kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРК. Тема "Семья. Семейные ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 4 классе в рамках реализации курса ОРК. 

Целевая установка урока:

       Познакомить обучающихся с понятием семьи, с правилами семейной этики; выработать у обучающихся представление о роли семьи в обществе; сформировать понимание себя как члена семьи; сформировать мотивацию на создание в будущем хорошей, крепкой семьи; воспитывать ответственность за благополучие близких и семьи в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРК. Тема "Семья. Семейные ценности"»








«Семья. Семейные ценности»


(Разработка урока по основам религиозных культур и светской этике в 4 классе.)














Минко Марина Анатольевна,

учитель начальных классов













Тема: «Семья. Семейные традиции»

Цели урока:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.

Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

2-я линия развития личности:

Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.

Целевая установка урока:

Познакомить обучающихся с понятием семьи, с правилами семейной этики; выработать у обучающихся представление о роли семьи в обществе; сформировать понимание себя как члена семьи; сформировать мотивацию на создание в будущем хорошей, крепкой семьи; воспитывать ответственность за благополучие близких и семьи в целом.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (токовый словарь, учебник, детская энциклопедия, интернет).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.

Формы работы учащихся: работа в группах различного состава

Основные термины и понятия: семья, семейные ценности, родословная, генеалогия, традиции.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, родословные учеников (проекты), цитаты, пословицы, стихи на тему «Семья»; тексты сказки и притчи.








Ход урока


I. Организация класса.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

II. Актуализация знаний. Создание мотивации.

С каким произведением мы познакомились на последних уроках чтения?

( Сказка Шварца «Два брата»).

Главная мысль этой сказки поможет нам определить тему нашего урока.

Давайте вспомним основные моменты этой сказки (Краткий пересказ с опорой на иллюстрации)

-Какой показана семья в начале сказки? Чего не было в этой семье?

- Когда старший брат понял, что он натворил?

-Каким мы видим Старшего в начале сказки? А в конце? Почему с ним произошли изменения?

- В чем жизненная мудрость этой сказки? Чему она нас учит?

( слайды 2,3,4,5,6,7, )

III. Определение темы и целей урока

Тема нашего урока ОРК тесно связана с главной мыслью произведения Шварца. Но чтобы еще легче было сформулировать тему урока, обратите внимание на иллюстрацию. Какие ассоциации вызывает она у вас? (слайд 8) (семья)

Согласна. Я тоже думаю, что это семья. Сопоставив все сказанное, определите тему урока, (слайд 9) (Семья) и я еще добавлю - Семейные ценности.

- Какие задачи мы можем поставить на этом уроке? (Дадим определение понятия семья, узнаем, что такое семейные ценности, выясним, что дает человеку семья)

( слайд 10)

IV. Открытие новых знаний.

Мы очень часто употребляем слово «семья», а приходилось ли вам задуматься, а что такое семья?

(ответы детей)

- А где мы можем узнать точное, научное определение понятия семья? (в словаре, в учебнике, в интернете)

Предлагаю работу в группе. Каждой группе предлагается источник информации. (Одна группа получает токовый словарь под редакцией Ожегова, вторая детскую энциклопедию «Что такое. Кто такой», третья группа учебник ОРК, четвертая группа планшет, для выхода в интернет.) Найдите в разных источниках определение понятия «семья».

Проверка. Каждая группа знакомит с результатами своей работы.

- Можем ли мы сказать, что все определения, хотя они немного разные, говорят об одном и том же понятии? Какое определение вам показалось более понятным, доступным? (слайд 11)

- Глядя на формулировку определения можем ли мы сказать, а для чего нам нужна семья? (ответы детей)

Человек очень давно стал задумываться над этим вопросом. Посмотрите, у нас в классе 4 пословицы, вы их уже, конечно, прочитали. Подойдите к той пословице, которая вам понятна, близка и в образовавшейся группе объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы.

Пословицы.

Семейный горшок всегда кипит.

Согласную семью горе не берет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья человеку дает путевку в жизнь.

(Дети подходят к выбранной пословице, в образовавшейся группе обсуждают смысл пословицы, готовятся доказывать свое мнение)

Проверка задания

- Обсуждая пословицы, вы очень точно смогли определить их смысл , сделали правильные выводы. И хотя жизненного опыта у вас еще мало, вы почувствовали мудрость этих пословиц интуитивно, потому что все вы живете в семьях.

Семья нужна человеку, чтобы быть счастливым. Человек рождается и ищет любовь, и именно семья может дать человеку эту любовь. Может сделать человека счастливым.

-А каждая ли семья счастлива?

Я прошу вас послушать китайскую притчу, которая нам поможет определить, а что отличает счастливую семью от несчастной, что есть в счастливой семье такого, что позволяет ей таковой считаться. (Слайд 12)

(Рассказывает подготовленный ученик)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

- Давайте предположим, какие слова написал старик?

Работа в группах. ( Дети, после обсуждения, пишут на листках ромашки 3 слова.)

Проверка. Дети читают слова, прикрепляют лепестки к серединке ромашки.

- А для того, чтобы проверить правильность наших предположений выполните следующее задание. Сложив из букв слово, вы узнаете, какие слова написал старик. (Получаются слова «Любовь», «Прощение», «Терпение») (слайд 14)

Почему именно эти три слова назвал старик?

(На них строится настоящая счастливая семья, но встречаются они не в каждой семье.)

- Скажите, а чего не было в семье героев сказки Е. Шварца? (терпения, прощения)

- Вы смогли выполнить задание, только работая вместе. Так и в семье от каждого зависит, какая у вас семья.

Все что вы перечислили очень важные вещи для каждой семьи, это то, что может объединить семью. Сделать ее счастливой и называется это - семейные ценности (слайд 15)

А через что, мы можем ощущать эти семейные ценности? (Через семейные традиции) (слайд 16)

VII. Семейные традиции.

- В крепкой, счастливой семье традиции передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи. (О родословном древе рассказывает Эльвира Г.)

-А вот о других семейных традициях, расскажет Соня П. (видеоролик о семейных традициях семьи)

– Расскажите, а какие традиции есть в вашей семье.

– А какими из них вы особенно дорожите?

– Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?

– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

VIII.

- Ребята, обратите внимание на доску. В начале урока, когда мы работали над притчей, мы писали слова на лепестках ромашки. Этот цветок не случайно оказался у нас на доске. (слайд 17)

Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы, которая была поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет религиозных границ. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, а символом этого праздника был выбран цветок ромашки.

Давайте послушаем легенду о Петре и Февронии.

(рассказывает подготовленный ученик)

( слайд 18,19, 20)

История праздника

По легенде, муромский князь Петр заболел проказой, и ни один лекарь не мог его исцелить. Тогда князю посоветовали обратиться к крестьянке Февронии.

Феврония ответила, что вылечит князя, а за то он должен будет на ней жениться. Князь принял от Февронии целебную мазь, но потом выздоровел и не захотел держать своего обещания, не женился на дочери бедняка. Но вдруг болезнь возвратилась к нему. Тогда вынужден был Петр со

стыдом снова обратиться к Февронии. Она исцелила его, и Петр взял ее в жены.

Когда Петр стал самодержцем, муромские бояре пришли к Петру и сказали

- Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня! Петр не пожелал вновь предать Февронию и они ушли из Мурома.

А в Муроме после этого бояре, желая властвовать устроили кровавую бойню . И вновь вельможи из Мурома умоляли вернуться Петра и Февронию. Они вернулись и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Умерли Петр и Феврония в один день. Завещали похоронить себя в одном гробу, но люди не решились выполнить их волю и положили умерших в разные гробы. Утром чудесным образом тела их оказались в одном гробу.

С тех пор Петра и Февронию считают покровителями семьи и семейного счастья.

XI. Рефлексия.

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? Можем ли мы считать, что справились с этими задачами?

Закончите предложение:

Семья – это…

- Какие семейные ценности вы можете назвать?

Итогом нашего урока можно считать строчки стихотворения. Давайте послушаем.

Дети читают стихотворение

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

-Издавна на Руси, чтобы сохранить семью делали куклу – оберег. Мы желаем всем присутствующим, чтобы в ваших семьях всегда царили любовь, прощение и понимание. Берегите свои семьи, и тогда в ваших семьях поселится счастье.

Примите от нас куклу - оберег, пусть она хранит вашу семью.




Литература:

1. Учебник А. В. Кураев « Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2018г.;

2. Учебник А. В. Кураев « Основы светской этики», М.: Просвещение, 2018г.;

3. М. Тахисова стихотворение «Семья».

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРК. Тема "Семья. Семейные ценности"

Автор: Минко Марина Анатольевна

Дата: 26.12.2022

Номер свидетельства: 621614


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства