитель: Сравните его с определением, предложенным в православии, в учебнике. Как еще называется «раскаяние» в православии? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38
Учитель: Сколько шагов существует в раскаянии? (три).Слайд 25
Учитель: В чём состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком твоей совести). Как вы его понимаете?(понял свою ошибку,свой грех)
Учитель: В чём состоит второй шаг в раскаянии? (Переворот твоих стремлений, исправление своей ошибки). Как вы его понимаете?
-Вернемся к истории об апостоле Петре. Как Петр исправил свою ошибку?
(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)
Учитель: - Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны
исправить ошибку делом.
Слайд 26
Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Обидел? – Попроси прощения.
(На слайде 1 столбик слов; дети называют дело, противоположное тому, которое является ошибкой. При проверке появляются правильные ответы.)
Учитель:-Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро, добрые поступки и дела. Слайд 27
Посмотрите на это солнышко. У вас на партах лежат лучики . Напишите каждый на своем лучике какой добрый поступок для своих ближних вы можете сделать прямо сегодня. (Песня «Если добрый ты»)А теперь прикрепите магнитами свои лучики к солнышку на доске. Но не забудьте теперь, ребята, сделать эти добрые дела.
Учитель: Мы назвали два шага в раскаянии. Но у христиан есть и третье средство раскаяния: (Покаянные молитвы к Богу).Слайд 28Самая простая молитва из них Господи, прости. Звук включить30 сек
Учитель: Куда идет православный человек, чтобы очистить свою совесть и принести покаяние в содеянных грехах? (в храм)Слайд 29
Как дерево может
Укрыть от дождя,
Так храм защищает
Пришедший народ
От жизненных бурь
И душевных невзгод!
Когда раскаяние действительно придёт? (когда оно искреннее).
Слайд30
Учитель: -Но не всякое раскаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле изображают пару движений. Кого же они обманывают?(себя) Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, и даже, как апостол Петр, до слез. Но после таких слез приходит радость.
VIII.Закрепление изученного материала.
Презентацию свернуть, открыть программу
Учитель:А сейчас выполним несколько заданий на закрепление изученного. Внимание на экран.(увеличить)
Итог:
Учитель:
Дорогие ребята!
Наш урок подходит к концу. - Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить: Слайд 31
Сегодня на уроке я узнал …
Больше всего мне запомнилось …
Теперь я буду
Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела. Слайд 32
Сегодня у нас на уроке присутствует ………………………………..
IХ.Домашнее задание Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние. Напишите в рабочих тетрадях автора и название произведения.
Слайд 33
Литература:
1. «Детская Библия. Библейские рассказы в картинках». Авторы: Борислав Арапович и Вера Маттелмяки, Изд: Российское Библейское общество,М; 1993г.
2. Кураев. А. В. Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры. М; «Пр»; 2012г.