Просмотр содержимого документа
«Конснект урока по ОРКСЭ модуль " Православие"»
Конспект урока
по «Основам религиозной культуры и светской этики».
Модуль
«Основы православной культуры».
Учителя начальных классов МОУ «СОШ№60»
Зиганшиной Н.С.
Урок № 2. Тема урока. Культура и религия
Цель урока: Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание культуры России.
Задачи урока:
Обучающая: узнать связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающая: усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитывающая: сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Ключевые понятия урока:
Родина, культура, религия
На доске выписаны слова:
Родина – родители, друзья, соседи, земля, история, культура
Культура – правила, нормы, обычаи
Религия – вера, Бог.
Оборудование:
учебное пособие «Основы православной культуры», 4-5 кл./ А.В.Кураев.;
карточки «Правила культуры поведения…»(3 вида);
карточки-термины для практической работы;
презентации слайды «Культура и религия»;
словари учащихся.
Ход урока:
I. Орг.момент. Ученики входят в класс под музыку «Широка страна моя родная»
(«Песня о Родине») (Исаак Дунаевский – Василий Лебедев-Кумач) Поль Робсон, А.Ерохин (фортепиано)
(Презентация слайд 1)
II. Актуализация ранее полученных знаний.
- Мы живём в замечательной стране под названием Россия. Мы говорим: Россия – наша Родина. А как вы понимаете это слово?
Ответы детей…(наша земля, город, родители, друзья…)
Учитель размещает соответствующие карточки на доску. (Родина – родители, друзья, соседи, земля, история, культура)
(Презентация слайд 2.)
- Мир, окружающий нас, многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек – это материальный мир. Но, есть и другой мир. Какой?
(Слушаем ответы детей о духовном мире. О мире культуры.)
- В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Что называем культурными традициями? (Слушаем ответы о культурных традициях, принятых в семьях.)
III. Изучения нового.
– Сегодня вы познакомитесь с понятием слова культура.
(Презентация слайд 3.)
- Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура- то, чего нет в дикой природе.
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Посмотрите на слайд. Знакомы ли вам эти памятники культуры?
Ответы детей (Храм Вознесения Господня. Монумент "Тыл - фронту".)
Как вы считаете, какие причины побудили людей построить Храм Вознесения Господня?
Ответы детей (Чувство любви и благодарности Богу, необходимость молитвы в храме…)
Храм Вознесения Господня — православный храм открылся в июле 2004 года. Помимо основного храма с семью куполами в состав комплекса входят: крестильная церковь, колокольня, источник со святой водой, дом милосердия с трапезной, приютом и часовней, воскресная школа...
Монумент "Тыл - фронту" Монумент является первой частью триптиха, состоящего из монументов "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде и "Воин-освободитель" в берлинском Трептов-парке.
Почему было решено построить Монумент "Тыл - фронту" в г.Магнитогорске.
Ответы детей (в память о погибших воинах, о героях- тружениках города…)
Решение о возведении монумента в Магнитогрске было связано с тем,что каждый третий снаряд и каждый второйтанк был сделан из магнитогорского металла.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.
2. Работа с текстом.
- Открываем учебник страница 6. (Читаем текст цепочкой.)
- Что же входит в понятие культура? (Это всё что создал человек...)
Домашнее задание:
В классе три группы. 1- группе. Заполнить таблицу.
Правила культурного поведения за столом:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
2 – группе. Заполнить таблицу:
Правила культурного поведения в гостях:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Описание русской культуры Павлом Алеппским
(Презентация слайд 4.)
Арабский путешественник Павел Алеппский. 350 лет назад побывал в России. Вот так он описывает черты нашей культуры.
(Презентация слайд 5.)
4. Истоки русской культуры – в православной религии.
(Презентация слайд 6. Слово православие...)
- Прочитайте, что означает понятие православие.
- Православные христиане верят в Бога и сына его Иисуса Христа. Посмотрим на картину русскогохудожникаАлександра Иванова - «Явление Христа народу» («Явление Мессии»).
(Презентация слайд 7.)
- Что вы видите? (слушаю ответы детей.)
- На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн (в его руках крест) указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями.
Домашнее задание: Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?
5. - Обратим внимание на то, что правила общие для всех людей могут объяснять по - разному. Например, люди осуждают ложь. Один пояснит: «Не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что, всякую ложь видит Бог».
- Как вы думаете, какая позиция у человека живущего в религиозной культуре?
- Мы подошли к понятию религия.
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
- Истоки русской культуры - в православной религии. Как граждане России, с отечественной культурой мы начинаем знакомиться с рождения, когда видим окружающий мир и слышим родную речь. Подрастая, человек знакомится с городом или селением, в котором живет, с людьми — носителями родной культуры, со святынями родной земли, с книгами и другими сокровищами культурно-исторического наследия России. Знакомству с отечественной культурой помогают родная история, русский язык и литература и многие другие учебные дисциплины. Любовь к книге и искусству также позволяет нам соприкоснуться с истоками родной культуры. Например, слово «спасибо» - это сокращённое пожелание: «Спаси, Бог!». А так же слова благодарности. Какие вы знаете? (Благодарю, здравствуйте).
Домашнее задание 3 – группе. (Для детей посещавших православный храм, из беседы с родителями.) Заполнить таблицу:
Правила поведения в храме:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
6. Чтение текста учебника страница 7.
- Итак, мы живём в стране многонациональной, с большим культурным и религиозным наследием. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
IV. Закрепление.
Практическая часть:
Задание: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.
Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература, образование, музыка, развитие, традиции и обычаи, живопись.
V. Домашнее задание. Давалось в ходе урока. Раздаточный материал. Выучить понятия: культура, религия, православие. Стр. 6-7 учебник. Дать ответы на вопросы.
Презентация: «Культура и религия» 7 слайдов.
Аудио запись: «Широка страна моя родная» Автор текста (слов): Лебедев-Кумач В.
Композитор (музыка): Дунаевский И.
Литература:
1. «Основы православной культуры» 4-5 кл. А.В.Кураев.
2. «Толковый словарь русского языка» В.И.Даль.
3. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов.
4. «Православная культура России» Протоирей Борис Пивоваров.