Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников
Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, нового вида деятельности - учения и включения в систему классного коллектива. У него развиваются элементы соцмальных чувств. Формируются навыки общественного поведения. Свойственная данному возрасту доверчивость, склонность к подражанию, высокий авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формипования высокоморальной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников»
Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников
Иванова Е.И. педагог-психолог МБОУ Карлинской СОШ
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, нового вида деятельности – учения и включения в систему классного коллектива. У него развиваются элементы социальных чувств. Формируются навыки общественного поведения (коллективизм, взаимопомощь, товарищество и т. д.). Свойственная данному возрасту доверчивость, склонность к подражанию, высокий авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной нравственно-ориентированной личности.
Поскольку в начальной школе основной потребностью младших школьников является потребность "быть хорошим", педагог заранее придумывает такие средства воздействия на личность, с помощью которых данная потребность будет реализована, эмоционально пережита и выражена впоследствии в деятельности. Именно знания, чувства и поведение лежат в основе системы воспитания этической культуры, а средства, которые заранее выбирает педагог, являются стимулами нравственного развития личности.
В настоящее время в педагогике под стимулом понимают прикосновение извне, которое рассматривается как внешний толчок, вызывающий соответствующие формы поведения. Одним из таких стимулов является игра как один из видов деятельности детей, направленных на познание окружающей действительности.
Игра этической направленности – это метод создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие.
Этическая игра отличается от обычной игры тем, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка, способна помочь ему в преодолении трудностей. Именно этическая игра способна моделировать ситуации и различные стороны нравственной жизни людей, что позволяет в более доступной форме погружать их в мир нравственности.
Во время этической игры происходит внутренний диалог и нравственный выбор ребенка. В то же время этическая игра позволяет педагогу диагностировать нравственные качества и выбирать правильные пути решения выявленных проблем.
В игре ребенок может раскрыть черты своего характера, свои способности, поведать о своих проблемах. В процессе игры важно чуткое сопровождение педагога, а не руководство ее процессом. В ходе игры взрослый как бы погружается в мир детских взаимоотношений: вникает в проблемы, волнующие детей, обсуждая их, участвует в их решении как полноправный член игрового коллектива, но при этом он знает и видит особенности сложившихся взаимоотношений.
Все это дает возможность педагогу вносить незаметные коррективы в процесс общения, помогать детям выходить на нравственно-ориентированное взаимодействие, учиться жить одним коллективом.
Анализ стимулирующих игровых приемов, применяемых на этических занятиях, позволил объединить их в следующие смысловые группы:
включающие учащихся в этическую проблему;
выявляющие оценочные суждения учеников;
способствующие накоплению опыта поведения;
стимулирующие нравственное развитие.
Игры, включающие в этическую проблему, используются на начальном этапе этического воспитания. Для этого необходимо погрузить младшего школьника в обсуждаемую проблему, чтобы она ему стала близка.
Так, например, на занятии на тему "Вежливые слова" с этой целью используются шкатулка и карманный фонарик. Вначале педагог перечисляет все, чем его радуют дети и говорит, что он тоже хочет порадовать их, для чего он принес на занятие волшебную шкатулку. Учитель демонстрирует шкатулку, крышка которой закрыта.
– Вы хотели бы узнать, что находится в шкатулке? (Педагог пытается открыть крышку, но она не открывается).
– Что надо сделать, чтобы открылась крышка? Как надо попросить? (Вежливо).
Крышка шкатулки открывается, и ученики видят, что в ней много маленьких игрушек.
– Вы хотели бы получить подарок из шкатулки? Что для этого надо сделать? (Вежливо попросить).
Если школьник не произносит волшебное слово, то шкатулка не открывается. Ученики приходят к этому выводу.
Когда ребенок взял подарок и сказал "спасибо", то загорается волшебный огонек (фонарик в руках педагога).
– Почему в одном случае огонек загорелся, а в другом – нет?
Ученики приходят к выводу, что если кто-то забыл поблагодарить шкатулку за подарок, то огонек не загорается.
– Важно ли благодарить. Если вам делают приятное? Почему? Как вы думаете, важно ли быть вежливым и благодарным? Почему?
Значимость данной игры состоит в том, что уч-ся не только погружаются в проблему. Нои, испытав разочарование, начинают мысленно анализировать ситуацию, осмысливать себя в ней, задавая вопрос: "В чем моя ошибка?", что и приводит их к своевременной догадке.
Игровые приёмы, относящиеся к первой группе, могут быть и более простыми. Погружение в проблему может осуществляться только за счёт эмоционального выплеска ребёнка, например, в ходе проведения игры «Светофор».
- Для чего нужен светофор? Что обозначают его цвета? Что бы они могли обозначать, если речь идёт о проступках человека? Красный свет - так поступать нельзя! Жёлтый – не знаю, как поступить! Зелёный – так поступать можно!
Педагог приводит жизненные ситуации, например: толкнуть и не извиниться, уступить место в транспорте, помочь пожилому человеку перейти дорогу, поздороваться при встрече и т.д., а ученики с помощью модели светофора анализируют их.
Таким образом, главный акцент игр первой группы направлен на эмоциональное включение и переживание ситуации, выводящей на этическую проблему.
Цель игр, выявляющих оценочные суждения детей, – помочь ребенку исследовать нравственную природу человеческих взаимоотношений, научиться анализировать себя, свои поступки. В качестве примера приведу игру "Собери букет":
– Представьте себе, что наступило лето и вокруг вас много цветов. Мы поиграем в игру "Собери букет". Возьмите листок бумаги и запишите на нем название цветка, который вам нравится больше всего. Представьте, что этот листок бумаги превратился в этот цветок. Желающий собрать букет может "сорвать" три цветка, которые ему особенно нравятся (взять соответствующие листы), но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того ученика, у кого взят цветок.
Далее ученики по желанию выходят и собирают цветы (листы бумаги), каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников. Последний букет собирает учитель. Он берет листы-цветы у тех, у кого они остались, и называет лучшие качества этих учеников. В результате нет обиженных, а ученики услышали о себе хорошее, задумались о своих качествах.
Данная методика привлекательна тем, что в процессе игры учащиеся без назидания педагога узнают о своих качествах личности, к тому же они имеют возможность потренироваться в оценочных суждениях о своих товарищах.
Далее приведу пример игр, способствующих накоплению опыта поведения.
Суть игры "Ромашка" заключается в том, что ученикам раздается бумажная ромашка. Отрывая лепесток, ученик пишет на нем имя того человека, перед кем он чувствует себя виноватым. Затем он произносит волшебные слова: "Лети, лети, лепесток…" и кладет лепесток на парту товарищу, перед которым хочет извиниться и попросить прощение.
– Что вы почувствовали, когда просили прощение? Стало ли легче у вас на душе? Почему вы улыбаетесь? Пусть наши улыбки помогут нам крепче подружиться и забыть все обиды.
Цель игры "Ручеек" – создание климата доброжелательных отношений. Ученики встают парами друг за другом, соединив вверху руки дугой, образуя ручеек. Дети, выбирая себе пару, говорят партнеру приятные слова – комплименты.
Педагог может первым пройти через ручеек и выбрать себе в пару самого невыбираемого детьми ученика, сказав ему доброжелательные слова.
Далее приведу пример игры, стимулирующей нравственное развитие младших школьников.
"Зеркало".
– Для чего нужно зеркало? Что оно нам может показать? На ваших партах лежат зеркала. Представьте себе, что они волшебные. Если в них посмотреться с одной стороны, то высветятся все самые лучшие качества, с другой – самые плохие. Задумайтесь об этом и мысленно загляните в свои зеркала.
Далее к доске выходит ученик. Его одноклассники становятся его "зеркалом" и называют его положительные качества. Ученик задумывается о том, совпадает ли его мнение с мнением класса.
В этической игре присутствуют стимулы одобрения, позитивной нравственной оценки, оценочного суждения, интереса, которые играют важную роль в укреплении чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости и ценности каждого ребенка в коллективе, его уважении, принятии таким, каков он есть.
Игровые приемы и ситуации в этическом занятии позволяют младшим школьникам осмыслить проблемы нравственной жизни, что в результате приводит к развитию нравственной самооценки.