Особенности преподавания элективного курса ОПК в классах гумманитарной направленности
Особенности преподавания элективного курса ОПК в классах гумманитарной направленности
Данная работа представляет собой описание практического опыта педагога, преподающего элективный курс основ православной культуры в 10 - 11 классах гумманитарной направленности. В работе представлены приемы и методы, позволяющие, по мнению автора, достигнуть высоких результатов в преподавании данного учебного курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания элективного курса ОПК в классах гумманитарной направленности »
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район
автор: Слизовская Светлана Ивановна
Учитель изобразительного искусства, искусства, кубановедения, основ православной культуры
инновационный образовательный проект:
Особенности преподавания элективного курса ОПК в классах гуманитарной направленности.
2015 год.
Особенности преподавания элективного курса ОПК в классах гуманитарной направленности.
Пожалуй не один школьный курс не вызвал такого количества споров как ОПК. Поэтому методы преподавания этого предмета должны подбираться с особой тщательностью. А если твои ученики – старшеклассники, то с удвоенной кропотливостью.
Хочется объять необъятное. Хочется показать красоту и гармонию произведений православного искусства и дать основы знаний морали и нравственности, необходимые каждому в жизни. А ещё хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали, творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития… И чтобы самому учителю при этом тоже было интересно и радостно.
Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходятся постоянно решать в процессе подготовки и проведения уроков. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного, на мой взгляд, урока ОПК:
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому всё объяснили, поэтому моя задача – не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.
Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся.
В конце ноября мы отмечаем молодой праздник «День Матери», воздавая должное материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность, заботу и ласку. А на уроке ОПК рассказать о самой Великой Матери – Деве Марии. Она родила Спасителя мира – Иисуса Христа. Она добрая, скромная, чистая, послушная, ласковая. Восхищаясь ею, необходимо помнить тот земной путь, который прошла она на нашей Земле.
Но построив свой рассказ в виде готовой подачи знаний, разбудишь любопытство, которое, быстро пресытившись потоком информации и яркостью презентации, задремлет. Поэтому предлагаю старшеклассникам интеллектуальную игру «Умники и умницы», тема которой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» (предварительно оставив подобранный тематический материал). Состязаясь в интеллектуальном конкурсе, ребята узнают и запоминают намного больше, а привлеченные в жюри (высокий ареопаг) взрослые коллеги могут по-новому увидеть своих питомцев.
Формирование информационной культуры.
Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников.
Моя задача – научить работать с информацией: анализировать и систематизировать её, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.
Например, задание для класса подобрать материал к изучаемой теме. Выбирая иллюстрации к теме Рождество Христово, обратить внимание на достоверность изображения: Над пещерой, где родился Христос светит пяти- а не восьмиконечная звезда; Бог-младенец лежит в кроватке, а не в яслях; рядом с Девой Марией Иосиф, пышущий молодостью, а ведь ему на момент рождения Иисуса было 80… Подобный анализ иллюстраций готовых источников помогает критически оценить представленную готовую полиграфическую продукцию, заполонившую интернет.
Развитие мышления.
Каждого ученика можно научить эффективно мыслить, помочь освоить основные логические операции: выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.
Поэтому одним из ведущих методов в преподавании ОПК я считаю дискуссию.
Получая знания, ученик спорит, отстаивая свое мнение, чувствует уважительное отношение к себе, учится добывать доказательные, научно обоснованные аргументы, используя ресурсы интернет.
Россия – многонациональное государство. По статистике в нашей стране проживает более 800 национальностей. В гимназии, где я имею честь преподавать – 35. Это многообразие национальных культур и верований. Поэтому догматическое изложение предмета ОПК может вызвать либо негативную, либо инертную оценку.
Наш край – древняя Кубань – место поистине выдающееся. Отсюда Андрей Первозванный принес русскому народу свет Православия, здесь черноморские казаки построили свой первый каменный храм.
На уроках курса подчеркиваю, что принятие христианства для Руси имело не только теологическое, но и экономическое, культурное, внешнеполитическое значение.
Ведь с приходом христианства повысился уровень грамотности (чтение и перевод духовной литературы, сама азбука привнесена православными святыми), культуры (из Византии пришло искусство создания мозаик, фресок, икон, книжных миниатюр), поднялся международный авторитет страны, улучшились торговые отношения. Православие бережно отнеслось к древним традициям седой старины: обычаи масленицы не запрещались церковью. В народе христианским святым придавали черты древних божеств (Илья-пророк и Перун повелевали молниями и громом).
Более 1000 лет православная церковь принимает активное участие в развитии науки, образования, культуры России. Многие отцы Православия были просветителями русской земли, у нас на Кубани, например, это Кирилл Россинский, открывший множество школ. Сейчас по инициативе РПЦ происходит восстановление памятников истории и культуры. Священнослужители – хорошие знатоки исторического прошлого страны.
Например, перед восстановлением храма Трех Святителей в нашей станице велась кропотливая работа по изучению пригодного для строительства места. Вновь отстроенный храм располагается на месте старинного погоста.
Как вы думаете почему? Спрашиваю я на занятии…
Место успокоения свято, ведь там хоронили только праведных христиан (самоубийцы, висельники и т. д. хоронились за территорией кладбища).
Все мы приучаемся жить при новых рыночных условиях. Рынок воцарился во многих областях нашей жизни, в том числе, и в религиозной. На нас обрушился грандиозный поток религиозной информации, подчас чисто рекламного характера. Вновь и вновь мы встаем перед выбором. Думаю, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек, ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новых религий, учений, философских систем. В наших городах и селах появилось множество религиозных групп и организаций. О некоторых из них мы раньше знали лишь понаслышке, о многих не слышали вообще никогда. И каждая провозглашает себя носительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочь преодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов.
Как узнать, насколько истинны эти обещания?
Как узнать, не принадлежит ли подошедший к вам к тоталитарной секте (деструктивному культу)?
Как узнать, не являетесь ли вы объектом вербовки, не вовлекают ли вас в организацию, в которую вы, при наличии у вас полной о ней информации никогда бы не пошли?
В своих занятиях я, обращаюсь прежде всего к молодым людям, еще не сделавшим свой религиозный выбор: пожалуйста, будьте бдительны. Это неправда, что Православная Церковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции. Она лишь предупреждает: если уж довелось нам жить при «религиозном рынке», будем грамотными потребителями. Ведь каждый человек со вниманием относится к покупке товара, проверяет его на качество и остерегается подделок. Но приобретя некачественный товар, вы лишь потеряете деньги, имея дело с духовными подделками, вы рискуете гораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьей, здоровьем, да и всей вашей жизнью, наконец.
Наша же задача дать объективную информацию, помочь подростку разобраться в проблеме духовных поисков в свете преподавания курса ОПК.
Развитие творческих способностей.
Моя задача – стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных её проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности. Всё это не только стимулирует процесс усвоения знаний, но и способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика.
Знакомя ребят со стихами, прошу проиллюстрировать произведения, либо собственными рисунками, либо подобранными фотографиями.
Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.
Любой урок – это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, чувствуем, сопереживаем. Мы доверяем друг другу, и поэтому ребятам не страшно ошибаться, выдвигая порой самые невероятные идеи и предположения. Развитие коммуникативных умений и терпимости к чужому мнению – ещё одна важная составляющая урока основ православной культуры.
Создание психологически комфортной среды.
Мне хочется, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.
Предлагаю вариативное домашнее задание: готовь творческий вопрос, или сообщение, или рисуй, или сочиняй стихи или рассказы, или выполняй презентацию к заданной теме.
Формирование рефлексивных качеств.
Развитие личности невозможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Поставь себя на место героев, как бы ты поступил?
Разнообразие учебной деятельности.
Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны чередоваться разные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторимым, не похожим на другие. В каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка», своё волшебное «Ах!», когда класс вдруг замирает от изумления и восторга. Причем отлично если к изготовлению этой «изюминки» причастен не только учитель, но и сами старшеклассники.
Хочу пожелать успехов в нашем нелегком, но таком необходимом деле!