О системе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
О системе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учебных заведениях
Содержание работы представляет собой систему духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях Бахчисарайского района Автономной Республики Крым. Здесь изложены результаты совместной деятельности Бахчисарайского церковного округа, районного методического кабинета, общества православных педагогов по данному направлению. Большие надежды возлагаются на гуманистическую направленность образования при изучении учебных предметов, внеучебной, внеклассной и воспитательной работы. Нельзя растить детей, отчужденных от интересов общества, не понимая традиций и векового верования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О системе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учебных заведениях »
Выступление на коллегии Симферопольской и Крымской епархии
в ноябре 2013 года
«О системе духовно-нравственного воспитания
в общеобразовательных учебных заведениях Бахчисарайского района Автономной Республике Крым»
Уважаемые члены коллегии
Не впервые мы с вами встречаемся по самому важному вопросу жизни – вопросу будущего молодого поколения. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовную составляющие.
В настоящее время остро стоят не только политические, социально-экономические, но и духовно-нравственные проблемы, которые во многом взаимообусловлены. Ситуация такова, что в обществе много антигуманных, преступных проявлений, социальной нестабильности, криминала, конфликтов. Все это, бесспорно, осложняет воспитание молодежи, которой жить и творить будущее нашей страны.
К счастью, сейчас наблюдается приоритетное отношение к духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи. Во многих странах и образовательных учреждениях, озабоченных спадом духовной, нравственно-этической воспитанности и социальной незрелостью значительной части молодежи.
Опыт предшествующих поколений показывает, что духовное воспитание, приобщение к нравственным идеалам, уважение и любовь к людям являются важнейшим энергетическим свойством, которое притягивает людей друг к другу и является иммунитетом против жестокости, несправедливости, безнравственности и агрессии. В последние годы мы возвращаемся к пониманию, что нельзя растить детей отчужденно от прошлой жизни, ее истории, тревог и радостей, национальной принадлежности, осмысления роли Отечества и верования, так как это приводит к утрате духовности, человечности, эталонов нравственности. Необходимым условием духовного становления является вера в реальное существование высших ценностей: Истины, Красоты, Добра и Милосердия.
Безнравственность – опасная болезнь нашего общества. Современная молодежь знакома с элементами высшей математики, свободно пользуется компьютером, Интернетом, размышляет о тайнах Мироздания. Но при этом многие остаются людьми с неустойчивой психикой, слабо развитой нравственностью, равнодушными к людям, к окружающему миру.
По меткому замечанию Валентина Распутина, «в обществе растет образованная безнравственность, с наполненным умом и опустошенным сердцем». Спад интереса к учению, рост противоправного поведения, сквернословие, курение, приобщение к алкоголю, половая распущенность – распространенные явления среди учащейся молодежи. Конечно, не все молодые люди выглядят столь непристойно, но это далеко не редкость.
Кроме того, двуличное поведение государственных структур: с одной стороны декларация нравственности, а с другой стороны узаконенное разложение общества. Вот поэтому, большие надежды возлагаются на усиление гуманистической направленности в содержании образования при изучении учебных предметов и разнообразной внеучебной, внеклассной и воспитательной работы в плане развития интереса и творчества, духовности и нравственности, подготовки к здоровому образу жизни. Гуманизация в образовании – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностно-ориентированную модель. Мы возвращаемся к пониманию, что нельзя растить детей, отчужденных от жизни и интересов общества, людей без Отечества, его тревог и радостей, национальной принадлежности, понимания традиций, векового религиозного верования.
Предстоит большая работа по совершенствованию духовно-нравственного воспитания, разработке «технологии духовности», опираясь на традиционные духовные ценности, содействующие развитию стабильности в обществе, утверждению гуманистических идеалов. Содержание светского образования должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Известно, что преподавать в учебных заведениях основы религиозной культуры имеют право педагоги, имеющие специальную профессиональную подготовку. Начиная с 2003 года курсовую подготовку прошли 21 преподаватель курса «Основы православной культуры Крыма» и 4 преподавателя курса «Основы исламской культуры Крыма».
Ежегодно в начале учебного года основные требования к преподаванию курсов духовно-нравственного направления излагаются в инструктивно-методических письмах Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины и Автономной Республики Крым.
Слава Богу, мы имеем программы для школы І ступени и старшей школы. А вот, что касается программ для 5-7 классов и ДУЗ, утвержденных Ученым советом КРИППО, их нет. Имеющиеся программы имеют статус регионального значения, а согласно требованиям, не могут быть использованы в другом регионе. Считаем, что необходимо данную проблему решить на уровне республики, нельзя начинать учебный год без нормативно-правовой базы. Курс «Основы православной культуры Крыма» в районе преподается в 15 школах І-ІІІ ступеней и одном ДУЗ города. Всего 19 педагогов. Из них 16 с высшим образованием, 3 – с неполным высшим. Это: физики, историки, филологи, биологи, психологи, учителя начальных классов.
С высшей квалификационной категорией 5 учителей, с 1 категорией 4 учителя, со 2 категорией 4 педагога, 6 специалистов. Педагогическое звание «Учитель-методист» и «Старший учитель» имеют 5 педагогов. Как вы понимаете, все это очень существенно в отношении того предмета, которому человек учился 5-6 лет. Что касается преподавания данных курсов, подготовки в течение 2-х недель не просто мало, а архи мало. Учителя берут на себя ответственность не просто перед людьми, а перед Богом. Считаю, что здесь колоссальная роль возлагается на священников на местах. Не буду сейчас останавливаться на тех мероприятиях, которые проведены преподавателями курса в течение года. Поверьте, мы старались. Традиционными в районе стали Пасхальные чтения. Радует, что в конкурсе «Урок нравственности», конкурсе чтецов духовно-нравственной поэзии принимают участие все желающие. Я всегда обращаюсь так: « уважаемые учителя, прошу принять участие…».
Районным методическим объединением преподавателей основ православия руковожу я. Но, как уже было сказано выше, количество педагогов, считающих себя православными, значительно возросло. Пришло время создать общество православных педагогов района, что мы уже и сделали.
Руководитель общества Кондрашова Валентина Федоровна, учитель социально-гуманитарных дисциплин Табачновской СОШ, которая одна из первых начала преподавать основы православия в районе, руководитель команды-победителя в игре «Что? Где? Когда?» в 2010 году, а в 2004 году в личном первенстве победил ее ученик Александров Николай и был награжден поездкой в Грецию. На сегодняшний день в обществе 50 учителей. Перед нами стоят больше задачи, надеемся с Божьей помощью работать по их реализации.
Имеем свой Устав и план работы. Сейчас преподаватели курса усиленно работают над оформлением своих кабинетов. Такие кабинеты есть в: Табачновской СОШ, Угловской СОШ, Бахчисарайской СОШ № 1.
Наличие уголка в общем классе иногда вызывает недоразумения и даже скандалы, особенно там, где в классах учатся дети сектантов (Вилинская СОШ № 1).
Хочу рассказать о нашем тесном сотрудничестве с благочинием. Отец благочинный, понимая наши проблемы с бюджетными ассигнованиями, за счет средств благочинии в этом году благословил обучение 5 педагогов, а также их преподавание в течение учебного года.
Кроме того, благочинием методическому кабинету была подарена минибиблиотека, помещенная в жестком диске на 1,5 терабайта, осуществлена подписка на 6 периодических изданий.
Главный бухгалтер отдела образования Исакина Л.А. подарила подписку журналов «Православные монастыри».
Слава Богу, нам никто не мешает работать, нас поддерживает руководство – люди православные.
Я счастлива, что был 2002 год, когда я, будучи директором Долинненской СОШ, решилась освятить ее; что был 2004 год, когда мне, тогда главному специалисту, начальник отдела образования Пехарь Г.П. отписала к исполнению документ, связанный с внедрением в учебно-воспитательный процесс курса «Основы православной культуры Крыма».
Слава Богу, что я сейчас общаюсь с такими замечательными людьми, как благочинный Бахчисарайского церковного округа протоиерей Петр Чайковский и заместитель благочинного по образованию протоиерей Олег Тышкевич, моими дорогими единомышленниками – коллегами, которых становится все больше и больше.
И позвольте еще раз обобщенно озвучить проблемы:
- согласованность плана мероприятий Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым и Симферопольской и Крымской епархии по духовно-нравственному воспитанию молодежи;
- создание учебных пособий по преподаванию курса для 1-4 классов и ДУЗов, а также учебных программ для этих категорий;
- усиление сотрудничества священников с педагогами на местах;
- своевременность информирования о проводимых мероприятиях педагогической общественности.
И в заключении хочу напомнить, что к главным требованиям к учителю, классному руководителю относят: высокую общую культуру, профессионализм, духовность, компетентность, педагогическое мастерство и творчество, непрерывное самообразование, психологическую грамотность и устойчивость, и, самое главное, любовь к детям. Каждый учитель должен одинаково хорошо относиться ко всем учащимся, при любом уровне их воспитанности и развития: уметь оказать необходимую помощь ученикам, родителям; быть одухотворенным, эмоциональным, бескорыстным, самоотверженным, требовательным, строгим и в то же время ласковым и снисходительным, умеющим получать радость и удовлетворение от общения с детьми. Именно такой учитель вызывает ответные чувства доверия, уважения и любви, которые сохраняются на долгие годы как достойный пример для подражания. И такие педагоги у нас есть.