Применение технологий системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках ОПК и ОРКСЭ
Применение технологий системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках ОПК и ОРКСЭ
Из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не последнее место занимает несформированность у младших школьников умений учиться, низкий уровень учебной мотивации, недостаточно адекватное отношение к школе, к роли и обязанностям ученика. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологий системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках ОПК и ОРКСЭ»
ДОКЛАД
«Применение технологий
системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
на уроках ОПК и ОРКСЭ»
(из опыта работы)
Выполнила: Чуйкова Оксана Александровна
учитель ОПК и ОРКСЭ
МБОУ «Клюквинская средняя
общеобразовательная школа»
2014 г.
Учитель ОПК: Чуйкова О.А.
МБОУ «Клюквинская СОШ»
Применение технологий системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках ОПК (из опыта работы)
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, ктo не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
А. Тофлер
Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не последнее место занимает несформированность у младших школьников умений учиться, низкий уровень учебной мотивации, недостаточно адекватное отношение к школе, к роли и обязанностям ученика. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.
Системно-деятельностный подход способствует развитию личности обучающихся на основе универсальных способов деятельности. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующая детское действие.
Системно-деятельностный подход включает 3 вопроса:
Чему учить? (Затрагивает обновление содержания образования)
Как учить? (Затрагивает обновление технологий образования)
Ради чего учить? (Затрагивает ценности образования)
Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностногометода- метода обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Ключевое слово здесь - деятельность. «В действии порождается знание!»
Сегодня современному учителю предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Недаром китайская мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Поэтому, эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя состоит в использовании на уроке:
Словесных методов - 10%-20% (слышит)
Наглядных методов - 50% (видит)
Практических методов - 90% (делает сам)
Именно поэтому современное обучение должно быть развивающим.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познанием мира в специально организованных условиях.
Таким образом, сущность системно-деятельностного подхода:
дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Задача учителя при подаче нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Важнейшая задача современной системы образования - «научить учиться».
Системно-деятельностный подход способствует формированию таких актуальных и востребованных в жизни ключевых компетенций, как:
Информационная компетентность
Коммуникативная компетентность
Компетентность разрешения проблемы
Рассмотрим, как можно формировать эти компетенции
Информационная компетентность- это готовность обучающихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Для организации деятельности обучающегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания - сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной и прочностью.
Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого я вырабатываю у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться»), и обучаю способам ее осуществления («как учиться»).
Я учу детей тем навыкам, которые им пригодятся при работе с информацией - пересказу, составлению плана, учу пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Формированию информационной компетенции способствует проектная и исследовательская деятельность.
Именно в такой работе обучающиеся учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.
В начальной школе проекты включены в урочную и внеурочную деятельность. Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.
ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
Детям всегда объясняю, что
Проект - это "шесть П":
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация.
Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Этапы работы над проектом
1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).
2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).
3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).
4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).
Требования к учебному проекту учащегося младшей школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. На первых уроках детям предлагаю такую памятку.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования.
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
На уроках я использую как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.
Часто мы с детьми реализуем мини-проекты. Формируем банк творческих заданий: кроссвордов, ребусов, тестов, загадок.
Дети начальной школы особенно любят «рисовать» проекты. Например, проект на тему «Совесть и раскаяние» мы выпустили стенгазету «Грехи», в которой каждый ученик изобразил грех, как он его понимает. Все эти мини-проекты для меня ценны ещё и тем, что помогают детям осознать абстрактные, довольно сложные для понимания вещи.
Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со стороны не только учителя, но и родителей. Такие проекты как: «Поход по славным местам моего Отечества» определяется её духовной, нравственной и эстетической значимостью для развития современного человека, призванный познакомить обучающихся с историей родного края ; «Традиции православной Пасхи» позволили группе детей совместно с родителями узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том, насколько эти традиции соблюдаются в наше время. Представляя результаты своей работы, дети угощали гостей куличами и крашеными яйцами.
Групповой исследовательский проект «Старейшие храмы города Курска» познакомил учащихся с красивейшими православными храмами нашего города. Дети представили свой проект в виде экскурсии с фотоотчётом и рисунками .
Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Так экскурсия в местный храм стала импульсом для начала работы над проектом «Храм Митрофана Воронежского: из прошлого в будущее». Результаты проектных работ были представлены обучающимися на школьной конференции. Сведения о проектных работах были размещены на школьном сайте.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».
Коммуникативная компетентность- это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы - работу в парах.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство обучающихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний обучающихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Правила общения в парах
При разговоре смотри на собеседника
В паре говори тихо
Называй товарища по имени
Внимательно слушай ответ
Помни, как соглашаться, возражать, помогать, просить о помощи.
Готовься исправлять, дополнять, оценивать.
После получения задания, дети выполняют его. Идёт обсуждение в парах. Они уже знают, что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. Когда пара готова отвечать, она поднимает руки. Ребята выбирают, кто из них будет отвечать и слово даётся выступающему от пары. Те вопросы, которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Рассмотрим следующую ключевую компетентность.
Компетентность разрешения проблемы- целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Сензитивным периодом для становления самооценки является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
Делать это можно с помощью условных обозначений . Дети называют эти круги «смайликами» или «светофором», зелёный смайлик - значит все получилосьвсе хорошо; желтый смайлик- получилось, но не всё; красный смайлик - сегодня пока не получилось, но я буду стараться.
На протяжении всего учебного года я провожу упражнения-тренинги. направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии.
Вот некоторые из них:
выполнение самоанализа своей работы , когда ребенку предлагается оценить результат своего труда;
- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников.
Предлагаемые способы оценивания позволяют: ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха, учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию.
родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
Давая оценку деятельности каждого ученика, я комментирую свою оценку. Только в этом случае ребенок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты проделанной работы, я особо отмечаю тех обучающихся, чья самооценка совпала с моей.
В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.
Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе.
Похвалить необходимо, даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я выполнял задания...
я понял, что...
теперь я могу...
я почувствован, что...
я приобрел...
я научился...
у меня получилось ...
я смог...
я попробую...
меня удивило...
урок дал мне для жизни...
мне захотелось...
либо выбирают фразы из индивидуальных карточек. Оценить результат своего труда поможет портфолио.
«Портфель достижений»- это собрание работ и результатов, которые показывают усилия и достижения ученика в разных областях (учёбе, творчестве, общении, здоровье и т.д.).
«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки, поэтому педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфолио. Оно является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Учёт результатов позволяет сделать выводы:
о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач.
В нашей школе среди обучающихся начальных классов проводятся конкурсы школьных портфолио. Такие конкурсы способствуют творческому подходу к оформлению школьных портфолио и стремлению обучающихся к личным победам и высоким результатам своего труда.
Формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий, которые мы проводим в школе. Это
1) различные конкурсы, 2) внеклассные мероприятия , 3) праздники
Свой доклад хочу закончить словами японской пословицы:
« Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни».