способствовать формированию потребности общения с православной литературой; осуществлять поиск необходимой информации.
Развивающий аспект:
содействовать развитию умений работать с текс том православной литературы, умения вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать самостоятельные выводы;
содействовать формированию коммуникативной и информационной компетентности;
содействовать развитию читательского воображения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать формированию потребности общения с православной литературой; осуществлять поиск необходимой информации.
Развивающий аспект:
содействовать развитию умений работать с текс том православной литературы, умения вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать самостоятельные выводы;
содействовать формированию коммуникативной и информационной компетентности;
содействовать развитию читательского воображения.
Воспитательный аспект:
способствовать формированию необходимых нравственных ценностных установок, способствовать формированию волевых качеств: стремления понять то, что кажется непонятным и сложным.
Задачи урока: ( формирование цели и доведение её до сознания учащихся):
Повторить темы «Христос и его крест», «Заповеди» ( 1,5,6,8,9); «Защита Отечества», «Икона»;
Закрепить понятия – «Словарь».
Познакомить учащихся со стихотворениями Елены Екимовой «Грех», «Зло», «Обида», «Жалость», «Щедрый человек», «Душа», «Крестик»; с рассказами «Как купец сам себя обманул»; «Перед иконою святого Георгия», мультфильм «Пересвет и Ослябля».
Иллюстрации к «Заповедям»; рисунки детей ( оформлены выставка в храме)
Тип урока: обобщающий
Форма урока: урок – концерт
Методы урока: словесные, наглядные, творческие, объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.
Ход урока:
Организационный момент
Разминка: повторение пройденного ( вопросы репродуктивного характера):
Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
Что значит молиться?
Почему Библию называют Книгой Книг? Из каких частей она состоит?
Назовите «золотое правило» этики. Почему оно золотое?
Что такое иконостас?
У. Изучение предмета «Основы православной культуры» мы с вами закончили. На уроках вы узнали много интересного из истории православной культуры, истории России. А чему научились вы, что нового и полезного узнали? ( зачитываются ответы учащихся, которые они дали на предыдущем уроке). ( Перестала обижаться на людей; думала, что урок скучный, но поняла, что нужный; стал редко обижать сестру; узнала, что икона – это не картинка; хочу покреститься; узнал о Боге, храме и молитве; не унижать людей – ведь мы все одинаковые; хороший , правильный урок; узнал заповеди, и мне стало легче жить).
Итак, 10 дней назад мы начали подготовку к сегодняшнему уроку, выбрали 4 темы, чтобы поделиться знаниями с гостями урока ( представить гостей) .
1-я тема – «Христос и его крест». Библия подчёркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу его начало и его конец. ( Дети рассказывают о «Богоявлении» и «Голгофе», «Символике креста»
2-я тема – « Заповеди». ( Мы вспомним сегодня 4 заповеди. Первая заповедь: Я господь Бог твой, Да не будет у тебя других Богов пред лицеем моим. Бог не претендует на первенство . Он не желает, чтобы ему оказывали больше внимания, чем другим Богам. Он не говорит, чтобы поклонялись ему одному, так как других Богов не существует.) Звучит стихотворение «Душа».
5-я заповедь - «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…»
-О чём эта заповедь? ( не только уважения и покорности по отношению к родителям, но любви, нежности, заботы о родителях; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.) Звучит стихотворение «Обида»
6-я заповедь – « Не убивай».
- Почему человек не имеет права отнимать жизнь у другого человека, то есть убивать? ( Жизнь, данная Творцом, благо, её нельзя бездумно проживать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью) Звучвт стихотворения «Крестик», «Жалость».
8-я заповедь – «Не кради».
_ Чего требует эта заповедь? ( жить честно).
Звучит рассказ «Как купец сам себя обманул» и стихотворение « Щедрый человек»
9-я заповедь – « Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего».
_ Чему учит эта заповедь? ( не обманывать). Звучат стихотворения «Грех» и «Зло».
3-я тема для повторения –«Икона».
- Что мы называем иконой? ( Икона (греч.) – образ, изображение. Это священное изображение Господа, Матери Божией, Ангелов, Святых.
-Как пишутся иконы?
-Какая икона лежит на аналое в центре храма?
- Как прикладываться к иконе?
Звучит рассказ « Пред иконою Святого Георгия».
4-я тема – «Защита Отечества»
Русская православная церковь всегда считала защиту Отечества делом святым.
Смотрим мультфильм «Пересвет и Ослябля».
5-я тема «Словарь».
- На уроках ОРКСЭ мы познакомились с новыми для вас понятиями. Давайте вспомним их и дадим толкование ( поднимаются карточки с написанными на них словами : «Бог», «Молитва», «Христианин», «Библия», «Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики» , «Икона».
4.Вывод. Знания, полученные на уроках ОРКСЭ нужны не только православному человеку. Делать добро, с любовью относиться к родителям, уметь прощать, стремиться помогать людям должен каждый человек.
5.Общий вывод. Спасибо детям, принявшим активное участие в заключительном уроке, спасибо гостям, особенно отцу Павлу за помощь в проведении уроков, за доброе отношение к нам.
Приложение.
Стихотворения Елены Екимовой.
Грех.
Если ты бываешь дерзким,
Думаешь, что лучше всех,
Обижаешь тех, кто младше,-
Знай, что совершаешь грех.
Призадумайся об этом:
Стоит ли со злом дружить?
Лучше жить со всеми в мире
И стараться не грешить.
Ну а если сделал плохо,
Очень долго не грусти:
Потому что есть на свете
Слово светлое – «прости».
Жалость.
Покормил щенка в сторонке –
Он от голода страдал,
С дерева достал котёнка –
Кто-то злой его загнал.
Немощной, больной старушке
Молоко и хлеб принёс.
И любимые игрушки
С мамой в детский сад отнёс.
Пусть живёт в твоём сердечке
Жалость к тем кто одинок,-
Утешенья ждёт сердечко, -
Этому нас учит Бог.
Щедрый человек.
Человек бывает вредным,
Неприветливым, скупым,
А бывает очень щедрым
Добрым, радостным, простым.
Он конфеты и печенье
Сам не съест и всем раздаст,
Дарит всё без сожаленья
И последнее отдаст.
А ещё он кормит птичек-
Воробьишек, голубей,
Галок, маленьких синичек, Чтоб жилось им веселей.
Литература.
Н. Смоленский « Драгоценные камни веры» ( рассказы из жизни святых).
Монах Лазарь «На реке Рузе» ( рассказы для детей).
«Золотая чашка» ( сборник рассказов ( Теплова «Два яблока»).
Леонид Нечаев « Повесть о преподобном Сергии Радонежском».
Книги Бориса Ганаго ( «Будем как дети», «Готово ли сердце»).