kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Принцип доступности» как средство формирования положительной мотивации к изучению предмета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

практика преподавания курса и общение с коллегами позволила придти к выводу ,что  содержание данного курса строится на   философских и религиозных понятиях  сложных для восприятия младшими школьниками. И что бы сделать  свой урок  познавательным ,интересным,  создающим эмоционально переживание, как средство запоминания ,имеющим практическое значение для 10-11 детей, большая ответственность возлагается на учителя. Суть преподаваемого курса состоит в том, что бы ученик не только услышал, но и задумался. А для того ,что бы задуматься, он должен понимать услышанное.

Решение этой проблемы ,  я обозначила  для себя как реализация «принципа доступности» и  определила следующие направления деятельности:                               

-отбор оптимальных форм и методов организации учебного  процесса;

-использование литературных произведений, которые бы смогли  помочь обучающимся понять глубину изучаемого нравственного  понятия.

-использование Цифровых Образовательных Ресурсов

- внеурочная деятельность по курсу ОРКСЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Принцип доступности» как средство формирования положительной мотивации к изучению предмета. »

Из практики преподавание курса ОРКСЭ.

«Принцип доступности» как средство формирования положительной мотивации к изучению предмета».

«Д. Лихачев говорил: «Человечество не выживет физически, если погибнет духовно». С нравственного разложении личности начинается упадок нации. Неоднократно в нашей истории делались попытки подменить истинные ценности ложными, но есть фундаментальное национальное наследие с незыблемыми этическими добродетелями, обладание которыми человек должен воспринимать, как высшее благо.

Патриотизм, любовь к Родине, уважение к ближнему, семейные ценности-эти понятия широко раскрываются учащимся в рамах таких предметов как литература, МХК, история.

О дружбе, доброте, благородстве, а также культурах, которые раскрывают смысл этих понятий, речь ведется на уроках по новому учебному курсу обязательному для преподавания в 4 классе «Основы религиозных культур и светской этики».

Однако, практика преподавания курса и общение с коллегами позволила придти к выводу ,что содержание данного курса строится на философских и религиозных понятиях сложных для восприятия младшими школьниками. И что бы сделать свой урок познавательным ,интересным, создающим эмоционально переживание, как средство запоминания ,имеющим практическое значение для 10-11 детей, большая ответственность возлагается на учителя. Суть преподаваемого курса состоит в том, что бы ученик не только услышал, но и задумался. А для того ,что бы задуматься, он должен понимать услышанное.

Решение этой проблемы , я обозначила для себя как реализация «принципа доступности» и определила следующие направления деятельности:

-отбор оптимальных форм и методов организации учебного процесса;

-использование литературных произведений, которые бы смогли помочь обучающимся понять глубину изучаемого нравственного понятия.

-использование Цифровых Образовательных Ресурсов

- внеурочная деятельность по курсу ОРКСЭ

В качестве наиболее важных механизмов способствующих освоению содержания учебного курса я использую следующие методы и приемы:

1. Метод моральных дилемм и дискуссий (короткие обсуждения тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь ученика). Например .Изучая тему «Дружба» (Основы светской этики).После знакомства с определением в учебнике понятия «дружба»,я предлагая подискутировать над рассказом Осеевой « До первого дождя».Почему воспитатель сказала девочкам, что их дружба до первого дождя? Приведите примеры дружеских отношений из собственного жизненного опыта.

2.Метод исследования .Например. При изучении темы «Пасха» (Основы православной культуры),познакомившись на уроке с историей появления праздника, я в качестве домашнего задания предложила провести обучающимся вместе с родителями мини- исследование на тему «Пасхальные явства: почему, как и когда пекли пасхальный кулич, чем яйцо писанка отличается от крашенки».

3.Проблемный диалог .На уроках я не даю обучающимся знаний в готовом виде, а предлагаю самим сформулировать тему урока, цели сделать выводы. Применяя технологию проблемного обучения .Например. Тема «Добро и зло» создание проблемной ситуации:

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться,

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица.

Вопрос: А почему доктор добрый? Потому что он под деревом сидит?

А если Бармалея посадить под дерево он тоже станет добрым? В ходе рассуждений дети дают характеристику понятиям добра и зла .

4.Игровые формы. В игровой форме любая, даже очень сложная информация усваивается легче и процент ее восприятия выше. Например по теме «Правила поведения» разыгрывались сценки (Я пришел на день рождения к другу, я пассажир автобуса ,я в школьной столовой и другие) , на уроке по теме «Добродетель и порок» игра «Продолжи предложение».

Чтение стихотворения учителям, а дети подбирают подходящие по смыслу слова:

Например. Придумано кем-то просто и мудро-

При встрече здороваться …(Доброе утро!)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:..(Добрый день!)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит встречаясь :…(Здравствуйте!)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ….(Спасибо)

Когда бранят за шалости,

Мы говорим: …(Прости ,пожалуйста)

И во Франции ,и в Дании говорят, прощаясь… (До свидания!)

Всем Вам с большой любовью

Желаю крепкого …(Здоровья)

В качестве рефлексии по уроку от обучающихся не требуется передать содержание параграфа или повторить формулировки понятий, изученных на уроке. Чаще всего, чтобы проверит ,как обучающие поняли содержание урока использую пословицы, фразеологизмы соответствующие теме урока и прошу объяснить их смысл ,или предлагаю работая в паре решить кроссворд, чья пара быстрее и правильно выполнит задание. Кроме того, использую рубрики «тренажер», «контроль» цифровых образовательных ресурсов для выполнения тестовых заданий по теме урока, как группами, так и индивидуально.

Домашние задания носят в основном творческий или проблемный характер .Например по теме «Отношение христианина к природе» Домашнее задание: Сочинить сказку о домашнем питомце. Подобрать загадки ,пословицы и поговорки о животных .По теме урока «Милосердие и сострадание» создать рекламу, которую можно разместить в транспорте, на улице по теме «Спешите делать добро!» ( «Накормите бездомных собак» или «Не бросайте мусор на улице » реклама обязательно с иллюстрацией)

2.Практически к каждой теме урока можно найти знакомые детям литературные произведения(сказки, стихи, рассказы, притчи), музыкальные произведения. Например. Изучая тему «Добродетель и порок» на примере героев сказок Г.-Х Андерсена «Снежная королева», Ш.Перро «Золушка»,С.Маршака «Двенадцать месяцев», русской народной сказки «Морозко» определяем, какие качества главных героев можно назвать добродетельными, какие порочными и почему.

По теме «Свобода и моральный выбор человека» использовала сказку А.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», предлагая выяснить ,в какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка и как она поступила.

По теме «Свобода и ответственность» после чтения стихотворения А. Барто «Уехали» прошу объяснить, что заставило ребят вернуться за щенком.

3.Преподавани курса не может быть без наглядного обеспечения. Обучающиеся должны не только слышать информацию, но и иметь зрительные ориентиры. Помимо учебников на печатной основе, презентаций использую на уроке электронное сопровождение курса, которое содержит ресурсы объединенные в рубрики: анимация, биография, контроль, золотое слово, это интересно, исторический факт, слайд -шоу, иллюстрация, тренажер ,контроль ,святые имена, словарь. Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности. Обучающиеся с интересом воспринимают материалы ,представленные в электронном приложении к учебникам курса, с удовольствие выполняют задания тренажеров и контроля.

4.Кроме того, логическим продолжением уроков ОРКЭС являются воспитательные мероприятия в рамках внеурочной деятельности . Во время пасхальной недели объединив группы обучающихся «Основы светской этики» и «Основы православной культуры» мы провели праздник «Святая Пасха» .Проведению предшествовала большая исследовательская работа обучающихся вместе с их родителями. Результатом совместной деятельности стали проекты –«Игры на пасхальной недели», « Традиции дарения подарков в пасхальную неделю», а одна из бабушек показала мастер-класс по изготовлению пасхальных петушков ,изготовление заняло не более 10 минут, но какой восторг испытали дети от изготовления подарка собственными руками .

Для младшего школьник важна оценка его деятельности ,так как курс ОРКС не имеет оценочной системы я предлагаю обучающимся самим оценить себя при помощи смайликов: смайлик улыбка- мне было интересно я принимал активное участие в уроке, эмоционально мне было комфортно; смайлик грусти- я не понял, мне было скучно.

По результатам работ мною были сделаны выводы по оценке качества преподаваемого курса:

1.Дети размышляют, задумываются, прежде чем вынести свое суждение или оценку, задают вопросы, проявляют неравнодушие к обсуждаемым вопросам.

2.Проявляют заинтересованность к созданию проектов и творческих работ.

3.Курс дает возможность общения детей с родителями по вопросам нравственных ценностей.

4Дети учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, стараться делать правильный выбор в решении различных проблем.

5.Развитие информационной компетентности. Использование дополнительных источников при подготовке домашних заданий.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Палеха Надежда Николаевна

Дата: 28.07.2014

Номер свидетельства: 110741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Здоровая нация-процветающая России. Открытый урок по английскому языку в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(82) "zdorovaianatsiiaprotsvietaiushchaiarossiiotkrytyiurokpoanghliiskomuiazykuv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "264536"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449744230"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Здоровая нация-процветающая России. Открытый урок по английскому языку в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(83) "zdorovaianatsiiaprotsvietaiushchaiarossiiotkrytyiurokpoanghliiskomuiazykuv9klassie1"
    ["file_id"] => string(6) "264537"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449744237"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ". Открытый урок по английскому языку в 9 классе " Цветок здоровья""
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyiurokpoanghliiskomuiazykuv9klassietsvietokzdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "264539"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449744366"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства